СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Водоемы нашего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  конспекте урока рассматривается краеведческий материал, который развивает познавательный интерес учащихся, умение работать с картой, а также умение работать в группах

Просмотр содержимого документа
«Урок "Водоемы нашего края"»

Юдина Людмила Николаевна, МБОУ «Гимназия №2» г.Белгород

Тема: Водоемы родного края

Цель: создание условий для знакомства детей с водоемами Белгородского края.

Задачи: (предметные) содействовать формированию представлений учащихся о водоемах нашего края, о значении водоёмов и их охраной.

(метапредметные) способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – создать организационные условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

б) познавательных-учить устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

в) коммуникативных – учить строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

Личностные УУД: формировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, основанное на соблюдении нравственных норм.

Оборудование: карточки с названиями водоёмов, карта Белгородской области, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, справочная литература о Белгородской области

Ход занятия

1.Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Учащиеся делятся на группы по 4 человека.

2.Целеполагание.

Каждой группе раздаются карточки с загадками.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)

- Отгадайте загадки и скажите, о чем пойдет речь на занятии? Чему мы должны научиться? Что нового узнать?

Игра. (Работа с карточками)

- На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

(Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

ВОДОЁМЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ

река пруд

озеро канал

ручей водохранилище

море

океан

родник

болото


3. Далее мы будем работать в группах. Выполним проектные задачи.

1 раздел: «Виды водоёмов»

Задания для групп:

1 группа: Эта группа работает с картой Белгородской области и составляет список естественных и искусственных водоёмов.

2 группа: На схеме реки подписать её части. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова найти объяснения слов: исток, устье.

3 группа: Пользуясь планом описания реки, составить рассказ-описание одной из рек Белгородской области. Можно пользоваться справочной литературой

План описания реки:

1. Название.

2. К какому виду водоёмов относится (естественному или искусственному).

3. Где находится исток реки.

4. Какое течение: быстрое или медленное.

5. Притоки.

6. Куда впадает река.

4 группа: Собрать «рассыпавшееся» стихотворение о воде.

Ручеек и речка

Средь высоких гор и скал
Ручеек живой бежал.
Очень радостно журчал,
Жизнью горы наполнял.

С каждым днем он среди скал
Путь длинее пробивал.
И однажды прямо к речке
Быстрой, шумной он попал.

Говорит: «Привет, родня!
Не прогонишь ты меня?»
Речка очень удивилась:
«Мы-родня? Скажи, на милость,

Почему ты так решил?
Может, просто поспешил?
Мы с тобой совсем чужие,
Очень разные стихии».

Но сказал ей ручеек:
«Неужели невдомек,
Мы же оба из воды.
Наши водные следы

Уж давно переплелись.
Наконец-то мы нашлись!»

Автор: Светлана Olegova

Далее выступление групп с отчетами по своим заданиям.

4.Физминутка «Речка»

К речке быстрой мы спустились,(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.(Наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.(Хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:(Круговые движения руками)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой(Прыжки на месте)

И отправились домой.(Ходьба на месте)

5. Продолжение работы в группах

2 раздел: «Значение водоёмов и их охрана».

Задания для групп:

1 группа: Рассмотреть картинки. Дать название каждой картинке, на которой изображена роль водоёма в природе и жизни людей:

Водоемы- источник и хранилище пресной воды

Водоемы- дом для животных и растений,

Водоемы – место отдыха человека

Водоемы- украшение нашего края

2 группа: Составить памятку поведения на водоемах

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

4. Никогда не ныряй в незнакомом месте!

5. При купании будь осторожен. На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки.

3 группа: Нарисовать экологические знаки, которые можно установить на берегу реки.

4 группа: Записать экологические проблемы водоёмов Белгородского края

Далее выступление групп.

6.Итог занятия

– Какие водоемы есть в нашем крае? (Пруды, реки, родники. и т. д.)

– На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные.)

– Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д.)

7.Рефлексия.

- Что понравилось, с какими трудностями встретились?

-Что узнали на занятии нового?



Литература и интернет-ресурсы:

1) В. Иванкова «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок», Москва, «Аквариум», 2006г

2) http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875

3) http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/10