СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Вулканизм" 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий план-конспект урока по теме "Вулканизм" 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Вулканизм" 5 класс»

План-конспект учебного занятия по географии

Класс: 5

Учитель: Воротягина О.В.

Тема: Вулканизм

Цель:

- Сформировать представление учащихся о вулканах, закономерностях распространения вулканизма .


Формирование УУД:

Личностные:

- принимать активное участие на уроке, быть воспитанным, корректным, уметь создавать дружескую атмосферу вокруг себя.

Регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным.

Познавательные:

- формировать умения называть и показывать основные элементы вулкана, знания о причинах извержений вулканов.

Коммуникативные:

- продолжать формировать умение слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли по заданной проблеме, умение работать в паре, принимая равное участие.

Тип урока: «Открытие новых знаний», урок-исследование.

Технологии: информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные ( работа в малых группах), здоровьесберегающие.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, листы самооценки,

Методическое обеспечение: учебник географии (УМК под ред. В.П.Дронова), стенная карта, атлас 5 класса , презентация, тесты.

  1. Организационный момент

Слово учителя (приветствие):

Ребята, сегодня вы присутствуете на не совсем обычном уроке. У нас много гостей, а гость – это всегда хорошее настроение. Давайте улыбнёмся гостям, друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом.

2.Проверка домашнего задания + актуализация знаний

Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по нашей необъятной планете. Побывать в разных местах, увидеть много интересного. Вы согласны? Предлагаю заполнить пропуск в наше путешествие.

Положите перед собой бланки, подпишите их. Ответьте на вопросы задания. (Проставьте галочки у варианта правильного ответа)

Оцените свою работу согласно критериям оценки внизу бланка - проставьте баллы в кружок рядом с каждым заданием.

Кто не справился? Какое задание вызвало затруднение? Почему не смогли ответить на последний вопрос? Связан ли вопрос с предыдущей темой "Землетрясение"? Что нам необходимо сделать, чтобы дать ответ на этот вопрос? (Изучить это явление)

Слайд 1.Откройте тетради, запишите число и тему "Вулканы"

3.Изучение нового материала.

Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, во время которого вы подумаете что бы вы хотели узнать об этом.

Видеоролик "Мощь Земли"

Какие вопросы нам необходимо рассмотреть? (Составление целей урока. Учитель вывешивает на доске пункты плана изучения темы по мере ответов учеников). Мы будем изучать произвольно каждый пункт или приведем в последовательность? (Выстраиваем логическую последовательность плана)

1.Что такое вулкан и вулканизм

2.Строение вулкана

3.Где наблюдается вулканизм

4.Виды вулканов

Итак, план нашего исследования готов. Первый пункт плана Что такое вулкан и вулканизм? Я знаю, что вы очень любознательные и начитанные дети. А вы знаете как возник термин "вулкан"? А мы можем найти эту информацию в нашем учебнике? (нет) А где можно ее найти? (интернет, справочники, энциклопедии) , т.е. чтобы отыскать нужную информацию, нужно провести кропотливую работу. Такое исследовательское задание я поручила накануне______________. Рассказывает как нашел и обработал информацию.

Слайд 2. Рассказ ученика- Древнегреческий бог Гефест - искусный кузнец. Жил он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой клубился дым, ковал оружие. Но римлянами бог огня и кузнечного дела был переименован в Вулкан. Позже любую дымящуюся гору стали называть вулканом.

Оценить свою работу - справился ли с заданием. (четкость, полнота ответа)

Действительно, любую дымящуюся гору стали называть вулканом. А что же находится у нее внутри. Вторым пунктом нашего плана - строение вулкана. Что нам поможет в этом вопросе? (учебник) Откройте его на стр. 100, рис.81 Рассмотрим внимательно схему и подпишем части вулкана в тетради на печатной основе (стр.62 з.34)

Слайд 3.

-Что находится в центре вулкана? (вулканический очаг)

-Какое вещество его наполняет? (магма)

-А что такое магма?(вещество мантии, насыщенное газами и водяным паром)

-В каком состоянии находится магма? (вязком, расплавленном, раскаленном)

Найдите на схеме вулканический очаг и подпишите его

-Как называется канал, по которому магма движется? (жерло)

Подпишите на схеме жерло.

-Чем заканчивается наверху жерло? (кратером)

-Что такое кратер? найдите в описании схемы определение, прочитайте его.

Найдите на схеме кратер и подпишите его.

-Вырвавшись наружу, во что превращается магма? (В лаву)

Что такое лава? (магма, потерявшая газы и пары воды)

Что происходит с лавой на поверхности? (она течет вниз и застывает)

Из чего же состоят склоны вулкана? (из застывшей лавы)

Подпишите на схеме Застывшая лава

Мы узнали строение вулкана? (да)

Попробуем на основе этой информации дать определение Что такое вулкан? (Высказывания школьников) Сверим его с определением в учебнике. Запишите определение в тетрадь.

Слайд 4. Ребята, а как называется специалист по изучению вулканов (варианты детей) -вулканолог. Опасная у них работа, ответственная? (Кстати они 30 марта отмечают свой профессиональный праздник)

Кто желает сегодня побывать в роли вулканологов? Мне нужны 5 человек в одну команду. И еще несколько(если много желающих) в другую (5-6 человек). И остальные хотят? Тогда вам не менее ответственное задание. Вы будете вулканологи-эксперты. Ваша задача оценить работу вулканологов по критериям внизу листа-задания. А вулканологи, обработав информацию, предоставят нам отчет о проделанной работе. А что бы получить высокую оценку экспертов, соблюдайте критерии, по которым вас будут оценивать. Займите свои рабочие места. (после обсуждения команда из 5 человек отчитывается о проделанной работе. Эксперты оценивают правильность и полноту ответов. Затем выступает представитель от второй группы, его отчет и работу группы оценивают эксперты. Слайд 5.

____________ рассказал нам о Везувии, о его страшных последствиях. А знаменитый художник Карл Брюллов изобразил на холсте последний день Помпеи.

Слайд 6.Ребята, а что вы чувствуете, глядя на картину? Какие у вас ощущения? (беседа)

Вулканы - очень опасные явления, а грозит ли вулканизм нашему городу? (нет) А вы уверены? Третий вопрос нашего плана Где наблюдается вулканизм? поможет учебник стр.102 Нашли пункт, читаем текст. (Так же как и землетрясения,......(см.рис78) Куда нас учебник направляет? откройте рис 78 Действительно эти районы совпадают?(да и проходят они на стыке литосферных плит). Слайд 7. Покажите где будут образовываться вулканы. (ученик у доски)

Самое активное место на нашей планете - это Тихоокеанское кольцо. Слайд 8. Почему здесь часты явления землетрясения и вулканизма? (тонкая земная кора)

Итак, разобрали третий вопрос нашего плана? Теперь мы точно знаем - опасаться вулканов в Курской области не надо.

4.Первичное закрепление материала.

Посмотрим на наш план. Все магниты стали зеленого цвета. А что это означает? Что все вопросы нами изучены. Вы проделали большую работу. А теперь вернемся к нашему листу с заданием, которое вызвало затруднения. Посмотрите , теперь вы сможете ответить на этот вопрос? Кажется ли оно сейчас трудным? Ответьте на него. Отложите в сторону, в конце урока вы его сдадите мне.

Задание с картинками. Тема разобрана, все вопросы нашего урока изучены. Предлагаю вам посоревноваться. Работаем в парах. Задание вы найдете в конвертах. Главное условие - быстрота и правильность выполнения. (выполняют задание, крепят рисунок вулкана на карту и представляют информацию о нем)

5. Домашнее задание.

*п.26, з.35 стр.62 в т/п (О)

*составить кроссворд из терминов сегодняшней темы.(Ж)

*составить памятку о безопасном поведении в районах вулканизма(Ж)

(О) - обязательное

(Ж) - по желанию

6.Рефлексия

Возьмите оценочный лист( он розового цвета) подпишите его и оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Сдайте оценочные листы и листы с тестовым заданием.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!