СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 6 классе. Тема: "Вулканизм"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование  представления о вулканах, их строении, закономерностях распространения вулканизма, познакомить с различными проявлениями вулканизма; объяснить необходимость обеспечения безопасности населения. 

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6 классе. Тема: "Вулканизм"»



МКОУ "Каменная средняя общеобразовательная школа"

Урок географии в 6 классе

Учитель биологии, географии : Рут О.В.



Тема: "Вулканизм"


Цель урока – Сформировать представления о вулканах, их строении, закономерностях распространения вулканизма, познакомить с различными проявлениями вулканизма; объяснить необходимость обеспечения безопасности населения. 


Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД): 
дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения; сформировать у учащихся представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозное явление природы; познакомить учащихся с профессией вулканолога – изучение этого явления – важнейший фактор в познании строения нашей Земли; сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.
-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): 
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
умение применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников.
развивать логику, мышление, внимание учащихся; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 


Тип урока - Урок первичного предъявления новых знаний 
Оборудование – интерактивный комплекс, учебник по географии, раздаточный материал ,карточки , контурные карты, атласы, физическая карта мира, мультимедийная презентация «Вулканы», видеоролик «Извержение вулкана», бланки тестов, макет вулкана.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока
1 Организационный этап урока Мотивация учебной деятельности.
Приветствие учителя 
Проверка готовности к уроку. 
Психологический настрой на урок.
Наш урок - это урок работы в сотрудничестве. Помощь друга вам поможет справиться с заданиями нашего урока. Давайте возьмемся за руки и почувствуем плечо друга – помощника на уроке.
1.Этап актуализации субъектного опыта
1.Организует работу, повторение системы опорных знаний.
Интерактивный опрос 


Тест «Литосфера»
1.Как называется твердая оболочка Земли?
А) Литосфера Б) Атмосфера в) Гидросфера
2. Внутренняя оболочка земли, которая в переводе означает « покрывало, плащ» 
А) Мантия Б) Магма В) Земная кора
3.Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами 
А) Мантия б) Магма в) Лава
4.Эта земная кора имеет толщину от 35-75 км.
А) Океаническая б)Мантия в) Материковая
5.Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками 
А)Землетрясения б) Обвалы в) Цунами
6)Место на земной поверхности, расположенное над очагом во время землетрясения А)Эпицентр б) Очаг в) Сейсмический пояс
7.Прибор, с помощью которого изучают землетрясения 
А)Сейсмограф б) Нивелир в) Эхолот

Ключ к тесту: А,А.Б,В,А.А.А


Послушайте загадку и определите, к изучению какой темы мы приступаем:

У той немаленькой горы 
Характер тихий до поры.
Но может так случиться - 
Взорвется, задымится! (Вулкан)

- Что же это за гора?

- Вулкан.

Вулканы — это конусообразные горы, состоящие из застывших лав и сцементированных обломков горных пород.

- Как вы думаете, что нам предстоит узнать, какие цели стоят перед нами?

Предположения учеников.

- Правильно, мы должны узнать, что такое вулкан, какого его строение, как он образуется, какие виды вулканов бывают, откуда пошло название?


2. Работа с текстом
Открытие темы урока.
С утра до вечера земля колебалась, словно морские волны. Неаполитанцы бросились бежать из своих домов на площадь. Бежали в темноте. В первые мгновения люди думали, что жилища их разрушены, и со страхом дожидались утра. Когда взошло солнце, все увидели, что дома их целы. Спустя три дня в 11 часов ночи земля затряслась снова. Это был страшный подземный удар. Здания давали трещины, стекла звенели и бились, мебель падала. Вдруг все небо озарилось красным пламенем. Слышался глухой, но сильный шум, точно рев водопада. Люди не чувствовали под собой твердой почвы, воздух был охвачен пламенем, отовсюду неслись страшные, никогда не слыханные звуки. Дым, пламя и пары поднимались выше облаков и разливались во все стороны. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары.
После полуночи глухой шум прекратился, земля перестала трястись, а горы колебаться. Широкой рекой быстро неслась лава по склонам
- О каком явлении природы мы будем сегодня говорить?


Строение Вулкана 

Кратер - чашеобразное углубление на вершине горы. 

Жерло – вертикальная часть подводящего канала, соединяющая очаг вулкана с земной поверхностью, по которому поднимается магма. 

Очаг вулкана – расположен в глубине земли. 

Магма – от греческого magma – густая мазь - огненно-жидкий расплав, возникающий в земной коре или верхней части мантии, на больших глубинах. 

Лава - от итал. Lava – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 - 1250°С. Скорость течения -300-500метров в час.

Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время его содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 2000С. Вулканические газы несутся  вниз по склонам со скоростью 300км/час, сжигая все на своем пути.

Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов.

Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающиеся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувий в Италии, уничтожившего город Помпеи, Геркуланум, Стабию.



Рассмотрим репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

А.С. Пушкин отразил трагедию города в своем стихотворении, отрывок которого я сейчас вам прочитаю.

«Везувий зев открыл - дым хлынул клубом- пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колон

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождём, под воспаленным прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.»



«Этот античный город трагедия постигла рано утром 24 августа 79г. н.э. Город находился с подветренной стороны от вулкана и поэтому был очень быстро засыпан пеплом. Всё происходило в полной темноте, солнечный свет не пробивал облако пепла. Когда жители осознали всю серьезность своего положения, улицы уже были погребены под толстым слоем пепла, а он все продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах, и их мгновенно засыпал пепел.»

Вот такая страшная участь постигла многих людей проживающих в этих городах.

Виды вулканов

Действующие - вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время. Их насчитывается 800. 
Потухшие - об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать. 
Уснувшие - бездействуют много тысяч лет. (Крым, Забайкалье). . 


Практическая работа (готовые таблицы раздаются детям)

Определите по географическим координатам вулканы мира.

Какие из этих вулканов действующие, а какие потухшие?

Обозначьте на контурной карте вулканы.

Название вулкана

Материк

Географические координаты

Действующий или потухший

3. Итоги урока.

4. Домашнее задание. Параграф 15 (Сообщение о вулкане Везувий).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!