Самоанализ урока географии в 6 классе «Вулканизм»
1. Оценка общей структуры урока.
Тип урока: объяснение нового материала
Урок четвертый по разделу «Литосфера». В ходе урока четко выделены элементы урока данного типа и правильно определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока.
2. Реализация основной дидактической цели урока.
Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке. Цель: сформировать представление о вулканизме и вулканах, их особенностях, областей распространения и влияния вулканов на жизнь людей.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать представление о вулканах и гейзерах; ввести новые понятия вулканы, извержение, кратер, жерло, очаг, действующие, потухшие, гейзеры; объяснить особенности их строения.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Развитие памяти, логики и интеллекта, отработать навыки нахождения объектов на карте; отработать использование при ответе метод аналогий.
Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе; воспитать чувство сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: проектор, презентация, компьютер, физическая карта полушарий, атласы, карточки с заданиями.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: находить на карте вулканы, показывать их положение.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения окружающего мира, вырабатывать доброжелательное отношение к одноклассникам, оценивать свои и чужие поступки
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям, структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, приводить аргументы и подтверждать их фактами
Тип урока: объяснение нового материала
Форма работы учащихся: индивидуальная, парная.
Учащиеся при ознакомлении с новым материалом были активными. Они постоянно находились во взаимодействии с учителем или соседом по парте. Все учащиеся на уроке работали, все были заняты. Считаю, что методика решения отдельных 'блоков' нового материала продумана верно. На уроке имело место быть закрепление на специально выделенном этапе урока. Проверка качества знаний осуществлялась путём проведения теста и его взаимопроверкой.
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
Во время изучения нового материала учащиеся анализировали, обобщали, классифицировали, то есть совершали основные мыслительные операции. На уроке осуществлялись межпредметные связи с искусством (использование картины «Последний день Помпеи»). Развитие творческого мышления осуществлялось за счет того, что дети придумывали задания для других учащихся. На уроке речь шла о профессии вулканолога, что является профориентационным направлением.
4. Воспитание в процессе урока.
Воспитательные возможности содержания учебного материала были использованы полностью. При работе с картиной я пыталась донести до детей чувство сострадания к погибающим людям. На уроке была обеспечена связь с реальной жизнью, когда речь шла о вулканах Забайкальского края. Детям было очень интересно.
5. Соблюдение основных принципов дидактики.
Общепризнанные принципы дидактики были учтены: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.
6. Выбор методов обучения.
Считаю, что все задания для учащихся были с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методы обучения были выбраны в соответствии с целью урока.
7. Работа учителя на уроке.
Во время урока я старалась вести диалог с учащимися, слушать то, что говорят дети, давать возможность им высказать свои мысли, старалась помогать учащимся. На мой взгляд, контакт с классом был достигнут.
8. Работа учащихся на уроке.
Учащиеся на уроке были активны. Они работали в парах, участвовали в диалогах, выполняли задания, представляли свою работу. Дисциплина на уроке была соответствующая рабочей обстановки. Для отдыха учащихся была проведена физкультминутка.
9. Гигиенические условия урока.
Гигиенические условия урока соответствовали требования.
Вывод: Все задачи урока были выполнены. Цель достигнута.