СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии в 6 классе по теме "Вулканизм"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока географии по теме "Вулканизм" в 6 классе. В архиве раздаточный материал, технологическая карта урока, презентация, видеоматериалы.

Просмотр содержимого документа
«Вулканизм»

Конспект урока по географии по теме «Вулканизм»

Класс: 6

Тема урока: «Вулканизм»

Цель: сформировать представление о вулканизме и вулканах, их особенностях, областей распространения и влияния вулканов на жизнь людей.

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать представление о вулканах и гейзерах; ввести новые понятия вулканы, извержение, кратер, жерло, очаг, действующие, потухшие, гейзеры; объяснить особенности их строения.

  • Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Развитие памяти, логики и интеллекта, отработать навыки нахождения объектов на карте; отработать использование при ответе метод аналогий.

  • Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе; воспитать чувство сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: проектор, презентация, компьютер, физическая карта полушарий, атласы, карточки с заданиями.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: находить на карте вулканы, показывать положение их положение.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, вырабатывать доброжелательное отношение к одноклассникам, оценивать свои и чужие поступки

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям, структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, приводить аргументы и подтверждать их фактами

Тип урока: объяснение нового материала 

Форма работы учащихся: индивидуальная, парная.


Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Вулканизм»

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

-Назовите главную причину землетрясений?

-Кто такие сейсмологи?

-В чём измеряют силу землетрясений?

-Где землетрясения происходят?

-Что такое сейсмические пояса?

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П)

Цель записывается на доске и обсуждается (Р).


Этап 2. Создание проблемной ситуации

Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации. Перед вами изображение разных гор. Скажите где горы и вулканическая гора. (Слайд 1)

-Как вы это определили?

-Почему?

Выясняет, какими знаниями владеют школьники о вулканизме.

Учитель предлагает посмотреть видеоролик.

Я думаю, что после просмотра видеоролика вам не составит труда ответить на вопрос: что мы будем изучать с вами на уроке. Кто определил тему нашего урока?

Записываем тему урока в тетради.

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Выполняют логическую операцию сравнения картин (П)














Записывают тему урока в тетради.

Этап 3. Целеполагания:

Комментируя ответы, учитель совместно с учениками определяет задачи урока и предлагает их сформулировать. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Чтобы найти причину явления необходимо подвергнуть объект (явление) анализу.

Это означает: нам надо изучаемый объект расчленить на составные части.

-Из чего состоит явление «извержение вулкана»?

- Где зарождается процесс извержения?

Это означает: что нам надо ответить на вопрос: Как устроен вулкан? т.е. изучить его …..?

Анализируют, аргументируют, доказывают точку зрения (П, Л)

Работают с рис 31 стр. 51 параграфа учебника.


Этап 4. Планирования

Предоставляет «конфликтный» материалсоздаёт готовность к предстоящей деятельности.

- Именно особенности строения вулкана определяют условия его образования и конкретные места их появления.

Нам надо ответить на вопросы: В каких уголках планеты проявляется вулканизм? Как часто происходят извержения?

Итак, какая задача встает перед нами?

- Изучение строения вулкана и районов их образования можно предположить причины извержения.

-Таким образом, наша первая задача состоит в том, чтобы вы изучили текст параграфа

Вот мы и подошли к нашему ключевому вопросу:

- Почему происходят извержения вулканов?

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К), работают с текстом параграфа




Этап 5. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Вам нужно будет поработать в парах, приготовить сообщение и придумать задание для других групп.

У вас на столах стоят таблички.

1 группа – практики (найдите на карте полушарий вулканы, которые перечислены, впишите в таблицу и названия. Задание: покажите эти вулканы)

2 группа – теоретики (изучите текст и скажите на какие две группы делятся вулканы и почему? Где чаще происходят извержения вулканов? Задание: Используя атлас, приведите примеры потухших и действующих вулканов)

3 группа – исследователи (Проведите исследование. Каково строение вулканов? Составьте схему. Задание: Заполнить схему на листочках)

Изучением вулканов занимаются вулканологи. Их работа не только интересна, но и опасна: добыть сведения о составе лавы и вулканических газов можно только в кратере вулкана.

Ребята, как вы думаете, вулканы приносят вред или пользу человеку?

Приведите примеры вреда и пользы деятельности вулканов для человека.

Вред:

1.Разрушение

2 Пожары.

3.Отравляющие газы

Сообщение учителя:

Вулкан Везувий, расположенный в Италии, внезапно проснулся в 79 г. н. э. после нескольких тысячелетий покоя. Произошло очень сильное извержение. Оно сопровождалось землетрясением, подземным гулом, выбросами вулканического пепла, который засыпал окрестные села и город Помпеи. При извержении погибли десятки тысяч людей.

-Это событие изобразил на своей картине известный русский художник Карл Павлович Брюллов. Картина так и называется — «Последний день Помпеи». (Слайд 2)

-Рассмотрите картину и представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях?

(Слайд 3)

Польза:

1.вулканический пепел - прекрасное удобрение

2.вулканический туф - строительный материал

3.Внутреннее тепло вулканов используется для нагрева помещений, теплиц (Слайд 4)

4.Горячие источники вблизи вулканов обладают целебными свойствами

Учитель: Каким образом можно использовать то, что дают вулканы?

-Пепел – плодородные почвы. Извержения вулканов поддерживают температурный баланс на Земле. Извержения выделяют углекислый газ в атмосферу, который служит питанием для растений, а те в свою очередь выделяют кислород, необходимый для жизни человека

Стимулирует активное участие всех детей к практической части

Физкультурная пауза:

Мы вулканы изучали,
И немножечко устали.
И поэтому вот тут
Просто надо отдохнуть.

Встали из-за парт все дружно.
Нам вулкан представить нужно.
Мы на кратер посмотрели,
Всю подошву рассмотрели.

Левый склон и правый склон,
До чего вулкан силен.
Покружили головой,
Не пора ли нам домой.

Потянулись вверх, друзья,
Пробежались, но слегка.
Развернулись все кругом,
И работать мы начнем.

Работают с учебникомнаходят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П, Р)



Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П, К).



Практикум: работа в парах – показывают на карте, записывают в тетради, делают рисунок и формулируют выводы(П, Р, К.)

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

(Р, К, П)

Объясняют, соотносят анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают

информацию. (К, Р)

Рассматривают картинки.










Описывают картину (Р, К)
















Ощущения: Ужас, страх, желание спастись



Рушатся здания, падают колонны и статуи.


Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. (Тестирование) Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары. Образец: 1-Б

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности

-Нанесите на контурные карты вулканы из атласа со стр. 24.

3. Знаете ли вы, что на территории Забайкальского края тоже есть вулканы

-Какие это вулканы: действующие или потухшие? Почему вы так думаете?

Действующих вулканов нет. Однако в разных районах нашего края известны потухшие вулканы. Среди них есть сравнительно «молодые». Например, Трахитовый, Аку, Чепе, Сыни.

Работают в парах, определяют границы собственного знания и незнания (Р, Л)



Самостоятельно выполняют проверку тестов по эталону, обменявшись выполненными работами (П)


Работа в контурных картах (весь класс работает)


Соотносят физическую карту и контурную (П, Р)




Смотрят по атласу и отвечают на вопрос.

Этап 7. Рефлексия (итог урока)

Что вы узнали на уроке?

Какие учебные задачи выполняли?

Что вызвало затруднения?

О чем хотели бы еще узнать?

Формулирует выводывыставляет оценки за работу на уроке

Предлагает учащимся ответить изученные вопросы и оценить свою работу на уроке.

1. Образование и строение вулканов

2. Действующие и потухшие вулканы

3. Размещение вулканов на Земле

5. Изучение вулканов

У той немаленькой горы

Характер тихий до поры.

Но может так случиться -

Взорвется, задымится!

Знаете ли вы теперь, о какой горе идёт речь?

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к цели (Р, Л, П),

Оценивают свои знания по пятибалльной системе. (Р, П, Л)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали. Делают самооценку 










Дерево успеха:

Зелёный листок – доволен своей деятельностью!
Жёлтый – допустил неточность!
Красный – надо постараться, успех придёт!

Этап 8. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание: §15 (Слайд 5)

1.Приготовить сообщение об  известном вулкане, используя дополнительную литературу или интернет – ресурсы. Может кто-то захочет приготовить сообщение об одном из вулканов Забайкальского края.

Записывают домашнее задание в дневники.



Просмотр содержимого документа
«Раздаточный»

Географические координаты

Название вулкана

2 °ю.ш. 78°з.д.


4 °ю.ш. 37° в.д.


18° с.ш. 97° з.д.


41° с.ш. 15° в.д.


36° с.ш. 13° в.д.


56° с.ш.162°в.д.


36 °с.ш.138°в.д.


13° ю.ш.106°в.д.








Географические координаты

Название вулкана

2 °ю.ш. 78°з.д.

Котопахи

4 °ю.ш. 37° в.д.

Килиманджаро

18° с.ш. 97° з.д.

Орисабо

41° с.ш. 15° в.д.

Везувий

36° с.ш. 13° в.д.

Этна

56° с.ш.162°в.д.

Ключевская Сопка

36 °с.ш.138°в.д.

Фудзияма

13° ю.ш.106°в.д.

Кракатау















































ФИО--__________________________________

1. Кратер А) Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана

2. Жерло Б) Углубление в верхней части вулкана

3. Очаг магмы В) Самый высокий действующий вулкан России

4. Лава Г) Вулкан, извержения которого прекратились

5. Вулканические бомбы Д) Магма, излившаяся на поверхность

6. Действующий вулкан Е) Вулкан, извержения которого повторяются

7. Потухший вулкан Ж) Канал, по которому поднимается магма

8. Ключевская Сопка З) Расплавленная мантия в глубинах Земли

Ответы

1


2


3


4


5


6


7


8


Оценка

8 – «5»

7-6 – «4»

5-4 – «3»

3-0 – «2»




ФИО--__________________________________

1. Кратер А) Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана

2. Жерло Б) Углубление в верхней части вулкана

3. Очаг магмы В) Самый высокий действующий вулкан России

4. Лава Г) Вулкан, извержения которого прекратились

5. Вулканические бомбы Д) Магма, излившаяся на поверхность

6. Действующий вулкан Е) Вулкан, извержения которого повторяются

7. Потухший вулкан Ж) Канал, по которому поднимается магма

8. Ключевская Сопка З) Расплавленная мантия в глубинах Земли

Ответы

1


2


3


4


5


6


7


8


Оценка

8 – «5»

7-6 – «4»

5-4 – «3»

3-0 – «2»

1

Б

2

Ж

3

З

4

Д

5

А

6

Е

7

Г

8

В

1

Б

2

Ж

3

З

4

Д

5

А

6

Е

7

Г

8

В










1

Б

2

Ж

3

З

4

Д

5

А

6

Е

7

Г

8

В


1

Б

2

Ж

3

З

4

Д

5

А

6

Е

7

Г

8

В











1

Б

2

Ж

3

З

4

Д

5

А

6

Е

7

Г

8

В












1

Б

2

Ж

3

З

4

Д

5

А

6

Е

7

Г

8

В













1 группа – практики

Найдите на карте полушарий вулканы, которые перечислены, укажите их координаты. Заполните таблицу.

Придумайте задание для других пар по своей теме.



2 группа – теоретики

Изучите текст и скажите на какие две группы делятся вулканы и почему? Где чаще происходят извержения вулканов? Приготовьте рассказ.

Придумайте задание для других пар по своей теме.



3 группа – исследователи

Проведите исследование. Каково строение вулканов? Составьте схему. Приготовьте рассказ по макету.

Придумайте задание для других пар по своей теме.




Очаг магмы



Жерло



Кратер



Остывающая лава



Слои застывшей лавы



Боковой кратер

ПРАКТИКИ



ПРАКТИКИ

ТЕОРЕТИКИ

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

ИССЛЕДОВАТЕЛИ



Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока географии в 6 классе «Вулканизм»

1. Оценка общей структуры урока.

Тип урока: объяснение нового материала 

Урок четвертый по разделу «Литосфера». В ходе урока четко выделены элементы урока данного типа и правильно определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока.

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке. Цель: сформировать представление о вулканизме и вулканах, их особенностях, областей распространения и влияния вулканов на жизнь людей.

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать представление о вулканах и гейзерах; ввести новые понятия вулканы, извержение, кратер, жерло, очаг, действующие, потухшие, гейзеры; объяснить особенности их строения.

  • Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Развитие памяти, логики и интеллекта, отработать навыки нахождения объектов на карте; отработать использование при ответе метод аналогий.

  • Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе; воспитать чувство сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: проектор, презентация, компьютер, физическая карта полушарий, атласы, карточки с заданиями.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: находить на карте вулканы, показывать их положение.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, вырабатывать доброжелательное отношение к одноклассникам, оценивать свои и чужие поступки

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям, структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, приводить аргументы и подтверждать их фактами

Тип урока: объяснение нового материала 

Форма работы учащихся: индивидуальная, парная.

Учащиеся при ознакомлении с новым материалом были активными. Они постоянно находились во взаимодействии с учителем или соседом по парте. Все учащиеся на уроке работали, все были заняты. Считаю, что методика решения отдельных 'блоков' нового материала продумана верно. На уроке имело место быть закрепление на специально выделенном этапе урока. Проверка качества знаний осуществлялась путём проведения теста и его взаимопроверкой.

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Во время изучения нового материала учащиеся анализировали, обобщали, классифицировали, то есть совершали основные мыслительные операции. На уроке осуществлялись межпредметные связи с искусством (использование картины «Последний день Помпеи»). Развитие творческого мышления осуществлялось за счет того, что дети придумывали задания для других учащихся. На уроке речь шла о профессии вулканолога, что является профориентационным направлением.

4. Воспитание в процессе урока.

Воспитательные возможности содержания учебного материала были использованы полностью. При работе с картиной я пыталась донести до детей чувство сострадания к погибающим людям. На уроке была обеспечена связь с реальной жизнью, когда речь шла о вулканах Забайкальского края. Детям было очень интересно.

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Общепризнанные принципы дидактики были учтены: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.

6. Выбор методов обучения.

Считаю, что все задания для учащихся были с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методы обучения были выбраны в соответствии с целью урока.

7. Работа учителя на уроке.

Во время урока я старалась вести диалог с учащимися, слушать то, что говорят дети, давать возможность им высказать свои мысли, старалась помогать учащимся. На мой взгляд, контакт с классом был достигнут.

8. Работа учащихся на уроке.

Учащиеся на уроке были активны. Они работали в парах, участвовали в диалогах, выполняли задания, представляли свою работу. Дисциплина на уроке была соответствующая рабочей обстановки. Для отдыха учащихся была проведена физкультминутка.

9. Гигиенические условия урока.

Гигиенические условия урока соответствовали требования.

Вывод: Все задачи урока были выполнены. Цель достигнута.

Просмотр содержимого презентации
«Вулканизм»

№ 1 № 2

№ 1

№ 2

Карл Павлович Брюллов   Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов

Последний день Помпеи

Скелеты, найденные на улицах Помпеи

Скелеты, найденные на улицах Помпеи

Использование горячих источников воды и гейзеров Мутновская ГеоТЭС, Камчатка

Использование горячих источников воды и гейзеров

Мутновская ГеоТЭС,

Камчатка

Домашнее задание: Домашнее задание: § 15 Приготовить сообщение о вулкане.

Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • § 15

Приготовить сообщение о вулкане.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!