Урок 1. Введение. Знакомство с историей.
Цель: создание условий для формирования представлений об исторической науке, способах изучения прошлого.
Задачи:
1) Формирование у пятиклассников понимания нового предметного курса «Всеобщая история. Древний мир», понимания и значимости предмета «История» для современного человека и общества.
2) Развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений.
3) Овладение учащимися начальными знаниями о содержании предмета «История», науках - «помощницах», исторических источниках.
Личностные результаты:
1) осмысление значения опыта предшествующих поколений;
2) привитие уважения к истории своего государства, которое является одним из условий сохранения этого государства;
3) овладение умениями работать с учебной и дополнительной информацией.
Предметные результаты:
1) овладение представлениями об историческом пути человечества, как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; знакомство с хронологией, археологией.
2) умение различать исторические источники, читать историческую карту, ориентироваться в ней.
Оборудование: учебник, карта (учитель подбирает любую карту для знакомства), вещественный источник.
На доске: Тема урока и домашнее задание (Повторить определения в тетради. Составить устный рассказ «Для чего нужно знать историю»).
1. Организационный момент (6 мин.)
1. Представление учителя.
2. Знакомство с учащимися.
3. Учитель объясняет учащимся правила поведения в кабинете:
1) на перемене;
2) на уроке;
4. Правила ведения тетради по истории (тетрадь заводится на весь год обучения; записи в тетради краткие – это понятия, термины, даты и т.п., которые необходимо запоминать).
5. Знакомство с учебником. Имена авторов, строение учебника.
6. Знакомство с атласом по истории, с комплектом контурных карт.
2. Формулирование темы урока (4 мин.)
Учитель: объявляет учащимся о знакомстве с новым предметом. Предлагает ответить на вопросы:
На уроках окружающего мира вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события прошлого вам запомнились больше всего? А помните ли вы, когда они произошли?
Что изучает история? О чем эта наука может нам рассказать?
Ответы учащихся. Запись на доске: История – это наука о человеческом прошлом.
Определение записывается в тетрадь.
Далее учитель предлагает учащимся вопросы:
1) Как вы думаете, что будет с человеком, если он потеряет память?
2) А что будет с обществом, если оно не будет помнить и изучать своё прошлое?
Ответы учащихся.
Каждый человек должен знать историю своей Родины. Но этого недостаточно. Важно знать историю других стран, народов, всего человечества.
А для чего мы изучаем историю?
Учитель подводит итог: «Если народ не помнит своей истории, он исчезает. Может исчезнуть и государство. История – это важнейшая наука. Но наукой она была не всегда. Когда-то люди не умели ни читать, ни писать и исторические знания они передавали с помощью устной речи.
Само слово «История» в переводе с греческого языка переводится как «рассказ о событиях». А знаете ли вы, кого называют отцом истории? Древнегреческого ученого Геродота, жившего в 5 веке до н.э.. Он первым написал трактат по истории разных народов и помог нам, потомкам, узнать о том, как жили наши предки.
3. Объяснение нового материала (25 мин.)
Ребята, как вы думаете – откуда мы можем узнать о человеческом прошлом, если эти события так далеки от нас?
Ответы учащихся.
Есть науки, которые помогают изучать историю по историческим источникам. Давайте на доске сформулируем понятие исторических источников:
Исторические источники – это памятники устной, письменной и материальной истории, которые дают представление о человеческом прошлом.
Устные источники – мифы, легенды, сказания, песни и др.
Письменные источники – книги, документы, письма, указы и т.д.
Археологические (вещественные) источники – предметы быта, орудия труда, оружие, одежды, остатки жилищ, останки человека и животных, которые ему служили.
Запись в тетрадь: «Археология – это наука о древности». Археологи изучают прошлое по вещественным историческим источникам. Учитель задаёт вопросы учащимся: «Что находят археологи? Чем они занимаются?»
Для изучения истории нужна еще одна наука - хронология. Делается запись в тетрадь: «Хронология – это наука о времени». Учитель показывает оформленную ленту времени (можно начертить ленту на доске, можно изготовить из бумаги).
До нашей эры Наша эра
Учащиеся чертят линию времени и делают записи в тетрадь: «Эра – это большой период времени»; «Наша эра – это период с 1-го года нашей эры до наших дней». Период времени до 1-го года нашей эры называется «до нашей эры». «Каждые сто лет называются веком». Век = 100 лет. Века обозначаются римскими цифрами. (Учитель проверяет насколько учащиеся знакомы с римскими цифрами).
Для формирования у учащихся хронологической компетентности им предлагается решить задачу.
Задачи:
«В этом году учёные нашли клад, который пролежал в земле 800 лет. В каком году клад был зарыт в землю? Отметьте на ленте времени год в котором клад был зарыт в землю?». (Учитель проверяет и поясняет решение задачи). Археология ещё одна помощница истории.
В этом году исполняется 350 лет со дня рождения Петра Первого. Отметьте год, в котором он родился.
4. Закрепление изученного материала (3 мин.)
1. Учитель просит учащихся, используя тетрадь, ответить на вопросы:
1) Что такое история?
2) Кто такой Геродот?
3) С какими видами исторических источников вы познакомились?
4) Что такое хронология, археология?
5) Что такое «эра», о каких эрах вы узнали?
5) Как переводится с греческого языка слово «история»?
5. Рефлексия (3 мин.)
Вопросы к учащимся:
-Что было для вас интересным на первом уроке истории?» (обсуждение)
-Что было сложным и непонятным?
7. Домашнее задание (1 мин.)
Повторить определения в тетради. Составить устный рассказ «Для чего нужно знать историю».