Просмотр содержимого документа
«Урок -зачёт в 10 классе по теме "Население мира"»
Урок-зачёт в 10 классе по теме «География населения»
Цели: закрепить знания по теме «Население»; проверить уровень знаний и умений по теме «Население».
Оборудование: карта «Население мира», тесты, контурные карты, атласы.
Составить названия географических объектов, переставляя буквы в данных словах, например: веки-Киев (за 1 минуту, каждое новое слово 0,1 балла):
Сало, Кира, булка, леди, навага, Мила, соло, слива.
Напишите формулы I и II типов воспроизводства населения. Приведите пять характерных примеров стран каждого из этих типов (по 0,1 баллу за каждую страну).
Укажите, какие из перечисленных ниже народов относятся к индоевропейской семье языков:
Китайцы, хиндустанцы, русские, японцы, бразильцы , англичане, американцы, египтяне (за каждую нацию по 0,2 балла).
В колонке для ответа поставьте цифры, обозначающие причины, которые определили высокую или низкую плотность населения в следующих регионах и странах:
Регионы и страны | Причины | Ответы |
Северная Америка | 1.Наличие благоприятных природных условий и ресурсов 2. Отсутствие благоприятных природных условий и ресурсов 3. Воздействие исторических особенностей заселения 4.Характер демографической ситуации 5.Воздействие социально-экономических условий жизни людей | |
Канада | |
Западная Европа | |
Япония | |
Австралия | |
Гренландия | |
Южная Азия | |
(5 баллов )
На основе полученных знаний заполните следующую таблицу:
(по 0,2 балла за каждый верный ответ в табличке)
Типы стран | Тип воспроизводства (демографическая зима-демографическая весна) | Тип возрастного состава (старый-молодой) | Уровень урбанизации (высокий, средний, низкий) | Темпы урбанизации (высокий, средний, низкий) | Уровень внешних миграций (сильн., средн, слабый) |
Развитые | | | | | |
Развивающиеся | | | | | |
Обозначьте по памяти на контурной карте мира основные направления межконтинентальных миграций населения.
Пользуясь текстом учебника, назовите причины следующих явлений:
Явления (следствия) | Причины |
Уровень смертности в развивающихся странах в последние десятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой | А. социально-экономические преобразования |
Китай и Индия наиболее активно проводят государственную демографическую политику | Б. высокий естественный прирост |
Русский язык превратился в России в язык межнационального общения | В. русская нация – самая многочисленная |
Население мира размещено неравномерно | Г. неодинаковые природные условия, история заселения |
Городское население концентрируется, прежде всего, в больших городах | Д. развит набор социальных услуг и сфер |
(за каждую верно подобранную пару причина-следствие по 0,4 балла)
Поставить знак «+» в местах пересечения признаков и определений понятий:
Признаки определе ния | Превышение рождаемости над смертностью | Премещение населения | Степень заселенности | Процесс роста городов | Часть населения, занятая в различных сферах производственной деятельности | Скопление городских пунктов | Резкое увеличение темпов роста населения |
Урбанизация | | | | | | | |
Демографический взрыв | | | | | | | |
Городская агломерация | | | | | | | |
Экономически активное население | | | | | | | |
Плотность населения | | | | | | | |
Миграция населения | | | | | | | |
Естественный прирост населения | | | | | | | |