(5 КЛАСС)
Цели урока:
знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умения отгадывать и сочинять загадки.
Словарная работа:
загадка, иносказание, прямое и отрицательное сравнение.
Оборудование:
карточки с загадками.
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания.
Зачитаем несколько сочинений, обсудим, удачные ли получились работы.
Происхождение загадок.
Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам, явлениям. Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить названия болезней, волка, черта, змеи и т.д. Охотник, боясь неудачи, окружал свое занятие тайной, не говорил, куда он направляется на охоту, на какого зверя, не называл охотничьих орудий. Охотнику, уходящему на промысел, не следовало предлагать вопрос: «Куда идешь?». Ответ на этот вопрос означал бы раскрытие тайны. Когда вопрос был задан, охотник возвращался домой, бранился или Шутливо отвечал: «На кудыкину гору журавлей пугать». Отсюда поговорка: «Не кудыкай, счастья не будет» (Даль). Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова. Так, сибирские крестьяне, чтобы не навлечь на себя беды и по забывчивости не сказать дурного слова о медведе, избегали употребления самого слова «медведь», называя его в иных местах «дедушка», например у русских колымчан, в других -«зверем», «хозяином», иногда называли его «он», «черный зверь». Отправляясь в тайгу, произносили заговор: «Пень, колода, крутая гора, не видать черному зверю меня». Сибирские охотники дикую свинью называли «низкоглядкой», т.е. той, которая смотрит вниз.
С этими «подставными» словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путем указания на какие-либо признаки, например: «Пошел по тух-туху, взял с собой тав-тавту, нашел я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела б меня храп-тахта» (Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей).
Когда-то в древности у народов, стоящих на низкой ступени общественного развития, загадки служили средством испытания «мудрости». Древний человек был заинтересован в том, чтобы был обеспечен удачный исход при военном столкновении, благополучный брак, удачная охота. Поэтому проводились испытания «мудрости» при выборе вождя, жреца, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой. В русском фольклоре сохранились следы такого рода значения загадок. Например, существовали сказки, в которых царевна обещала выйти замуж за того, чьи загадки она не сумеет отгадать.
С течением времени функция загадок изменяется. Они становятся средством развлечения. Испытания, состязания загадками приобретают игровое значение. Их очень любят дети. Отгадывая загадку, они испытывают большое удовлетворение. Загадка как бы по-новому раскрывает мир, заставляет видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. В этом состоит большое познавательное и воспитательное значение загадок.
Поэтика загадок. По своей художественной форме загадка близка к пословице и поговорке. В некоторых случаях только интонация отличает загадку от пословицы, например: «Сидит на овчине, а бьет соболей» (промышленник). Загадка обычно строится на метафорической иносказательности, например: «Без рук, без топоренка построена избенка» (гнездо). Метафора иногда отсутствует, и загадка основывается только на описании свойств или признаков неназванного предмета.
II. Вступление к теме «Загадки».
1. Начнем с загадок, написанных на доске.
Лежал, лежал, да и в речку побежал.
Круглая, а не месяц, желтая, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.
— Что записано на доске?
— Как вы поняли, что это загадки?
— Чем загадка схожа с пословицей и поговоркой?
2. Работа с термином «загадка» - подбор однокоренных слов. Запись темы урока.
III. Работа со статьей «Загадки».
Составление опорного конспекта.
Загадка | Краткость, конкретность, иносказательное описание предмета (метафоричность) | + | ритмичность и рифмованность, форма вопроса |
IV. Как «сделана» загадка.
Познакомимся с основными художественными особенностями загадки. На каждом столе есть карточки с загадками.
В основу загадки могут быть положены:
1. Метафора:
Меж двух светил Белые хоромы,
Я в середине один. (Нос) Красные подпоры. (Гусь)
2. Олицетворение:
Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)
3. Звуковой образ, звукоподражание:
Зубастый зверек
Грызет с визгом дубок. (Пила)
4. Прямое сравнение:
Пять ларчиков — пять чуланчиков. (Перчатка)
5. Отрицательное сравнение:
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит — воет,
Падет - землю роет. (Жук)
6. Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию):
Красненька, кругленька,
Листочки продолговатеньки. (Рябина)
7. Прямой вопрос:
Кто бежит без провода? (Река)
V. Творческая работа.
1. Попробуем сочинить загадку.
VI. Знакомство с литературными загадками.
Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются. Предметы и явления в них знакомы детям, взяты из современной жизни. Это паровоз, велосипед, очки, водопровод, фонтан, мяч, карандаш и т.д. В то же время авторские загадки по-новому обыгрывают предметы, излюбленные народной поэзией. Например, народная загадка о печке, огне и дыме:
Мать толста,
Дочь красна,
Сын — бес,
Долетел до небес —
пересказана Е. Благининой так:
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
Но зато, когда сыта,
От Федоры — теплота!
У С. Маршака есть две загадки о часах. В одной он полностью использовал народный образ: «Идут, идут, а с места не сойдут», но он конкретизировал время действия и прибавил стишок-подсказку:
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
Совсем иной, удивительно точный образ создан в другой загадке С. Маршака о часах:
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце...
По правилам народной загадки тут нужно поставить точку, но у авторской поэзии свои правила. Поэт подсказывает:
... Бьется чье-то сердце— Тихо так, Тихо так.
Замечательная подсказка — звукоподражание — раскрывает секреты других поэтических подсказок. Поэты используют все приемы словесной игры, чтобы помочь нам догадаться, о чем идет речь.
Одна из любимых форм подсказки — рифма. Последнее слово в стишке-загадке — это отгадка. Срифмовав свою догадку с предыдущей строчкой, легко найти ответ. Например:
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка. Кто такая?
{(Электричка)
Стихотворение К. Чуковского «Скрюченная песня» первоначально было придумано как игра в рифму:
Жил на свете человек
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной... (дорожке)
Эту игру можно использовать при чтении любого стихотворения. Поэты любят не просто загадки, а озорные, каверзные вопросы, nеpeвертыши, путаницу.
Чаще всего они предлагают среди нагромождений явной чепухи и нелепости отыскать правильный ответ. Так, Гиви Чичинадзе спрашивает:
Шерсть смотали мы в моток,
Выйдет Шелковый платок.
Отвечайте, ПРАВДА ЛИ?
Или:
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте, ПРАВДА ЛИ?
Современный поэт Игорь Мазнин задает самый, казалось бы, разумный вопрос:
«Почему киты молчат (действительно почему?), хоть имеют киты преогромные рты?» И дает на него неожиданный ответ: Потому, что киты в рот набрали воды!
Иронический, двусмысленный оттенок возникает из обыгрывания всем известной пословицы: «Набрать в рот воды» - значит «замолчать». Такое
объяснение по отношению к киту — явная чепуха и в то же время — действительный факт из жизни этих гигантских молчунов.
Читая авторскую загадку, держите ухо востро: простой вопрос часто содержит непредвиденный ответ.