СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Загадки" 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Загадки" 5 класс»






(5 КЛАСС)








Цели урока:


знакомство с происхождением и природой загадок; разви­тие умения отгадывать и сочинять загадки.

Словарная работа:


загадка, иносказание, прямое и отрицательное срав­нение.


Оборудование:


карточки с загадками.


Ход урока.


1.Проверка домашнего задания.


Зачитаем несколько сочинений, обсудим, удачные ли получились работы.

Происхождение загадок.


Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что их проис­хождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоя­щие названия животным, предметам, явлениям. Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить названия болезней, волка, черта, змеи и т.д. Охотник, боясь неудачи, окружал свое занятие тайной, не говорил, куда он направляется на охоту, на какого зверя, не называл охотничьих орудий. Охотнику, уходящему на промысел, не следовало предлагать вопрос: «Куда идешь?». Ответ на этот вопрос означал бы раскрытие тайны. Когда вопрос был задан, охотник возвращался домой, бранился или Шутливо отвечал: «На кудыкину гору журавлей пугать». Отсюда поговорка: «Не кудыкай, счастья не будет» (Даль). Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова. Так, сибирские крестьяне, чтобы не навлечь на себя беды и по забывчивости не сказать дурного слова о медведе, избегали употребления самого слова «медведь», называя его в иных местах «дедушка», например у русских колымчан, в других -«зверем», «хозяином», иногда называли его «он», «черный зверь». Отправляясь в тайгу, произноси­ли заговор: «Пень, колода, крутая гора, не видать черному зверю меня». Сибирские охотники дикую свинью называли «низкоглядкой», т.е. той, которая смотрит вниз.

С этими «подставными» словами и связана народная загадка, в которой неназванный пред­мет или явление описывались путем указания на какие-либо признаки, например: «Пошел по тух-туху, взял с собой тав-тавту, нашел я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела б меня храп-тахта» (Пошел я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей).

Когда-то в древности у народов, стоящих на низкой ступени общественного развития, загадки служили средством испытания «мудрости». Древний человек был заинтересован в том, чтобы был обеспечен удачный исход при военном столкновении, благополучный брак, удачная охота. Поэто­му проводились испытания «мудрости» при выборе вождя, жреца, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой. В русском фольклоре сохранились следы такого рода значения загадок. Например, существовали сказки, в которых царевна обещала выйти замуж за того, чьи загадки она не сумеет отгадать.

С течением времени функция загадок изменяется. Они становятся средством развлечения. Испытания, состязания загадками приобретают игровое значение. Их очень любят дети. Отгады­вая загадку, они испытывают большое удовлетворение. Загадка как бы по-новому раскрывает мир, заставляет видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. В этом состоит большое познавательное и воспитательное значение загадок.

Поэтика загадок. По своей художественной форме загадка близка к пословице и поговорке. В некоторых случаях только интонация отличает загадку от пословицы, например: «Сидит на овчине, а бьет соболей» (промышленник). Загадка обычно строится на метафорической инос­казательности, например: «Без рук, без топоренка построена избенка» (гнездо). Метафора иногда отсутствует, и загадка основывается только на описании свойств или признаков неназ­ванного предмета.


II. Вступление к теме «Загадки».


1. Начнем с загадок, написанных на доске.


Лежал, лежал, да и в речку побежал.

Круглая, а не месяц, желтая, а не масло,

С хвостиком, а не мышь.


— Что записано на доске?

— Как вы поняли, что это загадки?

— Чем загадка схожа с пословицей и поговоркой?


2. Работа с термином «загадка» - подбор однокоренных слов. Запись темы урока.


III. Работа со статьей «Загадки».

Составление опорного конспекта.


Загадка

Краткость, конкретность, иносказательное описание предмета (метафоричность)

+

ритмичность и рифмованность, форма вопроса


IV. Как «сделана» загадка.


Познакомимся с основными художественными особенностя­ми загадки. На каждом столе есть карточки с загадками.


В основу загадки могут быть положены:


1. Метафора:


Меж двух светил Белые хоромы,

Я в середине один. (Нос) Красные подпоры. (Гусь)


2. Олицетворение:


Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор)


3. Звуковой образ, звукоподражание:


Зубастый зверек

Грызет с визгом дубок. (Пила)


4. Прямое сравнение:


Пять ларчиков — пять чуланчиков. (Перчатка)


5. Отрицательное сравнение:


Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит — воет,

Падет - землю роет. (Жук)


6. Образное описание признаков неназванного предмета (по внешне­му виду или действию):


Красненька, кругленька,

Листочки продолговатеньки. (Рябина)


7. Прямой вопрос:


Кто бежит без провода? (Река)


V. Творческая работа.


1. Попробуем сочинить загадку.


VI. Знакомство с литературными загадками.


Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются. Предметы и явления в них знако­мы детям, взяты из современной жизни. Это паровоз, велосипед, очки, водопровод, фонтан, мяч, карандаш и т.д. В то же время авторские загадки по-новому обыгрывают предметы, излюбленные народной поэзией. На­пример, народная загадка о печке, огне и дыме:


Мать толста,

Дочь красна,

Сын — бес,

Долетел до небес —


пересказана Е. Благининой так:


Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

Но зато, когда сыта,

От Федоры — теплота!


У С. Маршака есть две загадки о часах. В одной он полностью исполь­зовал народный образ: «Идут, идут, а с места не сойдут», но он конкрети­зировал время действия и прибавил стишок-подсказку:


Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

Совсем иной, удивительно точный образ создан в другой загадке С. Мар­шака о часах:

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце...

По правилам народной загадки тут нужно поставить точку, но у автор­ской поэзии свои правила. Поэт подсказывает:


... Бьется чье-то сердце— Тихо так, Тихо так.


Замечательная подсказка — звукоподражание — раскрывает секреты других поэтических подсказок. Поэты используют все приемы словесной игры, чтобы помочь нам догадаться, о чем идет речь.

Одна из любимых форм подсказки — рифма. Последнее слово в стиш­ке-загадке — это отгадка. Срифмовав свою догадку с предыдущей строч­кой, легко найти ответ. Например:


Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка. Кто такая?

{(Электричка)


Стихотворение К. Чуковского «Скрюченная песня» первоначально было придумано как игра в рифму:


Жил на свете человек

Скрюченные ножки,

И гулял он целый век

По скрюченной... (дорожке)


Эту игру можно использовать при чтении любого стихотворения. Поэты любят не просто загадки, а озорные, каверзные вопросы, nеpeвертыши, путаницу.

Чаще всего они предлагают среди нагромождений явной чепухи и не­лепости отыскать правильный ответ. Так, Гиви Чичинадзе спрашивает:


Шерсть смотали мы в моток,

Выйдет Шелковый платок.

Отвечайте, ПРАВДА ЛИ?


Или:


Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечайте, ПРАВДА ЛИ?


Современный поэт Игорь Мазнин задает самый, казалось бы, разум­ный вопрос:

«Почему киты молчат (действительно почему?), хоть имеют киты преогромные рты?» И дает на него неожиданный ответ: Потому, что киты в рот набрали воды!


Иронический, двусмысленный оттенок возникает из обыгрывания всем известной пословицы: «Набрать в рот воды» - значит «замолчать». Такое

объяснение по отношению к киту — явная чепуха и в то же время — дей­ствительный факт из жизни этих гигантских молчунов.

Читая авторскую загадку, держите ухо востро: простой вопрос часто содержит непредвиденный ответ.