СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок закономерности наследственности и изменчивости

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок закономерности наследственности и изменчивости»

Тема: «Признаки живых организмов»

Тема урока: Закономерности наследственной изменчивости.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, настраивание учащихся на рабочий лад. Учитель называет тему урока, учащиеся определяют его цели.

II. Актуализация опорных знаний

Игра “Цепочка”. У вас на столах лежат карточки. По одному человеку с парты читает вслух определение и говорит, какое слово вставил. Затем вторая парта и т. д.

карточки

1.Наука о наследственности и изменчивости называется … генетика.

2.Совокупность внешних и внутренних признаков организма…фенотип.

3.Совокупность всех генов, переданных от родителей потомству… генотип.

4.Свойство организма передавать признаки от родителей потомству…наследственность.

5.Свойство организмов приобретать новые признаки в процессе жизни…изменчивость.

6.Скрещивание организмов, отличающихся по одной паре признаков…моногибридное.

7.Скрещивание организмов, отличающихся по двум парам признаков…дигибридное

8.При скрещивании гетерозиготных организмов в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу 3:2, по генотипу – 1:2:1 второй закон Менделя или закон ….расщепления.

9.Организмы, имеющие одинаковые аллели одного гена…гомозиготные.

10.Организмы, имеющие разные аллели одного гена…гетерозиготные.

Молодцы ребята, правильно ответили на вопросы.

Давайте вспомним, какие бывают формы изменчивости и ответьте на вопрос: Чем отличаются модификационная и наследственная изменчивости?

Составьте характеристику модификациям, используя наводящие вопросы.

Вопросы записаны в таблице на листах:

Вопрос

Модификации

1.Передается ли новый признак по наследству?

Не наследуются

2.Зависит ли признак от изменений в генотипе?

Не зависят от изменений в генотипе

3.Можно ли заранее предсказать, как (в каком направлении) изменится организм под воздействием внешних условий?

Характеризуются направленностью

4.Адекватна ли изменчивость признака по отношению к вызвавшей причине?

Адекватны по отношению к вызвавшей причине

5.Какое значение для особи имеет?

Полезны, так как имеют приспособительное значение

6.Какую форму изменчивости характеризуют?

Характеризуют определенную (групповую) изменчивость, возникающую в массовом порядке


III. Изучение нового материала:


Сегодня мы на уроке будем говорить о наследственной изменчивости. Наследственная изменчивость - основа разнообразия живых организмов и главное условие их способности к эволюционному развитию.

Механизмы наследственной изменчивости разнообразны. Основной вклад в наследственную изменчивость вносит генотипическая изменчивость, которая связана с изменением генотипа; существует также и цитоплазматическая изменчивость. Цитоплазматическая изменчивость связана с изменениями в ДНК и РНК пластид и митохондрий.

Генотипическая изменчивость в свою очередь слагается из мутационной и комбинативной изменчивости.

Комбинативная изменчивость – важнейший источник бесконечно большого наследственного разнообразия, которое наблюдается у живых организмов. В основе комбинативной изменчивости лежит половое размножение, а основными её источниками являются:

    1. Независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении – первая и важнейшая основа комбинативной изменчивости. Именно это явление лежит в основе третьего закона Менделя (закона независимого наследования признаков). Появление зеленых гладких и желтых морщинистых семян во втором поколении от скрещивания растений с желтыми гладкими и зелеными морщинистыми семенами – пример комбинативной изменчивости.

    2. Рекомбинация генов, основанная на явлении перекреста хромосом. Рекомбинантные хромосомы попав в зиготу, вызывают появление нетипичных для родителей признаков.

    3. Случайная встреча гамет при оплодотворении.

Все три основных источника комбинативной изменчивости действуют независимо и одновременно, создавая огромное разнообразие генотипов.

Мутационная изменчивость – является результатом мутаций.

Мутации - внезапные, естественные или вызванные искусственно наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению признаков организма.

Запишите определение. И основоположника учения о мутациях.

Понятие мутация введено голландским генетиком Г. Де Фризом в 1901 г. Проводя опыты с энотерой (декоративное растение), он случайно обнаружил экземпляры, отличающиеся рядом признаков от остальных (большой рост, гладкие, узкие и длинные листья красные жилки листьев и широкая красная полоса на чашечке цветка и т. д.). Причем при семенном размножении растения из поколения в поколение стойко сохраняли эта признаки. В результате обобщения своих наблюдений Де Фриз создал мутационную теорию, основные положения которой не утратили своего значения и по сей день:

1. Мутации возникают внезапно, скачкообразно, без всяких переходных форм;

2. Мутации - изменения качественные и, в отличие от ненаследственных изменений, не образуют непрерывных рядов и не группируются вокруг среднего значения;

3. Мутации возникают ненаправленно - под влиянием одного и того же мутагенного фактора может мутировать любая часть структуры, несущая генетическую информацию, приводя тем самым к изменению самых разнообразных признаков;

4. Сходные мутации могут возникать неоднакратно;

5. Мутации передаются их поколения в поколение

Процесс возникновения мутаций называют мутагенезом, организмы, у которых произошли мутации, - мутантами, а факторы среды, вызывающие появление мутаций, - мутагенами.

Работа с учебником стр 28-29 прочитайте о Мутационной изменчивости на с. 28-29 учебника и приведите примеры мутаций

Существует несколько классификаций мутаций.

1.Мутации по характеру проявления:

а) доминантные и б)рецессивные (мутации, не проявляющиеся у гетерозигот, поэтому длительное время сохраняющиеся в популяции и образующие резерв наследственной изменчивости).

2. Мутации по адаптивному значению:

а) полезные — повышающие жизнеспособность особей,

б) вредные — понижающие (летальные и полулетальные), в) нейтральные — не влияющие на жизнеспособность особей. Эта классификация весьма условна, так как одна и та же мутация в одних условиях может быть «полезной», в других - вредной.

3 Мутации по месту их возникновения:

а) Генеративные — возникшие в половых клетках. Они не влияют на признаки данного организма, а проявляются только в следующем поколении.

б) Соматические — возникающие в соматических клетках. Эти мутации проявляются у данного организма и не передаются потомству при половом размножении (черное пятно на фоне коричневой окраски шерсти у каракулевых овец). Сохранить соматические мутации можно только путем бесполого размножения (прежде всего вегетативного).

4. Мутации по характеру появления:

а) спонтанные – мутации, возникшие естественным путем под действием факторов окружающей среды.

б) индуцированные – мутации, искусственно вызванные действием определенных факторов. Для искусственного получения мутаций используют радиационный мутагенез, а также химический, под действием колхицина – алкалоида, выделяемого из клубнелуковицы безвременника.

5. Мутации по изменению состояния гена:

а) прямые – переход гена от дикого типа к новому состояния (так в природе возникают множественные аллельные гены).

б) обратные – переход гена от мутантного состояния к дикому.

6. Мутации по характеру изменения генотипа:

а) генные – изменения в генах:

1.Изменение расположения нуклеотидов ДНК

2.Выпадение или внедрение одного или нескольких нуклеотидов

3.Замена одного нуклеотида другим

б) хромосомные – перестройки хромосом:

1.Удвоение участка хромосомы (дупликация)

2.Утрата участка хромосомы (делеция)

3.Концевая утрата

4.Перенос на другой участок (транслокация)

5. Поворот на 180 градусов (инверсия)

В) геномные – ведут к изменению числа хромосом

Они возникают в результате нарушений митоза или мейоза, приводящих либо к неравномерному расхождению хромосом к полюсам клетки, либо к удвоению хромосом, но без деления

цитоплазмы.

К геномным относятся:

Кратное увеличение числа хромосом — полиплоидия.

Полиплоидия чаще наблюдается у простейших и у растений. Полиплоидные организмы больше и продуктивнее, и поэтому полиплоидия используется в селекции.

Полиплоиды получают в лабораториях с помощью колхицина, разрушающего веретено деления

Анеуплоидия – изменения числа хромосом за счет добавления или потери отдельных хромосом (2n+1, 2n+2, 2n-1, 2n-2 …)

Сообщения учащихся: «Причины и значение мутаций», «Наследственные болезни человека»

IV.Закрепление

Теперь проверим, как мы усвоили материал

Карточки – ответы в письменном виде.

Карточка №1

Задание:

Приведены примеры изменчивости. Определите, к каким формам изменчивости организмов они относятся.

1. На ферме улучшили кормление коров – молока стало больше, ухудшили кормление – молока стало меньше.

2. От овцематки с нормальными ногами родился один ягненок с короткими кривыми ногами, от которого произошла новая (анконская) порода овец.

3. На хорошо удобренной почве картофель образует крупные клубни, на бедной почве – мелкие.

4. Ягнят растили в холоде – шерсть у них стала гуще.

5. У одного растения гибискуса из почки вырос необычный побег с красивым махровым цветком.

6. На поле все всходы льна погибли от мороза, а одно растение выжило, как более морозостойкое.

7. У комнатной примулы один из цветков был крупнее других и имел десять лепестков вместо пяти.

8. У собаки выработали условный рефлекс (выделение слюны на звонок)

9. На грядке среди помидоров выросло одно растение, в цветке которого было восемь лепестков вместо пяти.

10. У соседа из пакета с таким же количеством семян одного и того же сорта моркови получен урожай на 40% больше.

(Ответ: модификационная изменчивость -1,3,4,8,10; мутационная изменчивость- 2,5,6,7,9)

Карточка № 2

Составьте характеристику мутациям, ответив на вопросы:



Мутации

1.

Передается ли новый признак по наследству?

Наследуются

2.

Зависит ли признак от изменений в генотипе?

Связаны с изменением генотипа

3.

Можно ли заранее предсказать, как (в каком направлении) изменится организм под воздействием внешних условий?

Носят ненаправленный характер

4.

Адекватна ли изменчивость признака по отношению к вызвавшей причине?

Не адекватны по отношению к вызвавшей причине

5.

Какое значение для особи имеет?

Вредные, полезные, нейтральные

6.

Какую форму изменчивости характеризуют?

Не определенная (индивидуальная)


V.Домашнее задание: §8 прочитать и ответить на вопросы на с.29. Всем, тем кто сдает ГВЭ, найти вопросы из банка открытых заданий на ФИПИ по теме и решить их, по желанию приготовить сообщения: 1ряд - “Генные болезни человека”, 2ряд-“Хромосомные болезни человека”, 3 ряд - “Мутации, вызванные алкоголем, наркотиками”

VI. Поведение итогов урока:

А) Рефлексия (Используется педагогический прием коллективно-группового обучения «Микрофон»).

Какие задачи стояли перед нами? Что нового мы узнали? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные в начале урока?

Какие впечатления и эмоции вы получили во время урока?

1.На уроке я работал……..потому что………

2.Своей работой на уроке я………

3.Урок для меня показался…….

4.За урок я…..

5.Мое настроение……..

6.Материал урока мне был………

Б) Оценивание работы на уроке обучающихся (с комментариями).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!