Конспект открытого урока
по «Окружающему миру» во 2-а классе
Тема: «Комнатные растения»
Цели урока:
познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями;
учить ухаживать за ними;
учить распознавать комнатные растения;
развивать кругозор детей;
воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям и цветам, любовь к природе
воспитывать эстетическое восприятие интерьера
Оборудование:
Мультимедийная техника, экран, презентация «Комнатные растения», доска, таблички с названиями растений, перфокарты, выставка работ родителей, музыкальный центр, запись «Вальса цветов» П.И.Чайковского.
Литература:
Казакова О.В., Сбоева Н.А, Гаврилкина Н.И. универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – 3-е изд., - М.; ВАКО, 2008
Воронцов В.В. Уход за комнатными растениями. Практические советы любителям цветов. – М; ЗАО «Фитон +», 2003.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
План урока
Организационный момент.
Повторение ранее изученного.
- На какие две группы можно разделить растения? (дикорастущие и культурные растения)
- Какие растения называют культурными? Приведите пример. (ответы детей)
- Какие растения дикорастущие? Приведите пример (ответы детей)
Дети для индивидуальной работы (повторения) получают перфокарты.
- Помогите заполнить таблицу (на доске прикреплены таблички)
деревья кустарники травяные растения
(ниже прикреплены названия трав, кустарников, деревьев)
дети должны прикрепить их в соответствии с заданием
- Молодцы! Все правильно сделали. (Собираются перфокарты у учащихся).
- Скажите, а на какие подгруппы можно разделить культурные растения? Приведите примеры (ответы детей)
III. Физпауза.
- А теперь давайте отдохнем и еще раз закрепим изученный материал.
- Я буду называть слова, обозначающие растения. Если это деревья, то вы встаете во весь рост и руками изображаете ветви.
- Если слово, обозначает траву, то вы садитесь на корточки.
- Если слово обозначает кустарник, то вы приседаете.
Дуб, тыква, сирень, пион, сосна, тимофеевка, тополь, шиповник, осина.
- Молодцы!
IV. Изучение нового материала
- Многообразен и удивителен мир растений.
- Сегодня наш урок тоже посвящен растениям. Посмотрите внимательно на экран.
Сл.1
- Как вы думаете, о каких растениях пойдет речь? (ответы детей)
- Какие комнатные растения вы знаете? (ответы детей)
- Давайте посмотрим, что же нам предстоит узнать сегодня на уроке.
Сл.2
- Прочтите цели нашего урока
- О чем же мы будем говорить? (ответы детей)
Сл.3
- Давайте вспомним и назовем части растения. (ответы детей)
- А какие условия необходимы для жизни растений? (ответы детей)
- Давайте проверим, все ли мы правильно назвали. Сл.4
- Скажите, что происходит сейчас с растениями в природе? (ответы детей)
- Посмотрите на наши комнатные растения. Как выглядят они? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему так происходит? (ответы детей)
- А еще одна причина в том, что родина большинства комнатных растений – жаркие страны, где круглый год лето.
Сл.5 – Поэтому человек создает в доме такие же условия, как и летом, иначе они могут погибнуть. Поэтому такие растения и называют комнатными.
- Само название говорит о том, что растут они в комнате, в помещении. Но так было не всегда.
- Первыми у себя в жилище человек начал выращивать лекарственные растения.
- Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Путешествуя по миру люди стали привозить красивые, необыкновенные растения к нам, в Россию. Но они погибали.
- А почему? (ответы детей)
- Тогда человек создал для таких «заморских гостей» оранжерею.
Сл.6
- Прочитайте, что такое оранжерея.
- А теперь посмотрите, как она выглядит. В оранжерее поддерживаются определенная температура, освещенность, влажность для того, чтобы растение чувствовало себя, как дома.
А теперь давайте познакомимся с такими знакомыми «незнакомцами».
- У многих цветов есть свои истории и легенды.
- А что такое легенда? (ответы детей) Легенда – это рассказ о чудесном событии, которое происходило в очень давние, незапамятные времена.
Сл.7 (фиалка)
- Что за цветок изображен? Вы узнали его? (ответы детей)
- Правильно, это одно из самых популярных цветущих растений. - Родина фиалки – горные районы Восточной Африки.
- Известно более 500 видов фиалки, есть еще и лесные и садовые.
- Второе название– сенполия – вывешивается на доске – фиалка получила в честь ботаников отца и сына Сен-Полей.
- У этого цветка есть своя легенда. Послушайте.
- Древнегреческий бог солнца и света Апполон преследовал горячими лучами одну из дочерей Атласа. Бедняжка в отчаянии попросила защиты у Зевса, главного из богов. Он превратил ее в фиалку, холил и лелеял ее в своих божественных лесах. Но однажды его дочь Персефора пошла в лес за фиалками. Нарвала букет, но была похищена богом тьмы Аидом. От испуга девушка выронила фиалки. Вот так они оказались на земле.
Сл.8 (герань)
- А это еще одно из известных комнатных растений – герань.
- Родина герани Южная Африка
- Герань ни с каким другим цветком не спутаешь: она имеет характерный запах, который отпугивает мелких насекомых и красивые, как лапки, листья. Герань считают лекарственным растением.
- Известно более сотни сортов и форм герани.
- Цветки у герани собраны в зонтик, поэтому кажется, что она пышно цветет.
- Второе название – пеларгония (вывешивается карточка) – растение получило за сходство плодов с клювом аиста.
- На этот счет существует такая легенда.
- Это было давным - давно. Жил в те времена добрый волшебник Флор. Был он в мире со всеми животными и людьми, понимал язык зверей и птиц. Но больше всех любил он аиста. Подарил ему шапочку в знак своей любви.
- однажды появился в тех краях злой человек. И стали находить то тут, то там то птицу раненную., то зверя убитого. Страх поселился в душах людей. Отправился Флор на поиски злодея и взял с собой аиста.
- неожиданно появился перед ними злой охотник и направил стрелу прямо в сердце Флору. Аист закрыл собой верного друга, а сам погиб. Флор превратил злодея в камень, а любимую птицу в цветок геранос или герань. Полюбился он людям и стали они этими цветами украшать свои дома.
- Иван Сергеевич Шмелев, писатель, живший в Сергиевом Посаде в своей книге «Богомолье» так описывает старый город: « … домики все веселые, как дачки – зеленые, голубые; в окошках цветут гераньки да фуксии …»
Сл.9 (хлорофитум) – вывешивается табличка
- Приходилось ли вам встречать это растение? Где? (ответы детей)
- Родина этого растения Юго-Восточная Азия, Африка, Южная Америка. Его легко выращивать и ухаживать за ним. Известно несколько разновидностей этого растения. Разводят его еще и с целью очищать воздух.
- Какие еще комнатные растения вам известны?
- Давайте посмотрим на них и полюбуемся Сл.10-11
- Скажите, как вам кажется, какое значение имеют комнатные растения?
- Почему люди их выращивают? (ответы детей)
- Чтобы наши растения не погибли, а долго радовали нас, надо научиться ухаживать за ними.
Сл.12
- Давайте назовем золотые правила ухода за комнатными растениями
- Молодцы! А теперь давайте отдохнем.
V. Физпауза
- Вспомните сказку о Дюймовочке Г-Х.Андерсена.
- Что дала волшебница женщине, у которой не было детей? (ответы детей)
- Превратимся и мы с вами в волшебное семечко. Сядьте на корточки.
- За вами ухаживают, вас поливают и вы начинаете расти.(дети постепенно встают)
- Появляются листочки (руки в стороны)
- И вот вы уже выросли и превратились в прекрасный цветок.
- Я вижу много чудесных цветов, которые улыбаются мне.
- Молодцы! Садитесь!
VI. Знакомство с произведениями искусства
- Красота комнатных цветов вдохновляла художников, композиторов, и мастеров на создание неповторимых шедевров.
- Давайте полюбуемся ими под музыку П.И.Чайковского, которая называется «Вальс цветов»
Сл. 13,14,15
- Ваши мамы, бабушки тоже любят цветы и сегодня на нашей выставке есть их работы
- Посмотрите, какие они замечательные.
VII. Рефлексия
Сл.16
- Давайте подведем итог, ответив на вопросы.
Сл.17
VIII. Домашнее задание
- Прочитать с.68-69, выполнить задания и подготовить рассказ о комнатном растении.