Просмотр содержимого документа
«Уроки 8-9. «Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе». 6 класс.»
Уроки 8-9. «Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе»
Основное содержание уроков:
Развитие представлений о русских летописях. Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости) в летописях. Фрагменты летописных сказаний в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности:
Чтение и обсуждение статьи учебника «Древнерусская литература». Составление её плана. Восприятие и выразительное чтение летописного сказания. Нахождение незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Характеристика героев сказания. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление ключевых тем, образов и приёмов изображения человека в древнерусской литературе. Подбор примеров, иллюстрирующих характерные для древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека.
Содержание уроков
I. Чтение статьи Д. С. Лихачёва и Т. Н. Михельсон «Древнерусская литература» в учебнике.
Практическая работа.
Составление по статье цитатной таблицы «Особенности древнерусской литературы».
Особенности древнерусской литературы / Произведения древнерусской литературы, их жанры и авторы
1. «Фабула их [писателей Древней Руси] произведений проста, повествование ведётся спокойно, неторопливо...» / Летописи, исторические повести, хронографы.
2. «В древнерусской литературе нет просто действующих лиц — есть герои, совершающие великие подвиги на поле брани или нравственного совершенствования...», «литература останавливалась только на событиях исключительных...» / «Повесть о разорении Рязани Батыем» (фрагмент о Евпатии Коловрате).
3. «Образы рождались как бы сами собой...», древнерусские писатели «любили гиперболы...», «прибегали к сравнениям...» / «...не было стихов, но была поэзия...»
— Поэтичность древнерусской литературы «связана с её близостью к устному народному творчеству...». «Писатели, подобно сказителям, создавали эпические произведения...» / «Повесть временных лет», «Житие Александра Невского».
«В ткань многих произведений вплетаются народные песни», «народные плачи», «в литературе звучат и прославления — „славы“» / «Повесть о князе Скопине-Шуйском», «Повесть о Горе-Злочастии».
«Это была литература письменная...», «возникла ещё в X веке вместе с принятием христианства на Руси...». «Церковнославянский язык... чрезвычайно обогатил древний русский язык...» / «Часть книг переписывалась с болгарских на Руси...»
«Произведения нашей древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к Родине...»; «они [древнерусские писатели] смело писали о недостатках и преступлениях князей...». Древнерусская литература «не задерживается на описаниях жестокостей... Она призывает к возвышенному, хорошему». Для древнерусской литературы «характерно жизнеутверждение, светлость и ясность...» / «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Древнерусская литература «в целом была творчеством коллективным...», «произведения старинных писателей в течение веков изменялись разными переписчиками». Древнерусская литература «не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица...» / Иларион, Нестор, Кирилл Туровский.
I. Обобщающие вопросы:
— Какой период развития русской литературы мы называем древнерусской литературой?
— Какие ещё сюжеты русских летописей вам известны? Где вы о них прочитали?
— Отчёт о выполнении индивидуального задания.
III. Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя» и составление краткого плана «Особенности древнерусской литературы»:
1. Простая фабула, неторопливость повествования.
2. Исключительные события и герои.
3. Поэтичность языка древнерусской литературы.
4. Близость древнерусской литературы устному народному творчеству.
5. Древнерусская литература — литература письменная.
6. Наличие в древнерусской литературе черт, созвучных нашей эпохе: высокая гражданственность, патриотизм, оптимизм.
7. Древнерусская литература изменялась переписчиками.
8. Отсутствие вымышленных героев и сюжетов, все герои и сюжеты исторические.
IV. Отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости) в летописях
Групповая работа:
Группа 1. «Чтецы».
Выразительное чтение летописного «Сказания о белгородском киселе». Показ интонацией грустных и радостных моментов сказания.
Группа 2. «Комментаторы».
Составление лексических и историко-культурных комментариев к словам: лето, печенеги, вече, отруби, болтушка, лукошко, заложники, корчага, поведали, повелели, восвояси. Подбор к этим словам современных синонимов.
Группа 3. «Литературоведы».
Ответы на вопросы 1, 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Группа 4. «Текстологи».
Ответы на вопросы 3, 4 из раздела учебника «Развиваем свою речь».
Обобщающая беседа:
— Вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «Прошлое должно служить современности»).
IV. Фрагменты летописных сказаний в актёрском исполнении
Прослушивание актёрского чтения «Сказания о белгородском киселе»
и ответы на вопросы 1—4 раздела учебника «Слушаем актёрское чтение».
Итоговый вопрос: какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
V. Домашнее задание.
Подготовить устное сообщение об особенностях древнерусской литературы, выполнив задания из раздела учебника «Развиваем свою речь». Подготовить выразительное чтение и художественный пересказ летописного «Сказания о белгородском киселе».
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.