МБОУ «Кичигинская СОШ»
Урок – презентация
Подготовила: Харитонова Наталья Аркадьевна
Учитель высшей категории
2015
ЦЕЛЬ УРОКА:
проанализировать проблематику рассказа; выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина.
Нина Ивановна Распутина
Григорий Никитич Распутин
Из истории создания рассказа
«Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора.
Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».
Лидия Михайловна Молокова - прототип героини Распутина
"Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
Время действия в рассказе
Трудные послевоенные годы:
- карточная система снабжения продуктами;
- послевоенный голод;
- обязательные для населения государственные заем;
- тяготы колхозного труда.
Сибирь – родина писателя, глухая сибирская деревушка.
Место действия в рассказе
Словарная работа:
- Полуторка - (разг.) грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.
- Райцентр - город или село – центр административного района внутри области.
- Облигации - б илет государственного займа. (Государственный выигрышный заём).
О чем говорит название рассказа?
-От чьего лица ведется повествование? Почему?
-О каком времени пишет автор?
-Как жилось в деревне?
-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
-Какие испытания ожидали его?
- Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
-Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
-Почему Вадик и Птаха избили его?
-Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.
Заключение
На этом уроке вы познакомились с творчеством Валентина Григорьевича Распутина – прочитали рассказ «Уроки французского».
Вы узнали:
- о трудностях послевоенного детства писателя;
- о доброте, которая изменила судьбу мальчика;
- об особенностях автобиографического рассказа.
- Составить план содержания рассказа и записать в тетрадь.
- Пересказать эпизод:
- «На уроке французского языка»;
- «Игра героя с Лидией Михайловной в «замеряшки».
3. Вопросы №7,8,9 (стр.155 учебник).
4. Выразительное чтение понравившегося эпизода.