СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки мужества и доброты (по рассказу В Распутина "Уроки французского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уроки мужества и доброты (по рассказу В Распутина "Уроки французского"»

Конспект урока по литературе на тему: «Урок жизни» (по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»)



Цели и задачи урока:

Обучающие:

  1. раскрыть проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении

  2. познакомить с основными фактами и событиями, связанными с изданием произведения В.Распутина

Развивающие:

  1. формировать интеллектуальные умения через работу с текстуальными источниками (словари, учебник, справочный материал, дополнительная литература)

  2. способствовать развитию творческих способностей учащихся

  3. развивать связную речь учащихся, пополнять активный словарь: милосердие, понимание, справедливость, честность, упорство

  4. формировать активную жизненную позицию, через самостоятельный поиск проблемы

Воспитывающие:

  1. воспитывать уважение к родному языку и слову в произведении В. Распутина

  2. способствовать формированию ответственного отношения, взаимопомощи и сплоченности в коллективе

  3. формировать новый взгляд на преемственность поколений, осмысление собственной жизни и деятельности в плане уважения традиций, сопереживания, сострадания.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, записи на доске, карточки с заданиями, словарь Ожегова, портрет В. Г. Распутина, иллюстрации

Ход урока



Вступительное слово учителя:

 Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые    наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

- Ребята, сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы: Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Легко ли быть учителем? А также раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина в повести "Уроки французского", выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, ее нужно беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести, но и в себе.

Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н.Толстого "Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях", который выражает суть урока.



2. Сообщения учащихся о В.Г.Распутине.

Ученики рассказывают краткую биографию В.Г.Распутина.

Валентин Григорьевич Распутин - один из ярких представителей «деревенской прозы». Родился в крестьянской семье 15 марта 1937г., в селе Усть-Уда Иркутской области. Провел детские годы в Сибири. Детство будущего писателя было трудным, его юность совпала с войной и тяжёлыми послевоенными годами. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Закончив университет, Распутин работал журналистом в газетах Иркутска и Красноярска. В 1961 г. опубликовали его первый рассказ « Я забыл спросить у Лёшки». Самые известные его произведения - повести «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой».  Все, о чем пишет Распутин, связано с судьбами народа, с проблемами общества. Эти темы ему близки потому, что пишет он о судьбе родной земли. Самый популярный из ранних рассказов писателя – это рассказ “Уроки французского”(1973г)





3.Работа над содержанием текста

1) Из истории создания рассказа

Сообщение учителя:

«Уроки французского» Распутин написал в 1973 г. Как он сам говорил: « Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть то добро, которое в свое время они сделали для меня».

- Что обозначает слово «прототип» в литературоведении?

Прототип Реально существовавшее лицо, послужившее источником для создания литературного образа


«…Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой ..» (из статьи учебника с. 115)

(В.Г. Распутин вспоминал: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем ещё молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своём примере, но поступки, которые для неё сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты").


- Как вы думаете, к кому обращен рассказ В.Распутина?  (Рассказ не написан специально для детей. Она обращена и к взрослым, и к детям)



Главный герой

- Как зовут главного героя рассказа? (в рассказе речь идет от первого лица).

- Как вы думаете, почему этот рассказ написан от первого лица? (Потому, что в нем много автобиографического: Автобиография – это описание своей жизни.

- Почему рассказ называется автобиографическим? (автор рассказывает о событиях, которые произошли с ним).

- Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа? (послевоенный 1948 год).

-Какие приметы послевоенного времени мы находим в произведении? (текст с116 читать«…Голод в тот год еще не отступил .. впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно»).

- Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»).

-Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя?(11лет)

-Что мы узнаём о семье героя?(текст с 116)пересказ

-Почему он признавался в деревне за грамотея?

В деревне признавался за грамотея: ..

Особенно в него верили, когда ..

Его выделяли из деревенской ребятни ..


- Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки)


- Каким перед нами предстает мальчик?  (стр. 134 читать «Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте … со следами вчерашней драки»)

-Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже всякой болезни»).


- Какие чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома? (тоску, одиночество, голод).

- Какие черты характера проявились в борьбе с этими трудностями? (Надо было быть мужественным, настойчивым, терпеливым, чтобы преодолеть все эти трудности. Кроме этого испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное отношение к маме)

- Что заставило мальчика играть на деньги? (Стали пропадать хлеб и картошка, и ему нечего было кушать. Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать).

(текст с 119 читать)

Вывод: Герой не жалуется, рассчитывает только на себя. Он понимал, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги на молоко.

Чтение по ролям диалога на стр. 120 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! – обиделся я.  

- Охарактеризуйте игроков в «чику». (Тишкин, Птаха, Вадик). Как они играли в игру? Почему нашему герою пришлось «смириться»?

- Какая это была игра? Как играл герой сначала? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость, он не понял нечестного характера игры, поэтому и стал играть)

-Почему герой стал выигрывать каждый день один рубль? («У меня был свой расчёт..»).

Чтение по ролям на стр. 127 со слов «Не в склад! – объявил Вадик до слов «Настаивать на своем было бессмысленно».( теперь герой понимает, что игра эта нечестная, но и выхода другого для себя он не видит)

Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну –у – ул!».

- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? (Мальчик понял, что Вадик хитрит в игре. Игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает)

- Как ведет себя мальчик во время избиения? (Мальчик каждый день выигрывал, а это ребятам не нравилось. «Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»).

- Каким увидел себя герой на следующее утро, когда посмотрел в зеркало?(Текст с 129 читать)

Вывод:

Прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя.

Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него  возложены  надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по  единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

Герой рассказа сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. Он получает в этой компании уроки жестокости, злобы, зависти.

Мы увидели героя «добросовестным, который относиться к чему-нибудь спустя рукава не умел, упорным и настойчивым…». Игра для него не развлечение и не обман, а средство выживания. Мальчик показан рассудительным, настойчивым и упорным человеком).



Роль учительницы французского языка Лидии Михайловны в жизни героя.

- Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек, получал только уроки жесткости, злобы. Но, к счастью, находятся люди, которые проявляют сердечность, теплоту, доброту.

- Кто же в рассказе противостоит злу?

(учительница французского языка Лидия Михайловна(портрет учительницы)

-Каково было отношение мальчика к учительнице? ( Она представлялась мне человеком необыкновенным, особенным, каким-то сказочным существом»).

- Как мальчик описывает внешность Лидии Михайловны в начале рассказа? (стр. 133 «Она сидела перед мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…» 

С.139 «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; «В лице ее не было жестокости…»

стр. 130 «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания».

Это говорит о неравнодушном отношении учительницы к своему делу.) (Учащиеся должны отметить, что портрет учительницы дан через восприятие главного героя: Ключевыми будут слова и словосочетания: «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс», которые говорят о неравнодушном отношении учительницы к своему делу. Она чувствовала, что профессия учителя – это её призвание.


- Как держалась Лидия Михайловна в классе?

(Спокойно, уверенно. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации). Учительница показана необычной, умной.

- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика? 
(стр. 130 чтение по ролям: «Ну вот, сказала Л. М., открывая журнал. – Сегодня среди нас есть …А говорит - упал»). 

- Как Лидия Михайловна выяснила причины случившегося?

(Внимательно рассматривает героя. Она пытается все выяснить шуткой. Она понимает, что мальчик ее обманывает, и решает разобраться после уроков.) 

- Как ведет себя герой?

(врет, но неумело, его терзают противоречивые чувства: стр. 132 «А что, интересно, скажу я»…но так домой ехать нельзя»).

- Что чувствует герой, ожидая после уроков Лидию Михайловну?(чувство страха, так как понимал, что не оправдал надежды всей деревни)

- Как меняется интонация учительницы во время разговора после уроков?

(стр. 132 «Это правда, что ты играешь на деньги?- сразу начала она. Л. М. начала разговор слишком громко, как показалось мальчику. Когда она поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, то молча, внимательно рассматривает мальчика.

 «И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Л. М.).


- Что пообещал мальчик Лидии Михайловне? (Вместо наказания разговор оказывается спасением для героя и он искренне обещает больше не играть на деньги);

- Почему главный герой нарушает слово не играть на деньги?

(«В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…».) (текст с135читать)

- Почему Л. М. решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома?

(Она решила отвлечь его от игры с ребятами, от избиений Мальчик этого не понимал. Рассказчик, взрослый уже человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему)).

- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в квартире учительницы в первый раз? Докажите словами текста. (Стыд, неловкость, стеснение.) 

- Как Лидия Михайловна занимается с мальчиком?

- Что она предлагает своему ученику после занятий?

- Принимает ли мальчик ее приглашение поужинать? Почему? (стр. 140 «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся…)

- Как реагировала Лидия Михайловна на отказы мальчика ужинать? (Л.М. смотрела на меня с удивлением и обидой).

- Какое качество учительницы в этот момент проявляется? (милосердие, сострадание)

- Как вы понимаете слово «милосердие»?

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.

- От кого однажды получил мальчик посылку?(с.140 пересказ эпизода)


- Почему герой не взял посылку с продуктами?( В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства.) 
- Как он догадался, от кого посылка? (В деревне не продают гематоген и макароны).

- Сразу ли учительница призналась, что это она отправила мальчику посылку?

- Как она объяснила свое желание помочь мальчику? («Я знаю, что ты голодаешь. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться»).

Просмотр фрагмента фильма.

-Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма, где Лидия Михайловна играет с Володей в «замеряшки», а затем вы мне постараетесь ответить на вопросы. (Просмотр фрагмента)

- Почему Лидия Михайловна решилась играть на деньги со своим учеником? (Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику, она поняла, что помощи он не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под мальчика, просит не выдавать ее директору, поддразнивает его)



-Какие правила она нарушает? (Учитель не может играть на деньги с учеником, но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений).

- Какое вы дадите определение ее поступку? (Он был человечным, милосердным).

-Какова реакция мальчика на её предложение? («Как же я с вами буду играть? Вы же учительница!»).

- Опишите, как играли Лидия Михайловна и герой.

(составление выборочного пересказа)

Игра в «пристенок».

Игра началась. Били о ..заборку. Били, ..по полу, .. пальцы. Играла Л.М. ..: .., .. в ладоши, .. себя как девчонка. Но .. она, а я ..Тут я заметил, что Л.М. не старается ..Это меня … Зачем вы мне подыгрываете? Это ..

- Как ведет себя учительница во время игры?

(Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот выиграл).

- Кто неожиданно становится свидетелем их игры?(директор Василий Андреевич)

- А как назвал поступок учительницы директор школы Василий Андреевич? (стр. 153 « Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич..).


- Как ведет себя Л.М. при директоре?( во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства. Это роднит её с главным героем рассказа).


- Почему Л.М. не объяснила свой поступок директору?( Она была уверена, что не понял бы ее – не такой он человек)


 Как вы понимаете слова автора: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет. А за то, что сталось с нами после»?

О каком чувстве говорит писатель? (вины, мучает совесть)


-  Что же такое «СОВЕСТЬ»?


-  Как вы можете объяснить слова писателя: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя»? 


-  Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского? (Лидия Михайловна своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).


- Чем заканчивается рассказ?

(Директор уволил учительницу с работы за не педагогический поступок. Лидия Михайловна вынуждена была уехать).

- Итак, попробуем дать ответ на вопрос: Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор?

(Учительница поступила непедагогично. Можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…педагогическое преступление ..». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить, сохранить свою духовную чистоту.

В основе поступка - милосердие и доброта. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Её поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость.) 

Выводы:

- Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали? (смелость, доброта, порядочность, сострадание, милосердие).

- Какие новые черты Л. М. открывает послесловие? (выдержка, чувство ответственности, ничем не выдала своего душевного состояния, всю «вину» взяла на себя).

- А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну.

Словарь добрых качеств

Доброта, понимание, чуткость, справедливость, отзывчивость, уважительное отношение к детям, милосердие, щедрость, сострадание, сочувствие



4.Итоги урока.
- Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского? (: Мальчик получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он  узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности._

-Какое главное слово в названии рассказа? (Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения:

Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету,

во – вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова.

Уроки доброты и сердечности, душевной щедрости, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь).(текст не забыл этот урок)

- Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? («Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия.

Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище). 

Высказывания родителей о своих учителях

Высказывания великих людей о добре (объяснить значение этих высказываний). Понравившееся высказывание записать в тетрадь по литературе.
1. Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. (Л.Толстой )
2. Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе. (В.А. Сухомлинский )
3. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)

4.Доброта — качество, излишек которого не вредит.(Д. Голсуорси)

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей! Андрей Дементьев



  1. Домашнее задание.

Подготовить сочинение-миниатюру «Учитель в моей жизни».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя