СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Г. Распутин «Уроки французского». Урок мужества и доброты.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока заключается в том, что бы понять для чего автор описывает события из своей жизни, какие уроки получил главный герой, определить идею рассказа, определить характеры героев рассказа. Воспитывать в учениках здоровое чувство доброты, справедливости, гордости и человеческого достоинства.

Просмотр содержимого документа
«В.Г. Распутин «Уроки французского». Урок мужества и доброты.»



Урок литературы в 6 классе

Тема урока: В.Г. Распутин «Уроки французского». Урок мужества и доброты.

Тип: урок открытия нового знания

УМК: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2018 г.

Название раздела, темы: Произведения русской литературы XX века

Цель урока: создание условий для усвоения обучающимися новой темы – рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Задачи:

  • Познавательные: знать основное содержание рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина; анализируя тематику и проблематику, доказать, что в рассказе присутствуют «уроки жизни».

  • Развивающие: развивать творческие способности, воображение обучающихся; развивать речевую культуру обучающихся.

  • Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, пробуждать добрые чувства друг к другу.

Планируемые результаты:

  • предметные:

  • расширить знания учащихся о жизни и творчестве Распутина;

  • сформировать представление рассказе «Уроки французского»;

  • предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи;

  • воспитание интереса к изучению предмета;

  • личностные УУД:

  • оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;

  • определять нравственные проблемы, поднятые В.Г. Распутиным;

  • осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев;

  • мотивация к учению; 

  • регулятивные УУД:

  • понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;

  • формулировать выводы из коллективного обсуждения;

  • работать по плану;

  • планировать собственную деятельность;

  • научиться определять цель деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его;

  • познавательные УУД:

  • сбор и выделение существенной информации;

  • научиться анализировать художественный текст, характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • формировать исследовательскую позицию;

  • коммуникативные УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

  • делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;

  • научиться объяснять свою и понимать чужую позицию, научиться работать в группе, вести диалог;

  • метапредметные: 

  • развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля;

  • уметь работать индивидуально, находить общие решения;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Материалы: учебник.

Ход урока


I. Организационный момент.

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, включение учащихся в деятельность.
Учитель:

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Учащиеся:

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

II. Формулировка темы урока.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Учитель:

Хоть в малой степени способствовать

правильному строительству человеческой души…

Из интервью В. Распутина


- Сегодня, на уроке мы будем анализировать рассказ В. Распутина «Уроки французского».

- Ребята, каждый день перед нами стоит выбор: чем заняться в свободное время, какой фильм посмотреть, позвонить или не позвонить другу… Но есть ситуации и посложнее, когда сделать выбор не так просто.

- Как вы думаете, в каких случаях перед человеком стоит серьёзный выбор?

(Когда в жизни человека возникает проблема).

- Дайте, пожалуйста, определение слову «проблема».

(Закрепляется на доске слово на листе «проблема»).

Значение слова ПРОБЛЕМА

Проблема — это в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.

Виды проблем:

• нравственные;

• экологические;

• социальные;

• философские;

• психологические.


- Отчего, по-вашему, зависит выбор человека того или иного решения проблемы?

(От его нравственных качеств).

- Дайте определение ещё одному слову (на доске прикрепляется слово «нравственность»).

- Значение слова НРАВСТВЕННОСТЬ


Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

- Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные качества?

(Нравственные проблемы).

- Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем?

(Автор в рассказе затрагивает, отображает ряд нравственных проблем).

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»).

- А кто может мне сейчас сказать, какие нравственные проблемы затрагивает автор в рассказе.


жестокость среди сверстников;

проблема одиночества;

взаимоотношения детей и взрослых;

проблема войны и детей;

проблема человеколюбия, доброты;

проблема нравственного выбора;

проблема неуспеваемости в школе.

Учащиеся:

Отвечают на вопросы, обосновывая свой ответ. Записывают тему урока. Включаются в работу.

III. Изучение нового материала.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности. Учитель:

- Что мы будем делать на уроке?

(Определять нравственные проблемы, анализировать поведение героев, давать оценку их поступкам).

- Верно.

- Мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации. Его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «Они били меня…» и прочитаем выразительно. Найдите отрывок на стр. 141, который начинается словами: «Не в склад! – объявил Вадик». Прочитаем его по ролям. (Рассказчик, Вадик, Птаха) (до слов «…который вертелся тут же».)

- Почему Вадик и Птаха избили героя?

(Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)

- Как ведет себя герой в драке и после неё?

(Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость).

- Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?

(Честным и принципиальным).

- Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы.

- Кто же приходит на помощь мальчику?

(Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя, но складывается он, как мы видим из рассказа, в результате полной переоценки первоначальных представлений мальчика об учителе).

- Каковы же черты этого идеала?

(Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам. Сравним отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича, директора школы, образ которого Распутин не случайно вводит в произведение).

- С какой целью он это делает?

(Распутин показывает два разных типа учителей, потому что всё познаётся в сравнении).

- Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду?

(Лидия Михайловна пытается выяснить всё шуткой. Герой же неумело врёт. Если бы дело дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится не наказания, а позора, боится показаться ненадежным человеком).

- А каким вам представляется директор?

(Директор, видимо, бывший фронтовик, он сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой, допрашивает, пока дети не заплачут).

- А какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?

(«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…». Она была особенным, каким-то сказочным существом…).

- Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова.

(Ключевые слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс» и т. д.).

- Обращаю внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах, для того чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы он использовал антитезу.

- Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны?

(В описании Лидии Михайловны автор применяет приём антитеза. Описание учительницы является противопоставлением описания самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и не только в описании внешности).

- Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для мальчика это были мучительные дни?

(Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).

- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?

(Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ему, а когда он разоблачает нечестную игру, то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко).

- Педагогично ли она поступила?

(Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от нее не примет).

- Как вы расцениваете этот поступок?

(Как доброту, отзывчивость).


- А как повел себя директор?

(Директор, не разобравшись, обвинил Лидию Михайловну в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этой сцене мы видим доброту, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность директора. Хотя директор должен был знать о бедственном положении своего ученика).

- Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору?

(Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она «медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…». Учительница ничего не стала объяснять директору потому, что он бы ничего не понял – не такой он человек. Оправдываться ей было не в чем).

- Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует добро?

(Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру, наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).

- В чем смысл концовки рассказа?

(Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы).

- Как вы думаете, какой урок преподала Лидия Михайловна герою?

(Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

- Сделаем вывод: «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты. Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».

Учащиеся:

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

IV. Динамическая пауза

Цель: повышение мотивации к обучению, снятие перенапряжения в ходе учебного процесса

Физкультминутка

V. Практическая работа.

Цель: применение новых знаний

Учитель:

- Скажите, актуальны ли проблемы, поднятые в рассказе «Уроки французского», впервые опубликованном в 1973 году, во второй половине прошлого века, сейчас, в 21 веке?

- Какие именно? Почему? (ответы учеников)

- Валентин Григорьевич Распутин - мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека. А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательно прочитана вами данная часть рассказа. Каждая группа (ряд) получает задание: по описанию узнать героя произведения.

Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.


1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».

2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».

3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»


Ответы учащихся: 1. Вадик. 2. Тишкин. 3. Птаха.

Учащиеся:

Работают в группах над заданием, аргументируют свой ответ.



VI. Подведение итогов.

Цель: закрепление полученных знаний.

Учитель:

- Ребята, если мы вернемся к предисловию, то увидим, что оно придает описанному случаю из жизни обобщающее, философское значение. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. Истинное добро не требует награды, оно бескорыстно. И я думаю, что добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку.








Создание синквейна


- Из текста рассказа мы увидели, что наш герой действительно многое испытал в своей жизни. Главное, что он остался человеком, приобрел духовный опыт самостоятельно. Искал и находил выход из тяжелейших ситуаций, не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу не только сверстников, но и взрослых. Доброта и сострадание играют большую роль в жизни человека, и я надеюсь, что вы будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.


- Я предлагаю в завершении урока выразить свои мысли о любви, дружбе, чистоте души, жизни, судьбе… в написании синквейна.


Чистота. Доброта.

Наивная, детская. Искренняя, душевная.

Терпеть, верить, ждать. Учит, наставляет, направляет.

Мир изменится к лучшему. Гуманных людей должно быть много.

Чистота спасет мир. Доброта – смысл жизни.


Учащиеся:

Составляют синквейн.


VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Цель: практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач.


Учитель:

Разноуровневые задания:

На «3» и «4» - составить цитатный план рассказа.

На «5» - (по выбору)

1. Написать письмо Лидии Михайловне от лица главного героя.

2. Написать письмо директору от лица главного героя.


VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель:

Подводит итоги урока. Проводит рефлексию.

- Наш урок подходит к концу, и я хочу узнать у вас: Что было трудно на уроке? Что понравилось на уроке? Подводя итог, хочется сказать, что наша с вами работа была плодотворной, вы работали активно, новый материал был успешно усвоен. На этом урок окончен, спасибо за внимание!

Учащиеся: Проводят анализ и самооценку собственной учебной деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!