Учитель средней школы № 8 пос. Джебел: Хыдырова Т.П.
Предмет: музыка и пение Класс: 1 «Ç» Дата: _______2020
Тема: Изучение ритма радостных по характеру песен. Песня «Весна».
Вид урока: комбинированный. (Урок № 27)
Цели: - изучить ритм радостных по характеру песен, воспринимая музыку, как интонационно-образную речь, формировать музыкальные знания и практические навыки исполнения песен, музыкально - ритмических движений, развивать творческую активность учащегося, музыкальной речи;
- воспитывать слуховое внимание, выдержку, интерес к уроку, любовь в музыке.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, аудиозаписи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Повторим материал, Чтобы каждый мог сказать:
Закрепим умения, «Это всё умею я».
II. Повторение пройденного.
Повторение изученных песен.
Опрос по пройденному материалу.
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
Лучше иметь ум с пуговицу, чем рост с верблюда.
2.Беседа.
Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз».
Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства.
Музыка – это язык. Люди используют музыку, чтобы выразить настроение чувства. Бывает музыка счастливая, весёлая, а бывает грустная. Бывает музыка серьёзная и такая, которая может заставить людей смеяться. Многие популярные песни – это песни о любви.
Многие мальчики и девочки учатся, чтобы стать хорошими музыкантами. Они берут уроки пения или учатся играть на музыкальном инструменте.
С древних времён люди любят слушать народную музыку и песни. Они собирались на вечерах, праздниках и слушали бахши, которые пели песни, в течение нескольких дней не повторяя ни одной песни. Талант туркменских бахши описан во многих книгах и показан во многих фильмах. Есть несколько легенд о туркменской народной музыке.
Слушай, слушай, различай Всё вокруг для нас привычно,
звук короткий и протяжный, каждый звук для нас не нов.
Чувство ритма развивай, Но послушай, как ритмично
это очень, очень важно! ходит маятник часов: Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так!
Сегодня мы сможем исполнить ритмический рисунок, сравнить звучание разных по длительности звуков.
Музыка, в которой мы отчетливо слышим ритм, называется ритмичной. Ритм в музыке можно не только услышать, но и записать музыкальными – нотами.
3. Физминутка.
Руки ставим мы вразлёт, Появился самолёт. Мах крылом туда – сюда, Делай раз и делай два. | Раз и два, раз и два! Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите. | Раз и два, раз и два! Опустили руки вниз И на место все садись! |
4.Музыкально ритмические движения.
Исполнение ритмических движений (шага, бега, притопывания) под музыку.
5.Исполнение на детских ударных музыкальных инструментах (деревянные ложки, треугольник, бубен, барабан).
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Предмет: музыка и пение Класс: 1 «Ç» Дата: _______2020
Тема: Весеннее настроение. (Урок № 28)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала; развивать музы- кальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения;
- воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в об-щении с ней, прививать любовь к родной природе.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, аудиозаписи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вновь в Музыкальный мир Волшебную силу музыки
Нам предстоит войти, Мы испытаем в пути.
II. Повторение пройденного.
Повторение изученных песен.
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
Лучше знать одно ремесло хорошо, чем десять плохо.
2.Беседа.
- Мир звуков, который нас окружает, волшебен и чудесен. Всю нашу вселенную оплетает неделимый звуковой поток: дуновение ветерка, скрип снега под ногами, завывание морозной вьюги, стуки, вой, плачи.... Человек может определять несколько тысяч разных звуков, слышать их красоту и гармонию. Слух человека слушает и слышит звучание и прелесть нашей ЖИЗНИ. Послушайте звуки природы и скажите, что вы услышали?
- Как вы догадались, сегодня мы поговорим о весне. Весна - это утро года... Весна - новая жизнь, это светлый праздник рождения природы. Весной просыпается все живое. Звуки, окружающие нас весной необычны...Что вы представляете когда слышите слово «весна»?
- Музыку весны слышали многие талантливые люди композиторы, поэты, художники. Посмотрите на картины - художники изобразили весну каждый, по своему. Какая весна? «Весна» Саврасов А.К., «Грачи прилетели» Саврасов Л.К., «Март» И. Левитан, «Повеяло весной» А.К. Саврасов (ответы детей).
3. Физминутка.
Раз, два – наклонилися слегка, Три, четыре – руки в боки – будем делать многоскоки, Пять, шесть – на лесенку залезть, | Семь, восемь – пробежаться вам попросим, Девять, десять – вот и всё, Скоро встретимся ещё. |
4.Музыкально ритмические движения.
Исполнение ритмических движений (шага, бега, притопывания) под музыку.
5
.Исполнение на детских ударных музыкальных инструментах (деревянные ложки, треугольник, бубен, барабан).
С. 44
IV. Обобщение.
- Итак, В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда можем определить настроение, которое нам передал композитор. Подумайте, какими музыкальными инструментами можно передать звуки и настроения весны? (ответы детей)
V. Итог урока.
Предмет: музыка и пение Класс: 1 «Ç» Дата: _______2020
Тема: Нежное настроение. «Каждый по-своему маму поздравит». (Урок № 29)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала; развивать музы- кальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения;
- воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в об-щении с ней, воспитывать любовь к маме.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, аудиозаписи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Музыка – особый мир У неё есть свой язык
Тайный и чудесный, Очень интересный.
II. Повторение пройденного.
- Ребята, мир звуков, который нас окружает, волшебен и чудесен. Всю нашу вселенную оплетает неделимый звуковой поток: дуновение ветерка, скрип снега под ногами, завывание морозной вьюги, стуки. Человек может определять несколько тысяч разных звуков, слышать их красоту и гармонию. Слух человека слушает и слышит звучание и прелесть нашей жизни.
- Послушайте и определите, что это за звуки.
(Капель) Что это?
- Какое время года вам показалось? (весна, яркое весеннее солнце растопило сосульки).
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (музыка весны) Какая тема урока?
- Какую цель вы для себя сегодня поставите? (услышать музыку весны в произведениях композитора).
- А как вы думаете, мы с вами можем изобразить музыку весны - капель?
Кап, кап, я – капель.
У меня, капели, (проговаривание)
На весеннем тепле
Капельки поспели.
- Давайте попробуем сами исполнить музыку весны: Первый ряд изображает крупные капли, второй ряд исполняет маленькие капельки, а третий – самые маленькие капельки, капают легко, но очень звонко – «звенят капели». Теперь соединим все партии. (Поочерёдное включение каждого ряда.)
- Сначала голосом. Итак, начинаем концерт «Звенящая капель». (Исполняют.)
- Сейчас мы попробуем заменить слова звучащими жестами:
Первый ряд – ладонью по столу. Ударяем негромко, но ритмично.
Второй ряд – щелчки. Выделяем первую долю.
Третий ряд – стучим пальцем по столу.
- Молодцы!
III. Ознакомление с новым материалом.
1
. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
Лучше встретить умного, чем найти деньги.
2.Беседа. (с. 46 -48)
- Мама поёт малышу колыбельную песню.
Туркменский композитор Чары Нурымов написал для детей много музыкальных
произведений. Одно из них называется «Колыбельная». В нём композитор
передаёт и нежное чувство. Ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая
улыбка. Мама напевает колыбельную, укладывая тебя спать.
3. Физминутка.
4.Музыкально ритмические движения.
Исполнение ритмических движений (шага, бега, притопывания) под музыку.
5.Исполнение на детских ударных музыкальных инструментах (деревянные ложки, треугольник, бубен, барабан).
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Предмет: музыка и пение Класс: 1 «Ç» Дата: _______2020
Тема: Нежное настроение. «Каждый по-своему маму поздравит». (Урок № 30)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала; развивать музы- кальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения;
- воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в об-щении с ней, воспитывать любовь к маме.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, аудиозаписи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Едет, едет паровоз, Мчится паровоз по кругу, Тра-та-та, тра-та-та,
Много у него колес, Машем мы рукой друг другу, Занимай свои места!
II. Повторение пройденного.
Повторение изученных песен. Распевка. «Солнце встало».
Солнце встало, детвора Лё-лю-ля «Ма-мэ-ми-мо-му два теленка на лугу.
Вот и нам вставать пора Лё-лю-ля Ра-рэ-ри-ро-ру Щиплют сочную траву.
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
Локтем победишь одного, умом преодолеешь тысячу.
2.Беседа.
- В каких случаях люди поют песни и слушают музыку? (В праздники, когда под нее танцуют и поют песни, на парадах под нее маршируют военные, во время выступления фигуристов.)
- А ещё во все времена музыка звучит, когда мамы укладывают своих детей спать. Давным-давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы, укладывая своих малышей спать стали петь им колы- бельные песенки. А почему они так называются? (Потому что они исполнялись у колыбели).
- А что такое колыбель? (Люлька).
- Кто-нибудь из вас видел колыбельку?
Ай люли, ай люли, Они сели на дубы, Они стали ворковать,
Прилетели гуленьки. Ай люли, ай люли, Стали дитятку качать.
- Дети, вам понравилась эта песенка? Почему эта песенка вам понравилась? Как она звучала? Какой характер?
Раздаю карточки из «словаря настроений». Дети выбирают те карточки, которые подходят по характеру к этой песни.
НЕЖНАЯ СЕРИТАЯ ГРОМКАЯ ВЕСЕЛАЯ ТИХАЯ ЛАСКОВАЯ
ПЛАВНАЯ МЯГКАЯ РАДОСТНАЯ ГРОЗНАЯ
- Вот такую ласковую и добрую песенку поет мама своему малышу, а слова какие ласковые подобраны: ворковать, ай люли, ай люли; дитятка, гуленьки.
- А что значит ворковать? (Петь песню).
- И звучат эти слова особенно плавно, ласково, нежно, потому что каждая мама любит своего малыша.
- А дети поют мамам колыбельные песни?
3. Физминутка.
Встали пчёлки в хоровод, (Поворот вокруг себя) В барабан ударил кот, | (Хлопки в ладоши) Стали мыши танцевать: (Пританцовывать) | Тра – ля – ля, тра – ля – ля – Так, что начала дрожать (Наклоны) Вся земля, вся земля. (Рывки руками) |
4.Музыкально ритмические движения.
Исполнение ритмических движений (шага, бега, притопывания) под музыку.
5.Исполнение на детских ударных музыкальных инструментах (деревянные ложки, треугольник, бубен, барабан).
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Предмет: музыка и пение Класс: 1 «Ç» Дата: _______2020
Тема: Музыкальные краски. «Спят усталые игрушки». (Урок № 31)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала; развивать музы- кальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения;
- воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в об-щении с ней.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, аудиозаписи, игрушки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята (учитель поет). Очень рады видеть вас (дети). Добрый день, девочки.
Здравствуйте, учитель (поют дети). Добрый день, мальчики. Добрый день, учитель.
Очень рада видеть вас (учитель). Добрый день, учитель.
II. Повторение пройденного.
Повторение изученных песен.
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
Ложись позже, вставай раньше - с работой справишься.
2.Беседа.
Попробуем усыпить наши игрушки. (раздать игрушки).
- Колыбельная песня поется так как качается колыбелька. Баю-вверх, баю – вниз. Это помогает малышу скорее уснуть. И мы сейчас попробуем покачать наши игрушки.
- Баю-баюшки баю, Не ложися на краю. - Я всегда ложуся с краю | И спокойно засыпаю. Лягу я на край. | - Не ложись. - Лягу, так и знай. - Не ложись, | - Придет серенький волчок И укусит за бочок. |
- Уснули наши игрушки? (Нет.)
- Почему? Это же была колыбельная. Какая мелодия у песни: ласковая и нежная?
СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ: ГРУБАЯ, ЗАБОТЛИВАЯ, ЗЛАЯ, ОБАЯТЕЛЬНАЯ, ГНЕВНАЯ, ПРИВЕТЛИВАЯ, ЖУТКАЯ, ДРУЖЕЛЮБНАЯ, ГРОЗНАЯ, ДУШЕВНАЯ
- Выберите подходящие слова.
- Мы попробуем усыпить наши игрушки под другую песню. Я вам исполню колыбельную, а вы мне скажите кто главный герой в этой песенке.
Котя, котенька, коток, Котя – серенький лобок. Приди, котик, ночевать, | Нашу деточку качать. Уж как я тому коту За работу заплачу, | Дам кусочек пирога, Дам кувшинчик молока. |
- Почему уснули наши игрушки под эту песенку? Она была какая? Смотрим на «Словарь настроений».
- Так о ком пелось в этой песенке? (О коте.)
- Почему кот?
— Люди издавна приметили, что коты любят днем спать, спит – песни поет, мурлычет, убаюкивает сам себя. П прапрадедовские времена прежде чем положить малыша в колыбель, клали в нее кота, или кошку, что бы малыш также спокойно спал в колыбельки как спят они. А сейчас кладут котиков в кроватку младенца? (Нет).
- Какой котик в этой песенке? Добрый, ласковый? А может быть царапучий? (Показ игрушечного кота. Дети его трогают и гладят.)
Дети: — Котик нежный и ласковый. Чтобы ребенок смог скорее уснуть.
- А вы заметили, что в колыбельных песнях часто повторяются мягкие звуки, например, - «нь» в словах «котенька», «серенький»? Такие мягкие звуки создают атмосферу покоя, тепла и добра.
- Как вы думаете, малышам от этой песенки какой будет сниться сон? (Добрый).
3.Музыкально ритмические движения.
Исполнение ритмических движений (шага, бега, притопывания) под музыку.
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Предмет: музыка и пение Класс: 1 «Ç» Дата: _______2020
Тема: Музыкальные краски. «Спят усталые игрушки». (Урок № 32)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала; развивать музы- кальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения;
- воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в об-щении с ней.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, аудиозаписи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый. Будем слушать, рассуждать,
Мы начать урок готовы. И друг другу помогать.
II. Повторение пройденного.
1.Повторение изученных песен.
2. Скороговорки. (петь с постепенным ускорением).
Учитель: до-до-ре-до-до. Дети повторяют: до-до-ре-до-до. Учитель: до-ре-до-ре-ми-ми. Дети повторяют: до-ре-до-ре-ми-ми. Учитель: ми-ре-ми-ре-до-до. Дети: ми-ре-ми-ре-до-до. Учитель: до-ре-ми-ми-ре-до. | Дети: до-ре-ми-ми-ре-до. Учитель: до-ре-ми-фа-ми-ре-до. Дети: до-ре-ми-фа-ми-ре-до. Учитель: до-си-ре-до-до. Дети: до-си-ре-до-до. Учитель: до-до-до-о-о-до-до. Дети: до-до-до-о-о-до-до. |
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
2.Беседа. (с. 49)
3. Физминутка.
Солнце глянуло в кроватку – Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, | Надо нам присесть и встать. Руки развести пошире – Раз, два, три, четыре, пять. | Наклониться – три, четыре – И на месте поскакать. |
4.Музыкально ритмические движения.
Исполнение ритмических движений (шага, бега, притопывания) под музыку.
5.Исполнение на детских ударных музыкальных инструментах (деревянные ложки, треугольник, бубен, барабан).
IV. Обобщение.
- Какие колыбельные песни мы слушали с вами на уроке?
- Для этого закроем глаза ладошками и представим себе, что наступил тихий вечер, что скоро каждому из нас предстоит отправиться спать. Какую музыку мы услышим?
- Кто готов напеть эту колыбельную песню? (Дети вспоминают песни.)
- Я попрошу вас узнать дома у мам и бабушек, какие им в детстве пели колыбельные.
- Думаю, что когда у вас будут дети, вы будете петь им добрые и ласковые, нежные колыбельные песни.
V. Итог урока.
Предмет: музыка и пение Класс: 1 «Ç» Дата: _______2020
Тема: Летнее настроение. «Песенка о лете». (Урок № 33)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала; развивать музы- кальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения;
- воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в об-щении с ней.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, аудиозаписи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Посмотрите все на меня! Не теряя ни минутки, Взять все знания в дорогу!
Сегодня экскурсоводом работаю я. Приглашаю вас я в путь! И улыбку не забудь!
II. Повторение пройденного.
1.Повторение изученных песен.
2.Скороговорка: (исполнение по ролям).
- Жук-жук, пожужжи. Где ты прячешься, скажи?
- Жу-жу-жу-жу-жу. Я на дереве сижу.
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
Лентяй герой за столом, джигит - в труде.
2.Беседа. (с. 50 – 51)
-Какое ваше любимое время года? (Лето)Почему?
-
А какой символ лета? Солнышко. На доске у нас солнышко. Только что-то оно не очень весело светит. Чего ему не хватает? Лучиков. Вот мы с вами сейчас вспомним: какое оно- лето и у нашего солнышка появятся лучики.(мозговой штурм)
3. Физминутка.
Очень трудно так стоять – Ножку на пол не спускать | И не падать, не качаться, За соседа не держаться. |
4.Музыкально ритмические движения.
Исполнение ритмических движений (шага, бега, притопывания) под музыку.
5. Разучивание песенки.
- Какой у песенки характер? - Выучите «Песенку о лете».
IV. Обобщение.
V. Итог урока.
Предмет: музыка и пение Класс: 1 «Ç» Дата: _______2020
Тема: Повторение. Обобщение пройденного материала. (Урок № 34)
Вид урока: комбинированный.
Цели: - закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала; развивать музы- кальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения;
- воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в об-щении с ней.
Наглядность и ТСО: иллюстрации, аудиозаписи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Начинается урок, Учитесь тайны открывать,
Он пойдет ребятам впрок. Ответы полные давать,
Постарайтесь все понять, Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
II. Повторение пройденного.
1.Повторение изученных песен.
2.Вокально-хоровая работа. Разминка. Художественное чтение стихотворения.
Идёт бычок, качается. Й! досточка кончается.
Вздыхает на ходу. Сейчас я упаду.
-Представьте себе этого бычка. Какой он? А давайте попробуем пофантазировать.
Прочитаем о грустном бычке, о весёлом, о сердитом бычке-ворчуне.
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Использование материала из книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Источник мудрости» («Paýhas çeşmesi»).
2. Исполнение «Песенки о лете».
Перед исполнением песни напомнить как должны себя вести дети во время пения сидя.
«Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь.
Ноги в пол упри сильней, спинку выпрями скорей.
Руки, плечи всё свободно, петь приятно и удобно».
3. Физминутка.
Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём, Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте) За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам) Вверх на солнце посмотрели | (Поднимают головы к верху, «тянуться к солнышку») И их лучики согрели. Чудеса у нас на свете: Стали кроликами дети. А потом все дружно встали, | Великанами мы стали. Бабочки летали, Крыльями махали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли, И немножечко устали. |
4.Музыкально ритмические движения.
Исполнение ритмических движений (шага, бега, притопывания) под музыку.
5.Исполнение на детских ударных музыкальных инструментах (деревянные ложки, треугольник, бубен, барабан).
IV. Обобщение.
-Часто ли на уроке у вас менялось настроение? Почему?
-Оказывается, музыка может изменять наше настроение.
- Как же можно услышать музыку? (внимательно слушая, внимательно сопереживая). Мы знаем, что душой музыки является мелодия. Музыка живет внутри человека.
V. Итог урока.
Проверено. Заместитель директора по УВР _________/_________________/ ______.2020