СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки по истории 11 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

в этом архиве представлены уроки, выикторины и презентации к урока по истории 11 класс по темам: первая мировая война, Чеченская война, битва под Сталинградом, культура России в конце 19 веке начале 20 века

Просмотр содержимого документа
«Первая мировая война»

Конспект урока по теме:

«Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – история

Класс – 11

Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.

Урок построен в рамках технологии критического мышления.

Планируемые результаты:-

  • личностные - воспитание толерантности; способности к определению собственной позиции;

  • метапредметные – развивать умение работать с историческим источником (как одним из видов текста); формулировать и обосновывать выводы; развитие коммуникативной компетентности учащихся;

  • предметные – умение изучать и систематизировать информацию; формировать оценочные суждения.


Оборудование:

1. Карта «Первая мировая война 1914-1918 гг.».

2. Документы: №1«Из воспоминаний председателя Государственной думы М.В. Родзянко»; №2 П.Н. Милюков . Из речи, произнесённой на заседании Государственной думы 1 ноября 1916 г.


Структура урока

Этап урока

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся1

1

Мотивацион-ный

Учащиеся формулируют тему урока

Учитель создаёт эмоциональный настрой, помогающий сформулировать тему урока,

создаёт проблемную ситуацию

Приложение №1

Обучающиеся высказывают свои предположения, прогнозируют и выделяют основную мысль.

2

Актуализа-

ция знаний

Повторить фактологический материал по теме

«Первая мировая война».

Организует работу с тестами.

Приложение №2.


Обучающиеся работают с тестами.

Взаимопроверка (работа в парах).


3

Постановка учебной задачи. Деятельность по решению поставлен-ной проблемы

Подвести обучающихся к постановке задач урока


Учитель организует работу с текстом исторического источника и материалам параграфа по группам. Приложение№3 (группа №1),

Приложение №4

(группа №2)

Текст параграфа учебника (группа№3)



Обучающиеся работают в группах.

Работают с текстом документов (используют инсерт).

Отвечают на вопросы.

4

Рефлексия

Проанализиро -вать факторы, приведшие к изменению восприятия войны российским обществом.

Учитель даёт установку на формулирование вывода. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Ставит обобщающие вопросы.

Обучающиеся высказываются, выражая свою точку зрения.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.



Приложение №1.Проблемная ситуация:

Говоря о Петрограде июля 1914 года обратимся к воспоминаниям председателя Государственной думы М.В.Родзянко: «…мы видим людей, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…, заявляя …мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».

Глядя на Петроград февраля 1917 года мы видим забастовки с общей численностью участников около 100 -200 тыс. человек с лозунгами «Хлеба!» и «Долой войну!».

Вопрос: Под воздействием каких факторов могли произойти такие метаморфозы общественного сознанья?

Приложение №2

Тест

1.В годы Первой мировой войны А.И. Гучков возглавил

1)Государственную думу

2)Всероссийский союз городов

3)Центральный военно-промышленный комитет

4)Всероссийский земский союз

2.Какое из названых событий произошло позже других?

1)создание Прогрессивного блока

2)создание Антанты

3)Брусиловский прорыв

4)Сарыкамышская операция

3.Германия объявила России войну в ответ на

1) отказ Николая Второго выступить посредником в переговорах с Сербией

2)вступление русской армии на территорию Австро-Венгрии

3)объявление в России мобилизации

4)объявление в России военного положения

4. Что из перечисленного относится к итогам Первой мировой войны для России

1)потеря Польши

2)получение контрибуции от Германии

3)установление контроля над черноморскими проливами

4)установление протектората над Сербией.

5.Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его подписания

«Нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные на то соответствующими их правительствами, заявляют о нижеследующем:

Российское, английское и французское правительства взаимно обязуются не заключать сепаратного мира в течение настоящей войны.

Три правителя соглашаются в том, что, когда настанет время для обсуждения условий мира, ни один из союзников не будет ставить мирных условий без предварительного соглашения с каждым из других союзников».

1)1905 3)1914

2)1907 4)1918

6)Наступлением русской армии на Юго-Западном фронте в 1916 г. командовал

1)П. Ренненкампф 3)А.Брусилов

2)А.Самойлов 4)Н.Рузский

7.На начальном этапе Первой мировой войны русская армия основные силы сосредоточила на фронте против

1)Италии 3)Турции

2)Австро-Венгрии 4)Японии

8.Какое из названных событий произошло раньше других

1)капитуляция Германии 3)распада Антанты

2)капитуляции Австрии 4)заключения сепаратного мира с Германией



Приложение №3. Воспоминания председателя Государственной думы М.В.Родзянко

«Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны я был поражён переменою настроения жителей столицы. Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…Я ходил по улице, вмешивался в толпу, разговаривал с нею и…узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько лет назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады.

На мой вопрос ,чем объясняется перемена настроения,я получил ответ: «Вчера было семейное дело…но сегодня дело касается всей России. Мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».

Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик был подъём национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призывных, явилось без отказу и воевали впоследствии на славу.

В самой Государственной думе в заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения члены признали необходимость войны до победного конца во имя чести и достоинства дорогого Отечества, дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать правительство.

Без различия национальностей все поняли, что война эта народная, что она должна быть таковой до конца и что поражение германского милитаризма является безусловно необходимым.»

Вопросы и задания к документу:

1.Как к будущей войне относились рабочие Петрограда?

2.Как подъём национальных чувств отразился на ситуации в деревне?

3.Какие изменения в работе Государственной думы можно увидеть на основе документа?

4.Какие оценочные характеристики обозначились в обществе по определению характера и целей войны (с позиции России).


Приложение №4. Из речи П.Н.Милюкова, произнесённой на заседании Государственной думы 1 ноября 1916 г.

«Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе…

Когда вы целый год ждёте выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у нас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге… и упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, -как вы назовёте это: глупостью или изменой?

…Когда со всё большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить . что организовать страну –

значит организовать революцию, и сознательно предпочитает хаос и дезорганизацию – что это:- глупость или измена?...Мало того,…когда намеренно вызываются волнения и вспышки путём провокации, и притом знают, что это может служить мотивом для прекращения войны, что это делается, сознательно или бессознательно?

Когда в разгар войны «придворная партия» подкапывается под единственного человека, создавшего себе репутацию честного у союзников, и когда он заменяется лицом, о котором можно сказать всё, что я сказал раньше, то это…Нет, господа, воля ваша, уж слишком много глупости!

Задание к документу :

1.На основе документа выделите причины катастрофического падения престижа императорской власти (не менее трёх причин).


Рефлексия

Используя текст документа. материалы параграфа и знания по истории, назовите причины, которые привели к нарастанию взаимного отчуждения власти и народа. Назовите не менее четырёх причин.


Просмотр содержимого документа
«урок культ»

Обобщающий урок в 11-м классе по теме "Культура России конца XIX — начала ХХ века"

Некоторые учащиеся заранее составляют небольшие сообщения о выдающихся деятелях культуры конца XIX – начала XX века – учёных, писателях, художниках, артистах, композиторах, поэтах, меценатах.

Предварительно была организованы экскурсии в село Гагино Сергиево-Посадского района, где в одном из местных храмов венчался певец Фёдор Шаляпин с итальянской балериной Иолой Торнаги, Абрамцево и Мураново.

Цели урока:

  1. Бережно и с уважением относиться к истории родного края и памятникам культуры.

  2. Ознакомить учащихся с информацией о деятелях русской культуры XIX – начала XX вв.

  3. Развивать навыки выступления перед аудиторией.

  4. Прививать интерес к музыке, литературе, изобразительному искусству.

  5. Прививать навыки самостоятельной работы, чувства прекрасного, любовь к искусству. Вселять чувство гордости и уважения за достижения в Отечественной культуре.

Оборудование:

  1. Портреты-слайды видных деятелей культуры и искусства к. XIX – начала XX вв.

  2. Репродукции картин.

  3. Видеозапись совершённых экскурсий.

  4. Плакаты с высказываниями видных деятелей культуры и искусства.

  5. Выставка книг и репродукций по теме урока.

  6. Алгоритмы выступлений, целей и хода урока.

  7. Сообщения учащихся.

  8. Карточки с заданиями и таблицами.

  9. Записи музыкальных произведений.

  10. Компьютер и мультимедиа-проектор.

На доске:

  1. Тема урока: Культура России конца XIX – начала XX века. Определение слова КУЛЬТУРА – возделывать - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие

  2. Главный вопрос урока: ПОЧЕМУ период отечественной культуры конца XIX – начала XX века отмечен таким многообразием течений, направлений и стилей в литературе, живописи, музыке и архитектуре?

  3. Высказывание В.С.Соловьёва “Русская наука, вступившая на готовый и верный путь научных знаний, проложенный Европой, не смогла озарить мир “новым светом”. Оказавшись способными к наукам, русские ученые всё же не достигли результатов, которые бы составили бы эпоху в истории хотя бы отдельных наук. Русская наука и культура, начавшаяся, по существу, с Ломоносова, за 140 лет показала, что русские способны участвовать в общеевропейской научной деятельности приблизительно в той же мере, как шведы или голландцы”.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: Сегодняшний урок несколько необычен по строению и проведению, хотя название темы довольно привычно для нас. (Приложение 1, слайд 1)

Учитель называет тему и объясняет почему урок необычен: Мы попробуем поговорить о культуре огромной России, отталкиваясь от одного интересного факта из истории нашего села Бужаниново, затем свяжем всё в единый рассказ и в конце постараемся ответить на главный вопрос урока, он указан на доске.

Далее учащиеся открывают рабочие тетради, записывают тему урока и по ходу урока фиксируют в приготовленную таблицу в одну колонку – имена деятелей культуры и искусства, а в другую новые понятия и слова, которые услышат по ходу урока.

УЧИТЕЛЬ: В этом учебном году, совершая поход по местам боевой и трудовой славы нашего района, в полупустой и забытой всеми деревне Гагино мы обнаружили остов старой полуразрушенной церкви. (Приложение 1, слайд 2)

УЧЕНИК зачитывает краткое сообщение об истории Гагино.

УЧИТЕЛЬ: Естественно, пройти мимо мы не могли и решили узнать, что там внутри этого строения, есть ли какие-либо следы? К великому изумлению, мы обнаружили стены, обклеенные страницами старых журналов с текстами и портретами людей прошлого века. Читаем: “Здесь обвенчались Ф.И.Шаляпин и итальянская балерина Иола Торнаги….”

Ученик зачитывает краткое сообщение о Ф.Шаляпине (Приложение 1, слайд 3)

Учитель (Звучит отрывок песни в его исполнении): просит ещё раз повторить фразу о свидетелях Шаляпина и Торнаги,  рисует на доске схему следующего содержания

и напоминает, чтобы учащиеся не забывали заносить в таблицу тетради новые имена. Одновременно по ходу урока учитель строит схему на доске, ориентируя учеников по направлениям искусства и культуры.

УЧИТЕЛЬ: Начнём с музыкального направления (Приложение 1, слайд 4)

(Звучит отрывок из музыкального произведения С. Рахманинова).

УЧЕНИК рассказывает краткую биографию композитора.

УЧИТЕЛЬ: Конец XIX – начала XX века – это время творческого взлёта и других великих русских композиторов-новаторов: Скрябина, Танеева, Стравинского. В своём творчестве они стремились вырваться из рамок традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Творческая деятельность Римского-Корсакова и Петра Чайковского протекала одновременно, и в течение всей жизни они относились друг к другу с большим уважением. Содружество композиторов Бородина, Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, Мусоргского с легкой руки Стасова получило название “Могучей кучки”. (Приложение 1, слайд 5)

(По ходу рассказа учителя на экране слайды с портретами композиторов)

Русская вокальная школа была представлена выдающимися певцами – Шаляпиным, Собиновым, Неждановой (Приложение 1, слайд 6)

УЧИТЕЛЬ: От музыки переходим к живописи. Как и музыка, русская живопись испытывала влияние зародившегося на Западе АВАНГАРДИЗМА.

УЧЕНИК: Зачитывает определение этого направления искусства.

(Учащиеся продолжают заполнять таблицу в тетради, учитель строит схему на доске)

УЧИТЕЛЬ: Прочные позиции удерживали представители академической школы и наследники передвижников – Репин, Суриков, Коровин… (Приложение 1, слайд 7)

УЧЕНИК делает краткое сообщение о Коровине. (Приложение 1, слайд 8)

УЧИТЕЛЬ: Но законодателем моды сталь стиль МОДЕРН.

УЧЕНИК: Даёт определение направлению, можно пользоваться учебным материалом.

УЧИТЕЛЬ: Последователи этого стиля объединились с общество “Мир искусства” и заняли резко критическую позицию в отношении передвижников. Они считали, что искусство не должно зависеть от политических и социальных явлений – Бенуа, Рерих, Сомов, Лансере и др. Совершенно исключительным был художественно-философский поиск Казимира Малевича. (Приложение 1, слайд 9)

УЧЕНИК: Даёт определение направления СУПРЕМАТИЗМ.

УЧИТЕЛЬ: Произведения многих талантливых художников конца 19 – начала 20 вв. По крупицам собирал замечательный человек, посвятивший собиранию картин всю свою жизнь и средства – Павел Третьяков (Приложение 1, слайд 10). 1856 году им была основана Московская городская Художественная галерея и передана в дар Москве в 1892 году. Музей хранит сейчас около 40 тыс. произведений лучших художников нашей страны от древности до настоящих дней. (Приложение 1, слайд 11)

УЧИТЕЛЬ: Задаёт вопрос – какое слово является связующим звеном в биографиях художников, о которых мы говорим?

УЧЕНИК: Краткий рассказ об Абрамцево. (Приложение 1, слайд 12)

УЧИТЕЛЬ: Художники Абрамцевского кружка Васнецов, Поленов, Врубель, Коровин, работавшие в Частной опере Саввы Мамонтова стали настоящими реформаторами в области театрально-декорационного дела, что впоследствии успешно применялось в Художественном театре. (Приложение 1, слайд 13)

УЧЕНИК: Краткое сообщение о Мамонтове. (Приложение 1, слайд 14)

УЧИТЕЛЬ: Несколько раз посетил усадьбу Абрамцево и замечательный историк В.О. Ключевский, ученик Соловьёва. Бывали здесь писатели Тургенев, Хомяков, Самарин и др.

УЧИТЕЛЬ: Скульптура также переживала второе рождение – Антокольский, Микешин, Опекушин, Волнухин, Андреев. (Приложение 1, слайд 15)

УЧЕНИК: краткое сообщение об Опекушине.

УЧИТЕЛЬ: Но в целом, скульптура мало поддавалась движению авангардизма.

Если Абрамцево – художественный центр России, то Мураново по праву можно считать его поэтическим центром (Приложение 1, слайд 16), давшим миру таких поэтов как Тютчев, Баратынский, Майков и др. (Приложение 1, слайд 17)

УЧЕНИК: Под музыку Рахманинова читает одно из произведений Баратынского.

УЧИТЕЛЬ: Приезжали в имение Энгельгардов и Гоголь, и Аксаковы. Литература начала XX века также отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов. На смену Толстому, Чехову, Короленко (Приложение 1, слайд 18) идут Бунин, Куприн, Горький… (Приложение 1, слайд 19)

Большое место в литературе занимали труды русских философов – Бердяева, Булгакова, которые заявляли о самобытности исторического пути России, ее особом предназначении в истории. (Приложение 1, слайд 20) Благодаря трудам Соловьева широкая публика начинает проявлять интерес к религии, идее нации и вообще духовным ценностям. Под влиянием Соловьева накануне 1917 года в России возникла школа религиозных мыслителей, прежде всего, это Флоренский и Булгаков, которые развивали свои теории.

УЧЕНИК: Краткое сообщение о П.Флоренском.

Указывается дом-музей П.Флоренского в г.Сергиев Посаде.

УЧИТЕЛЬ: В начале XX века литература испытывает влияние АВАНГАРДИЗМА.

УЧЕНИК: Зачитывает значение понятия.

УЧИТЕЛЬ: Самыми яркими представителями авангарда были ФУТУРИСТЫ.

УЧЕНИК: Даёт определение понятию.

УЧИТЕЛЬ: Их интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Новые слова, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши – Маяковский, Бурлюк…(Приложение 1, слайд 21)

УЧЕНИК: Читает одно из стихотворений Маяковского.

УЧИТЕЛЬ: Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты. Они утверждали, что вера и религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Без веры в божественное начало на Земле нет красоты – утверждал патриарх русского символизма Мережковский. Русский СИМВОЛИЗМ стал явлением мирового масштаба.

УЧЕНИК: Даёт определение понятию СИМВОЛИЗМ.

УЧИТЕЛЬ: В их стихах звучит призыв к новому миропорядку, основанному на единении всех людей и духовной свободе. Александр Блок, которого М.Горький назвал “чувствилищем своего времени”, выдающийся поэт и прозаик, историк литературы Валерий Брюсов, Бальмонт, Гиппиус и др. (Приложение 1, слайд 22)

В 1907 году в Москве открывается выставка “Голубая Роза” в которой принимают участие поэты и художники уникальных стилей, направлений, сочетавшие авангардистские идеи с традиционными русскими.

УЧИТЕЛЬ: В конце XIX – начале XX века значительно увеличивается и количество научно-популярных изданий, доступных широким слоям населения – НИВА, ОГОНЁК, МИР ИСКУССТВА, АПОЛЛОН, МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ и т.д. (Приложение 1, слайд 23)

В России развивается библиотечное дело.

ВОПРОС: Почему увеличивается количество печатных изданий?

УЧИТЕЛЬ: Периодическая печать – это только начало. Огромную популярность приобретают российские театры. Малый театр в Москве и Мариинский в Петербурге. Примечательной чертой культуры этого периода стали поиски нового театра. Они были связаны с именами выдающихся режиссёров – Мейерхольда, Вахтангова, Станиславского. (Приложение 1, слайд 24)

УЧЕНИК: Сообщение о Станиславском

УЧИТЕЛЬ: Конец XIX – нач. XX века – период деятельности Пелагеи Стрепетовой – создавшей лучший образ Катерины в “Грозе” Островского, Мария Ермолова – Орлеанская дева, Вера Комиссаржевская – чеховская Чайка. (Приложение 1, слайд 25)

Ведущие позиции занимал и русский балет, опиравшийся на традиции Академизма конца XIX века: Михаил Фокин, Анна Павлова, Вацлав Нижинский. (Приложение 1, слайд 26) Основателем русских балетных сезонов в Париже был С. Дягилев – один из основателей объединения “Мир искусства”, объединивший в своих рядах самых талантливых представителей искусства России. (Приложение 1, слайд 27)

УЧИТЕЛЬ: Начало XX века – это время появления нового вида искусства – кинематографа. В 1908 году была снята первая русская игровая картина “Стенька Разин и княжна”, а в 1911 году – первый полнометражный фильм “Оборона Севастополя”. (Приложение 1, слайд 28)

ВОПРОС: Если бы вы жили в к XIX – нач. XX века и вам предложили выбрать куда пойти – в театр или в кино – что выберете? Почему?

ВЫВОД: Театр был для избранных слоёв населения, а кинотеатр доступен широким массам.

УЧИТЕЛЬ: Именно для этих масс возникла необходимость строительства вокзалов, доходных домов, магазинов, рынков, банковских зданий и т.д.

Архитектура представлена новым направлением МОДЕРН.

УЧЕНИК: Даёт пояснение новому термину

УЧЕНИК: Краткое сообщение об архитекторе Шехтеле. (Приложение 1, слайд 29)

УЧИТЕЛЬ: Наш рассказ о культуре может идти бесконечно. Заполнена схема на доске, заполнены таблицы в тетради. Прослушаны сообщения и просмотрены все подготовленные вами слайды. И я прошу вас обратить внимание на слова философа Соловьева. (Приложение 1, слайд 30)

Учитель зачитывает слова вслух и просит высказаться учащихся –  согласны они с утверждением Соловьева или нет и почему?

УЧИТЕЛЬ: А теперь перейдём к главному вопросу урока. (Приложение 1, слайд 31). Учитель ещё раз зачитывает вопрос и просит учащихся ответить на него.

Учитель подводит итог.

На рубеже XIX–XX веков русское искусство, до тех пор ходившее в учениках, вливается в общее русло западноевропейских художественных исканий. Распахивают свои двери выставочные залы России.

В Москве открываются огромные галереи и частные коллекции. Теперь для того, чтобы познакомиться с Пикассо приходится ехать в Россию, а не только в Лондон или Париж.

Значение этого периода, названного по праву Серебряным веком, трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе и музыке.

УЧИТЕЛЬ: Закрепление материала.

(Звучит музыка)

Из заполненной именами таблицы в тетради учащиеся должны на карточках, которые раздаст учитель, заполнить определенные столбцы “ЖИВОПИСЬ”, “МУЗЫКА”, “БАЛЕТ”, ит.д.

УЧИТЕЛЬ собирает карточки и предлагает, глядя на экран, угадать имена художников, поэтов, композиторов, названия картин, архитектурных сооружений и т.д. за что выставляется соответствующая оценка.

УЧИТЕЛЬ в конце урока объявляет оценки за работу на уроке и задаёт задание на дом.




Просмотр содержимого презентации
«Битва под Сталинградом»

С т а л и н г р а д с к а я  б и т в а 17 июля 1942 год -2 февраля 1943 год Отдел военно-патриотического и гражданского воспитания ЦДТ «Щит» 900igr.net

С т а л и н г р а д с к а я б и т в а

17 июля 1942 год -2 февраля 1943 год

Отдел военно-патриотического

и гражданского воспитания ЦДТ «Щит»

900igr.net

По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек .

По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек .

14 июля 1942 года  Сталинградская область была объявлена на осадном положении.  17 июля 1942 года   День начала Сталинградской битвы.

14 июля 1942 года

Сталинградская область была объявлена на осадном положении.

17 июля 1942 года

День начала Сталинградской битвы.

Цель немецкого командования :   овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю — к 25 июля 1942 г.

Цель немецкого командования :

овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю — к 25 июля 1942 г.

12 день сражения…  Гитлер своим армиям: «Сходу с юга овладеть городом, взяв в клещи войска Сталинградского фронта».  Нарком обороны И.В.Сталин. Приказ № 227: «…Отступать дальше – значит загубить себя и Родину…Отныне железный закон –  НИ ШАГУ НАЗАД!»

12 день сражения…

Гитлер своим армиям: «Сходу с юга овладеть городом, взяв в клещи войска Сталинградского фронта».

Нарком обороны И.В.Сталин. Приказ № 227: «…Отступать дальше – значит загубить себя и Родину…Отныне железный закон –

НИ ШАГУ НАЗАД!»

Немецко-фашистские войска превосходили советские:   6-ая полевая немецкая армия 14 дивизий- 270 000 человек 3 000 орудий и миномётов 500 танков 1 200 самолёта Сталинградский фронт 12дивизий – 160 000 человек 2 200 орудий и миномётов 400 танков 454 самолёта

Немецко-фашистские войска превосходили советские:

6-ая полевая немецкая армия

14 дивизий-

270 000 человек

3 000 орудий и миномётов

500 танков

1 200 самолёта

Сталинградский фронт

12дивизий –

160 000

человек

2 200 орудий и

миномётов

400 танков

454 самолёта

23 августа 1942  года в 16 часов 18 минут силами немецкого 4-го воздушного флота началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолётов. Город был разрушен на 90%, в этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей.

23 августа 1942 года в 16 часов 18 минут силами немецкого 4-го воздушного флота началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолётов. Город был разрушен на 90%, в этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей.

Сталинград защищали две армии:  62-я под командованием В.И. Чуйкова  ЧУЙКОВ Василий Иванович  (1900-1982)  Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза 64-я под командованием М.С. Шумилова  ШУМИЛОВ Михаил Степанович  (1895-1975) генерал-полковник  Герой Советского  Союза

Сталинград защищали две армии:

62-я под командованием В.И. Чуйкова

ЧУЙКОВ Василий Иванович (1900-1982) Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза

64-я под командованием М.С. Шумилова

ШУМИЛОВ Михаил Степанович (1895-1975) генерал-полковник

Герой Советского Союза

Из воспоминаний маршала В.И.Чуйкова (командующего 62-й армией):  «Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой…»

Из воспоминаний маршала В.И.Чуйкова

(командующего 62-й армией):

«Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой…»

МАМАЕВ КУРГАН

МАМАЕВ КУРГАН

  • Сражение на Мамаевом Кургане имела важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправы через Волгу.
  • Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана.
Бои за Мамаев курган продолжались 135 суток  В районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Бои за Мамаев курган продолжались 135 суток

В районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Сталинградская битва явила примеры массового героизма, в которых ярко проявились лучшие качества воинов-патриотов — от солдата до маршала  Более 300 гитлеровцев уничтожил Василий Григорьевич Зайцев в уличных боях. Многих бойцов обучил снайперскому искусству. Много раз ему приходилось вступать в единоборство с гитлеровскими снайперами, и каждый раз он выходил победителем. Но особенно прославил Зайцева снайперский поединок с начальником берлинской школы снайперов майором Кёнингсом, присланным в Сталинград со специальным заданием активизировать снайперское движение в немецких войсках. Ему за меткий огонь в Сталинграде было присвоено звание Героя Советского Союза. ВАСИЛИЙ ЗАЙЦЕВ

Сталинградская битва явила примеры массового героизма, в которых ярко проявились лучшие качества воинов-патриотов — от солдата до маршала

Более 300 гитлеровцев уничтожил Василий Григорьевич Зайцев в уличных боях. Многих бойцов обучил снайперскому искусству. Много раз ему приходилось вступать в единоборство с гитлеровскими снайперами, и каждый раз он выходил победителем. Но особенно прославил Зайцева снайперский поединок с начальником берлинской школы снайперов майором Кёнингсом, присланным в Сталинград со специальным заданием активизировать снайперское движение в немецких войсках. Ему за меткий огонь в Сталинграде было присвоено звание Героя Советского Союза.

ВАСИЛИЙ ЗАЙЦЕВ

СВЯЗИСТ  МАТВЕЙ ПУТИЛОВ   Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии .

СВЯЗИСТ МАТВЕЙ ПУТИЛОВ

Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии .

В Волгограде н а пересечении проспекта Металлургов и ул.Таращанцев расположен памятник Михаилу Паникахе.

В Волгограде н а пересечении проспекта Металлургов и ул.Таращанцев расположен памятник Михаилу Паникахе.

Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 г. об окружении армии советскими войсками под Сталинградом:  «Армия окружена… Запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжелое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней…  Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. Обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…»

Из донесения командующего 6-й армии генерала Паулюса, 22 ноября 1942 г. об окружении армии советскими войсками под Сталинградом:

«Армия окружена… Запасы горючего скоро кончатся, танки и тяжелое оружие в этом случае будут неподвижны. Положение с боеприпасами критическое. Продовольствия хватит на 6 дней…

Прошу предоставить свободу действий на случай, если не удастся создать круговую оборону. Обстановка может заставить тогда оставить Сталинград и северный участок фронта, чтобы обрушить удары на противника всеми силами на южном участке фронта между Доном и Волгой и соединиться здесь с 4-й танковой армией…»

Командующий 6-й германской армией генерал Паулюс

Командующий 6-й германской армией генерал Паулюс

2 февраля 1943 г. в 16 часов историческая Сталинградская битва закончилась    Победа в Сталинградской битве над одной из сильнейших армий мира - немецко-фашистской — далась Красной Армии дорогой ценой.  Общие же потери Красной Армии в Сталинградской битве составили 1 млн 130 тыс. солдат и офицеров , в том числе безвозвратные потери — около 480 тыс. человек , 4341 танк , 15 728 орудий и минометов , 2769 самолетов .  Это была выдающаяся победа советского оружия.  Под Сталинградом были пленены 24 генерала во главе с  генерал-фельдмаршалом Ф. Паулюсом

2 февраля 1943 г. в 16 часов историческая Сталинградская битва закончилась

  • Победа в Сталинградской битве над одной из сильнейших армий мира - немецко-фашистской — далась Красной Армии дорогой ценой.

  • Общие же потери Красной Армии в Сталинградской битве составили 1 млн 130 тыс. солдат и офицеров , в том числе безвозвратные потери — около 480 тыс. человек , 4341 танк , 15 728 орудий и минометов , 2769 самолетов .

Это была выдающаяся победа советского оружия.

  • Под Сталинградом были пленены 24 генерала во главе с

генерал-фельдмаршалом Ф. Паулюсом

Воины Красной Армии проявили массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство   Во время сражения многие иностранные газеты писали, что только Родина Октября могла воспитать таких героев, как защитники Сталинграда.

Воины Красной Армии проявили массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство

Во время сражения многие иностранные газеты писали, что только Родина Октября могла воспитать таких героев, как защитники Сталинграда.

Медалью «За оборону Сталинграда» награждено более  707 тыс. участников битвы .  Ордена и медали получили  17550 воинов и 373 ополченца .

Медалью «За оборону Сталинграда» награждено более

707 тыс. участников битвы .

Ордена и медали получили

17550 воинов и 373 ополченца .

Звания Героя Советского Союза удостоены 127 человек.   В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда...

Звания Героя Советского Союза удостоены 127 человек.

В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, стойкость в обороне, твердая решительность в наступлении, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство народов нашей страны, стали священными для защитников Сталинграда...

ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ГЕРОЯМ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ»  НА МАМАЕВОМ КУРГАНЕ Идея сооружения в городе-герое величественного монумента, в память о великом сражении, возникла почти сразу после окончания битвы. Это самый крупный монумент, посвященный событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Протяженность мемориального комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км, все сооружения выполнены из железобетона.

ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

«ГЕРОЯМ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ» НА МАМАЕВОМ КУРГАНЕ

Идея сооружения в городе-герое величественного монумента, в память о великом сражении, возникла почти сразу после окончания битвы. Это самый крупный монумент, посвященный событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире. Протяженность мемориального комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км, все сооружения выполнены из железобетона.

Памятник-ансамбль включает в себя несколько уровней: вводная часть, композиция «Стоять насмерть», Стены-руины, Площадь Героев, Зал Воинской славы, Площадь скорби, скульптура «Родина-Мать зовет!».

Памятник-ансамбль включает в себя несколько уровней: вводная часть, композиция «Стоять насмерть», Стены-руины, Площадь Героев, Зал Воинской славы, Площадь скорби, скульптура «Родина-Мать зовет!».

Зал Воинской славы

Зал Воинской славы

«Стоять насмерть», «Ни шагу назад»,— таков был приказ Родины. Выполнить его было неимоверно трудно.  Не случайно автор изобразил солдата с обнаженным торсом, чтобы передать, какого огромного физического напряжения стоила оборона Сталинграда. Каждый мускул напряжен до предела. А разве это только физическое напряжение? Всмотритесь в его лицо. Это лицо человека, который смотрит смерти в глаза, но он не отступит, не отойдет.

«Стоять насмерть», «Ни шагу назад»,— таков был приказ Родины. Выполнить его было неимоверно трудно.

Не случайно автор изобразил солдата с обнаженным торсом, чтобы передать, какого огромного физического напряжения стоила оборона Сталинграда. Каждый мускул напряжен до предела. А разве это только физическое напряжение? Всмотритесь в его лицо. Это лицо человека, который смотрит смерти в глаза, но он не отступит, не отойдет.

Скульптура «Родина-мать!» является композиционным центром всего ансамбля.   Это — женщина, которая стоит в позе призыва к борьбе, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом. Голова статуи является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Скульптура «Родина-мать!» является композиционным центром всего ансамбля.

Это — женщина, которая стоит в позе призыва к борьбе, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом. Голова статуи является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»  Художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» размещается в специально построенном здании, имеющем круглую форму.

Художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом»

Художественная панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» размещается в специально построенном здании, имеющем круглую форму.

4 февраля 1943 г. в израненном, изуродованном до неузнаваемости смерчем войны городе состоялся многотысячный митинг защитников и жителей Сталинграда.   После освобождения, город был в сплошных руинах. Масштабы разрушений были настолько велики, что высказывались предположения восстанавливать город в другом месте, а руины оставить напоминанием потомкам об ужасах войны. Но все же было решено отстроить город практически заново. Не было жилищ, не работал транспорт, заводы были разрушены, земля была напичкана неразорвавшимися минами, бомбами и снарядами (которые находят по сей день). Но вся огромная страна пришла на помощь героическому городу. Сталинград был возрожден!

4 февраля 1943 г. в израненном, изуродованном до неузнаваемости смерчем войны городе состоялся многотысячный митинг защитников и жителей Сталинграда.

После освобождения, город был в сплошных руинах. Масштабы разрушений были настолько велики, что высказывались предположения восстанавливать город в другом месте, а руины оставить напоминанием потомкам об ужасах войны. Но все же было решено отстроить город практически заново. Не было жилищ, не работал транспорт, заводы были разрушены, земля была напичкана неразорвавшимися минами, бомбами и снарядами (которые находят по сей день). Но вся огромная страна пришла на помощь героическому городу.

Сталинград был возрожден!

«Город-герой» 10 ноября 1961 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил переименовать  город Сталинград в город Волгоград. 8 мая 1965 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об утверждении Положения о почетном звании,  в этот же день с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» оно было присвоено городу Волгограду .  Орден Ленина Медаль

«Город-герой»

10 ноября 1961 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил переименовать город Сталинград в город Волгоград.

8 мая 1965 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об утверждении Положения о почетном звании,  в этот же день с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» оно было присвоено городу Волгограду .

Орден Ленина

Медаль "Золотая Звезда"

Просмотр содержимого презентации
«Чеченская война»

Всё может родная земля! Может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может... Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой. Сегодня мы поведем разговор о событиях, которые объединяются одним коротким словом война
  • Всё может родная земля! Может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может... Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой.
  • Сегодня мы поведем разговор о событиях, которые объединяются одним коротким словом война .
Первая чеченская война

Первая чеченская война

  • ДМ. Дудаев.
      первая чеченская война.
      • первая чеченская война.
      На самом деле Россия столкнулась в Чечне с исламским фундаментализмом — силой, враждебной всякой демократии и имеющей питательную почву в странах, весьма далеких от уважения прав человека. В июне 1995 г. группа боевиков захватила город Буденновск (Ставропольский край) и превратила его жителей в заложников.
      • На самом деле Россия столкнулась в Чечне с исламским фундаментализмом — силой, враждебной всякой демократии и имеющей питательную почву в странах, весьма далеких от уважения прав человека.
      • В июне 1995 г. группа боевиков захватила город Буденновск (Ставропольский край) и превратила его жителей в заложников.
        Ты не знаешь, мой сын, что такое война! Это вовсе не дымное поле сраженья, Это даже не смерть и отвага. Она В каждой капле находит свое выраженье. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящее вспышки ночного обстрела; Это – боль головная, что ломит висок; Это – юность моя, что в окопах истлела; Это – грязных, разбитых дорог колеи; Бесприютные звезды окопных ночевок; Это – кровью омытые письма мои, Что написаны криво на ложе винтовок; Это – в жизни короткой последний рассвет Над изрытой землей. И лишь как завершенье – Под разрывы снарядов, при вспышке гранат – Беззаветная гибель на поле сраженья.

        Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

        Это вовсе не дымное поле сраженья,

        Это даже не смерть и отвага. Она

        В каждой капле находит свое выраженье.

        Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

        Да слепящее вспышки ночного обстрела;

        Это – боль головная, что ломит висок;

        Это – юность моя, что в окопах истлела;

        Это – грязных, разбитых дорог колеи;

        Бесприютные звезды окопных ночевок;

        Это – кровью омытые письма мои,

        Что написаны криво на ложе винтовок;

        Это – в жизни короткой последний рассвет

        Над изрытой землей. И лишь как завершенье –

        Под разрывы снарядов, при вспышке гранат –

        Беззаветная гибель на поле сраженья.

        террористические акты
        • террористические акты
        К контртеррористической операции было привлечено около 150 тыс. военнослужащих, сил милиции и внутренних войск (против примерно 20 тыс. боевиков).
        • К контртеррористической операции было привлечено около 150 тыс. военнослужащих, сил милиции и внутренних войск (против примерно 20 тыс. боевиков).
        Воздушно-десантные силы и пограничники в декабре 1999 г. высадили десант в Аргунском ущелье вблизи границы с Грузией и перекрыли основную дорогу, по которой перебрасывались в Чечню банды наемников из-за рубежа.
        • Воздушно-десантные силы и пограничники в декабре 1999 г. высадили десант в Аргунском ущелье вблизи границы с Грузией и перекрыли основную дорогу, по которой перебрасывались в Чечню банды наемников из-за рубежа.
        АЛ. Кадыров.
        • АЛ. Кадыров.
        Выполнял боевой долг на территории Северо-Кавказского региона. Погиб при исполнении долга в июне 2002г. Прожил недолгую жизнь, но оставил на земле добрый след.
        • Выполнял боевой долг на территории Северо-Кавказского региона.
        • Погиб при исполнении долга в июне 2002г.
        • Прожил недолгую жизнь, но оставил на земле добрый след.
        Был мальчишка я шустрый и бойкий,  В коридоре с друзьями бузил,  Получал и пятерки,и двойки,  Но я школу родную любил.  Не спешите, постойте, ребята!  Побеседуйте тихо со мной,  И скажите: “Какой он веселый!  И какой он еще молодой”  Подождите, девчонки, смеяться,  Посмотрите на этот портрет,  Мне исполнилось лишь восемнадцать,  А меня уже нет, просто нет…  Я войну эту страшную видел,  С автоматом я в бой уходил,  Чтобы вас здесь никто не обидел,  Чтобы вас здесь никто не убил!  Мне бы бегать на поле футбольном,  И подругу встречать по весне…  В сентябре не вернулся из боя,  Я убит на чеченской войне.  У отца побывайте в квартире,  И семью навестите мою,  Чтобы знали они, что о сыне,  Кто-то помнит в родимом краю.  Погрустите и вы над могилой,  принесите цветов полевых,  чтобы пахло мне Родиной милой  На дорогах моих неземных…
        • Был мальчишка я шустрый и бойкий, В коридоре с друзьями бузил, Получал и пятерки,и двойки, Но я школу родную любил. Не спешите, постойте, ребята! Побеседуйте тихо со мной, И скажите: “Какой он веселый! И какой он еще молодой” Подождите, девчонки, смеяться, Посмотрите на этот портрет, Мне исполнилось лишь восемнадцать, А меня уже нет, просто нет… Я войну эту страшную видел, С автоматом я в бой уходил, Чтобы вас здесь никто не обидел, Чтобы вас здесь никто не убил! Мне бы бегать на поле футбольном, И подругу встречать по весне… В сентябре не вернулся из боя, Я убит на чеченской войне. У отца побывайте в квартире, И семью навестите мою, Чтобы знали они, что о сыне, Кто-то помнит в родимом краю. Погрустите и вы над могилой, принесите цветов полевых, чтобы пахло мне Родиной милой На дорогах моих неземных…
        Участвовал в боевых действиях в Чечне с мая 2000г по декабрь 2001г.
        • Участвовал в боевых действиях в Чечне с мая 2000г по декабрь 2001г.
        С 18 октября 1995г по 15 мая 1996г нес боевую службу в республике Чечня в звании младшего сержанта.
        • С 18 октября 1995г по 15 мая 1996г нес боевую службу в республике Чечня в звании младшего сержанта.
        Участвовал в боевых действиях в Чеченской республике.
        • Участвовал в боевых действиях в Чеченской республике.
        Старший прапорщик Новосибирского ОМОНа. 13 марта 1999г погиб в сражении с боевиками бандформирования в селе комсомольское
        • Старший прапорщик Новосибирского ОМОНа.
        • 13 марта 1999г погиб в сражении с боевиками бандформирования в селе комсомольское
        С 11 января 1995г по 30 августа 1995г выполнял служебно-боевые задачи в республике Чечня.
        • С 11 января 1995г по 30 августа 1995г выполнял служебно-боевые задачи в республике Чечня.
        Принимал участие в боевых действиях в Северной Осетии и республике Чечня.
        • Принимал участие в боевых действиях в Северной Осетии и республике Чечня.
        В составе Новосибирского ОМОНа воевал в Чечне в 2000г. За участие в боевых действиях имеет три награды.
        • В составе Новосибирского ОМОНа воевал в Чечне в 2000г. За участие в боевых действиях имеет три награды.
        Так давайте же не забывать друг о друге, помнить о том, что рядом с нами живет тот; кого гордо называют защитником Отечества.  Чтоб стать мужчиной – мало им родиться,  Как стать железом – мало быть рудой.  Ты должен переплавиться, разбиться.  И как руда, пoжертвовaть собой.  Какие бури душу захлестнули!  Но ты солдат! И все сумей принять:  От поцелуя женского до пули,  И научись в бою не отступать.  Готовность к смерти – тоже ведь оружье,  И ты его однажды примени...  Мужчины умирают, если нужно,  И потому живут в веках они.
        • Так давайте же не забывать друг о друге, помнить о том, что рядом с нами живет тот; кого гордо называют защитником Отечества.
        • Чтоб стать мужчиной – мало им родиться, Как стать железом – мало быть рудой. Ты должен переплавиться, разбиться. И как руда, пoжертвовaть собой. Какие бури душу захлестнули! Но ты солдат! И все сумей принять: От поцелуя женского до пули, И научись в бою не отступать. Готовность к смерти – тоже ведь оружье, И ты его однажды примени... Мужчины умирают, если нужно, И потому живут в веках они.
        Спокойно спите, матери – отцы, Невесты – жены, сердцу дорогие. Храним мы свято честь родной страны, Мы, верные сыны твои, Россия. И, повстречавшись на родной земле, Уйдя в круговорот воспоминаний, Помянем навернувшихся парней, Единственной минутою молчания.

        Спокойно спите, матери – отцы,

        Невесты – жены, сердцу дорогие.

        Храним мы свято честь родной страны,

        Мы, верные сыны твои, Россия.

        И, повстречавшись на родной земле,

        Уйдя в круговорот воспоминаний,

        Помянем навернувшихся парней,

        Единственной минутою молчания.

        • Давайте не будем забывать тех, кто погиб и тех, кто вернулся и живет рядом с нами.

        Просмотр содержимого презентации
        «культура России в конце XIX века XX века»

        Культура России  в конце XIX – начале XX века

        Культура России в конце XIX – начале XX века

        План работы

        План работы

        • Духовное состояние общества.
        • Городская и сельская жизнь.
        • Серебряный век в литературе.
        • Живопись. Архитектура.
        • Театр. Кино. Балет.
        1. Духовное состояние общества Нарушение гармонии между природой и обществом Переосмысление проблем человечества Стандартизация порождает растерянность

        1. Духовное состояние общества

        Нарушение гармонии между природой и обществом

        Переосмысление проблем человечества

        Стандартизация порождает растерянность

        В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название серебряного века русской культуры, который начинается “Миром искусства” и заканчивается символизмом. 1. Россия дала миру творческие шедевры в самых различных областях - живописи, литературе, музыке, архитектуре, науке, общественной мысли, философии 2. Однако существовал разрыв между неграмотными народными массами и культурной элитой.

        В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название серебряного века русской культуры, который начинается “Миром искусства” и заканчивается символизмом.

        1. Россия дала миру творческие шедевры в самых различных областях - живописи, литературе, музыке, архитектуре, науке, общественной мысли, философии

        2. Однако существовал разрыв между неграмотными народными массами и культурной элитой.

        Особенности: 1. Искусство серебряного века стремится быть только искусством (Искусство золотого века активно вторгалось в общественную жизнь и  политику). 2. Восприятие мира становится более свободным (Личность художника становиться более раскрепощенной, ощущение замкнутости мира начинает ослабевать). 3. Новый тип культуры формируется на основе критицизма :  духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и новых идей. 4. Характерной чертой новой культуры является космологизм — элемент и новой картины мира, и нового ее осмысления. 5. Пессимистические настроения возникают в переходные периоды, крепнет чувство наступления конца мира.

        Особенности:

        1. Искусство серебряного века стремится быть только искусством (Искусство золотого века активно вторгалось в общественную жизнь и политику).

        2. Восприятие мира становится более свободным (Личность художника становиться более раскрепощенной, ощущение замкнутости мира начинает ослабевать).

        3. Новый тип культуры формируется на основе критицизма : духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и новых идей.

        4. Характерной чертой новой культуры является космологизм — элемент и новой картины мира, и нового ее осмысления.

        5. Пессимистические настроения возникают в переходные периоды, крепнет чувство наступления конца мира.

        2. Городская и сельская жизнь. Изменение облика городов: Благоустройство городов (асфальтированные улицы, электрическое освещение). Появление доходных домов (многоквартирных для сдачи жилья в наем). Каменные здания вытесняют деревянные. Здания оснащаются водопроводом, канализацией. Появление общественного транспорта. Автобус на Сенатской площади. 1912 Конка на Большом Каменном мосту. 1900-е годы

        2. Городская и сельская жизнь.

        Изменение облика городов:

        • Благоустройство городов (асфальтированные улицы,

        электрическое освещение).

        • Появление доходных домов (многоквартирных для сдачи жилья в наем).
        • Каменные здания вытесняют деревянные.
        • Здания оснащаются водопроводом, канализацией.
        • Появление общественного транспорта.

        Автобус на

        Сенатской площади. 1912

        Конка на Большом

        Каменном мосту.

        1900-е годы

        Изменения в жизни села: Строительство 2-, 3- комнатных изб. Исчез обычай держать в жилом помещении зимой мелкий домашний скот. Использование фабричной посуды. «Железные крыши» вытесняют крыши, покрытые тесом, дранкой. Стены украшают семейными фотографиями, зеркалами.

        Изменения в жизни села:

        • Строительство 2-, 3- комнатных изб.
        • Исчез обычай держать в жилом

        помещении зимой мелкий домашний

        скот.

        • Использование фабричной посуды.
        • «Железные крыши» вытесняют крыши,

        покрытые тесом, дранкой.

        • Стены украшают семейными фотографиями,

        зеркалами.

        3. Серебряный век в литературе Литературные течения  серебряного века символизм футуризм имажинизм акмеизм

        3. Серебряный век в литературе

        Литературные течения

        серебряного века

        символизм

        футуризм

        имажинизм

        акмеизм

        Символисты  (Французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ).   З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, А. А. Блок, С..Соловьёв ,    К.Бальмонт, В.Иванов,  И.Ф.Анненский   К.Бальмонт    А.Белый А.Блок

        Символисты (Французское symbolisme от греческого symbolon — знак, символ).

        З. Н. Гиппиус,

        В. Я. Брюсов,

        К. Д. Бальмонт,

        Ф. К. Сологуб,

        А. А. Блок,

        С..Соловьёв ,

        К.Бальмонт,

        В.Иванов,

        И.Ф.Анненский

        К.Бальмонт

         

        А.Белый

        А.Блок

        Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами — Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Соловьёв «Милый друг»

        Милый друг, иль ты не видишь,

        Что все видимое нами —

        Только отблеск, только тени

        От незримого очами?

        Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий?

        • Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий?

        Соловьёв «Милый друг»

        • Соловьёв «Милый друг»
            Акмеисты (От греческого akme` — остриё, высшая степень чего-либо, цветущая сила). Н. С. Гумилёв (1886 – 1921) А. А. Ахматова (18889 – 1966) О. Э. Мандельштам (1891 – 1938) Г. В. Иванов (1894 – 1958) В. И. Нарбут (1888 – 1938) О.Мандельштам А.Ахматова

            Акмеисты (От греческого akme` — остриё, высшая степень чего-либо, цветущая сила).

        Н. С. Гумилёв (1886 – 1921)

        А. А. Ахматова (18889 – 1966)

        О. Э. Мандельштам (1891 – 1938)

        Г. В. Иванов (1894 – 1958)

        В. И. Нарбут (1888 – 1938)

        О.Мандельштам

        А.Ахматова

            Футуристы  (От латинского futurum — будущее ).   В.  Хлебников В. В. Маяковский Д. Д. Бурлюк И. Северянин В первом манифесте «Пощечина общественному вкусу» прозвучал призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».

            Футуристы (От латинского futurum будущее ).

        В.  Хлебников

        В. В. Маяковский

        Д. Д. Бурлюк

        И. Северянин

        В первом манифесте «Пощечина общественному вкусу» прозвучал призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».

            Имажинисты  [от французского image — образ] С. А. Есенин А. Б. Мариенгоф В. Г. Шершеневич «Изба старуха челюстью порога  Жует пахучий мякиш тишины» (С. Есенин)  «Черпаками строк не выкачать  Выгребную яму моей души» (Шершеневич).

           Имажинисты [от французского image — образ]

        С. А. Есенин

        А. Б. Мариенгоф

        В. Г. Шершеневич

        «Изба старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины»

        (С. Есенин)

        «Черпаками строк не выкачать Выгребную яму моей души»

        (Шершеневич).

        3. Живопись. Архитектура Мир искусства  — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890 -х. Под тем же названием выходил журнал , издававшийся с 1898 г. членами группы. Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев .

        3. Живопись. Архитектура

        Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890 -х. Под тем же названием выходил журнал , издававшийся с 1898 г. членами группы.

        Основателями «Мира искусств» стали художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев .

        «Древний ужас» «Эскиз балетного костюма к балету Жар Птица» Л.Бакст

        «Древний ужас»

        «Эскиз балетного костюма

        к балету Жар Птица»

        Л.Бакст

        Лансере Евгений Евгеньевич   Корабли времен Петра I. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе.

        Лансере Евгений Евгеньевич

        Корабли времен Петра I.

        Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе.

        Бенуа Альберт Николаевич Роща

        Бенуа Альберт Николаевич

        Роща

        Врубель Михаил Александрович Демон сидящий Море

        Врубель

        Михаил

        Александрович

        Демон сидящий

        Море

        «Бубновый валет» - первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 — январь 1911 ), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма , так и реализма  XIX века . Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П.Сезанна, а также возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки

        «Бубновый валет» -

        первоначально такое название получила выставка художников (декабрь 1910 — январь 1911 ), впоследствии вошедших в одноимённое творческое объединение

        Художники «Бубнового валета» отрицали традиции как академизма , так и реализма XIX века . Для их творчества характерны живописно-пластические решения в стиле П.Сезанна, а также возврат к приёмам русского лубка и народной игрушки

        Кончаловский Петр Петрович Сухие краски Сирень

        Кончаловский Петр Петрович

        Сухие краски

        Сирень

        А. Лентулов Женщина с гитарой Сельский домик

        А. Лентулов

        Женщина с гитарой

        Сельский домик

        Архитектура Начало XX века характеризуется творческим оживлением в архитектуре, появляются различные течения, активизируется творческая борьба между ними. В противовес безжизненному академическому псевдорусскому эклектизму  возникла живая струя романтизма  XX века. Щусев А.В. Здание Казанского вокзала в Москве В начале XX века в русскую архитектуру проникает с Запада влияние стиля  модерн (графичность, декоративность, погоня за асимметрией). В своем чистом виде этот стиль выражает новаторские тенденции западной архитектуры, вызванные появлением новых материалов, новой техники железобетона. Шехтель Ф.О. Особняк З. Г. Морозовой (1898)

        Архитектура

        Начало XX века характеризуется творческим оживлением в архитектуре, появляются различные течения, активизируется творческая борьба между ними. В противовес безжизненному академическому псевдорусскому эклектизму возникла живая струя романтизма XX века.

        Щусев А.В.

        Здание Казанского вокзала в Москве

        В начале XX века в русскую архитектуру проникает с Запада влияние стиля модерн (графичность, декоративность, погоня за асимметрией). В своем чистом виде этот стиль выражает новаторские тенденции западной архитектуры, вызванные появлением новых материалов, новой техники железобетона.

        Шехтель Ф.О.

        Особняк З. Г. Морозовой (1898)

        Киноискусство Первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 г. Кино развивается первые годы как документальное и постановочное, с игровыми моментами - от видовых сюжетов, феерий до примитивных комедий. Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного»).

        Киноискусство

        Первые киносъемки и киносеансы в России прошли уже в 1896 г. Кино развивается первые годы как документальное и постановочное, с игровыми моментами - от видовых сюжетов, феерий до примитивных комедий.

        Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного»).

        Театр Антон Павлович Чехов читает «Чайку» артистам театра. 1899 г. Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке , 1900 г.

        Театр

        Антон Павлович Чехов читает «Чайку» артистам театра. 1899 г.

        Здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке , 1900 г.

        К.С.Станиславский А.Чудинова  в роли Екатерины I

        К.С.Станиславский

        А.Чудинова в роли Екатерины I

        К началу XX в. русский балет  занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера  М. И. Петипа . Матильда Адамовна Кржезинская Портрет Дягилева работы  Валентина Серова

        К началу XX в. русский балет занял ведущие позиции в мировом хореографическом искусстве. Русская школа балета опиралась на академические традиции конца XIX в., на ставшие классикой сценические постановки выдающегося балетмейстера

        М. И. Петипа .

        Матильда Адамовна

        Кржезинская

        Портрет Дягилева работы

        Валентина Серова

        В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. И. Стравинский  (1882-1971)

        В то же время русский балет не избежал и новых веяний. Молодые постановщики А. А. Горский и М. И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник.

        И. Стравинский

        (1882-1971)

        "Петрушка"

        А.Павлова.

        Умирающий

        лебедь

        Проверим? Что объединяет эти ряды?

        Проверим?

        Что объединяет эти ряды?

        • 1. З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок.
        • 2. А.Горский, А.Павлова, М.Кржезинская.
        • 3. Щусев А., Шехтель Ф., Н.Лазарев.
        Проверим? 1. Назовите основные литературные течения серебряного века.   2. Перечислите творческие сообщества, объединившие художников рубежа XIX-XX века.

        Проверим?

        1. Назовите основные литературные течения

        серебряного века.

        2. Перечислите творческие сообщества, объединившие художников рубежа XIX-XX века.

        Проверим? С чем связано название истории русской культуры конца XIX - начала XX в. -серебряный век?

        Проверим?

        С чем связано название истории русской культуры конца XIX - начала XX в. -серебряный век?


        Скачать

        Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

        Вебинар для учителей

        Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!