СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки по русскому родному языку (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к первым 3 урокам: "Наш родной русский язык", "Из истории русской письменности", "Язык - волшебное зеркало мира и национальной культуры".

Просмотр содержимого документа
«5_1_??????? ?????? ????»

Материалы к урокам. Учебное пособие «Русский родной язык. 5 класс»

(О.М. Александрова и др.) М.Просвещение,2018



Урок 1. Наш родной русский язык (параграф 1)

Предметные результаты:

  • объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека;

  • понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека.


Актуализация знаний по теме, мотивационный блок

Первая встреча с учебником по русскому родному языку – это и знакомство с его структурой, рубриками. Чтобы «встреча» прошла эффективно и эффектно, предлагаем организовать погружение в материал: класс делится на группы, каждая группа получает набор карточек (см. Приложение) с названием рубрик учебника (не более 3-х).

Учебная задача: перед вами материал рубрик нового учебника. Прочитайте содержание рубрики, сформулируйте основную идею – зачем, с какой целью такая рубрика помещена в учебник?

Дополнительное задание: предложение оценить информацию, которая дана в рубрике, используя фразы (уже знал, это новое, было интересно, я удивился, оказывается и т.д.).

Заслушиваем представителя каждой группы, представляющего работу коллектива.

Формируемое метапредметные умение: использовать разные виды чтения; работать в группе; представлять результаты работы.

Примечание: такая организация работы позволит самим учащимся увидеть необычность учебного пособия, его непохожесть на учебник русского языка (основного курса), сформулировать задачи каждой рубрики, чтобы понять, в каких случаях к ней можно или необходимо обратиться. Учитель может оставить одну рубрику для себя, чтобы показать модель представления материала.


Основной (ценностно-познавательный) блок урока

Работа с теоретическим материалом параграфа (дополнительный материал - материал портала «Президент России детям школьного возраста» http://xn--d1acvx9d.xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/ )

Чтение материла упражнения (упр.1), само- и взаимопроверка с помощью информационных ресурсов.

Умение объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; в жизни человека.


Обобщение изученного, рефлексивный блок. Домашнее задание

Упр. 3: работа со списком известнейших имён людей, принёсших России всемирную славу.

Учебная задача: учитель читает имя и отчество хорошо известного в России человека из списка, а учащиеся называют фамилию этого человека. Конечно, приветствуются хотя бы краткие ответы/дополнения: что мы знаем об этом человеке, чем он знаменит. Кого из наших соотечественников мы могли бы добавить в этот список и почему?

Осознание мысли о том, что бережное отношение к родному языку как части родной культуры является одним из необходимых качеств современного культурного человека.

Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Сергеевич Пушкин

Лев Николаевич Толстой

Пётр Ильич Чайковский

Сергей Александрович Есенин

Константин Эдуардович Циолковский

Георгий Константинович Жуков

Сергей Павлович Королёв

Юрий Алексеевич Гагарин

Андрей Николаевич Туполев

Николай Егорович Жуковский

Владимир Козьмич Зворыкин


Д/З: подготовьте рассказ об одном из известных соотечественников (материал упр.3) или упр. 4.


Материалом для 2 урока может стать работа с текстом упражнения 6.

Учебная задача: в течение двух-трёх минут просмотрите содержание рубрики «Моя Россия» на с.9

Внимательно прочитайте слова художника Александра Николаевича Бенуа о творчестве Исаака Ильича Левитана. Объясните, как вы их поняли.

Работа с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень» (стр.8). Постарайтесь сформулировать мысль о том, какую «тайную прелесть русской природы, тайный её смысл» художник Левитан понимал «как никто».


Дополнительный материал представлен в презентации.


Приложение. Набор карточек для работы








Просмотр содержимого документа
«5_2_??????? ?????? ????»

Материалы к урокам. Учебное пособие «Русский родной язык. 5 класс»

(О.М. Александрова и др.) М.Просвещение,2018


Урок 2. Из истории русской письменности (параграф 2)

Предметные результаты:

понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений слов;

объяснять основные факты из истории русской письменности и создания славянского алфавита.


Актуализация знаний по теме, мотивационный блок

Предлагаем до афиширования темы урока определить значение слова по его толкованию (используем материал рубрики «Толковый словарь», стр.11): система графических знаков, употребляемых для писания – это (письменность).

Именно об истории русской письменности и пойдёт речь на уроке.

Материал рубрики «Лингвистические заметки» (стр.10-11) может стать основой рассказа учителя.


Основной (ценностно-познавательный) блок урока

Упр.9 – текст о старинной русской азбуке и выражениях, связанных с историей названий ряда букв.

Логичное продолжение разговора о кириллице – работа с упр.13, соотнесение букв и звуковых значений. При затруднении с выполнением задания 2 предлагаем обратиться к материалам рубрики «Лингвистические заметки» (стр.19).

Упр.15 позволяет продолжить работу по формированию метапредметных умений – работать с информацией текста, определять основную и дополнительную информацию, составлять план текста.


Обобщение изученного, рефлексивный блок. Домашнее задание

Материал упражнения 17 – восстановление последовательности фрагментов текстов – может стать материалом для самостоятельной работы на одном из уроков. Учебная задача сформулирована в заданиях 3 и 4 (просим дать ответ на задание 4 письменно)

Порядок следования абзацев:

Переписывание от руки в Древней Руси было единственным способом…

В 1553 году царь Иван Грозный приказал построить Печатный двор…

Вскоре на Никольской, у Гостиных рядов…

Время выхода в свет книги «Апостол»…


Д/З

Упр.11, 18,

Индивидуальное задание: упр.14



Просмотр содержимого документа
«5_3_??????? ?????? ????»

Материалы к урокам. Учебное пособие «Русский родной язык. 5 класс»

(О.М. Александрова и др.) М.Просвещение,2018


Урок 3. Язык — волшебное зеркало мира и национальной культуры (параграф 3)

Предметные результаты:

  • распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  • распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения.


Актуализация знаний по теме, мотивационный блок


Анализ формулировки темы урока. Работа с ключевыми словами темы: язык – зеркало. Что мы выписали (или подчеркнули)? Грамматическую основу предложения; можно отметить постановку тире между подлежащим и сказуемым. Почему зеркало волшебное? В каких сказках мы встречали волшебные зеркала? Почему зеркало мира? В каком значении здесь слово «мир»? Как язык отражает культуру?


Основной (ценностно-познавательный) блок урока

Начать работу на уроке предлагаем с такого задания.

Учебная задача: текст, который нам предстоит читать, является текстом, в котором есть рассуждение.

О чём рассуждает автор? Попробуем понять, увидев фрагменты, включающие начала абзацев. Заслушиваем предположения, уточняем, что помогло понять загадочную историю.

Примечание: текст даём без последнего абзаца.


Если обратиться к словарю, то …. Но всегда ли …? Оказывается, не всегда. И  об этом свидетельствует уже название этого предмета.

- один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные. Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели археологические находки.

Зачем же делали … раньше? Об этом чётко и определённо говорит история происхождения слова. Оказывается, образовалось оно с помощью суффикса -н- (

Следовательно, ….

Между прочим, позже для обозначения …. русские использовали также и новое название органа зрения  — слово …


Какая информация текста прямо соотносится с темой нашего урока? (Она заключена в предложении: Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели археологические находки).


Прочитаем текст полностью – упр. 19 (приведём его здесь для удобства):

Если обратиться к словарю, то мы в нём найдём такое определение этого предмета: «отверстие для света и воздуха в стене здания или стенке какого-либо транспортного устройства (поезда, парохода, самолёта и т. д.)». Но всегда ли окно служило таким целям? Оказывается, не всегда. И  об этом свидетельствует уже название этого предмета.

Окно — один из многочисленных примеров того, как из слов можно извлечь исторические данные. Ведь слова иногда говорят о называемом ими предмете не меньше, нежели археологические находки.

Зачем же делали окно раньше? Об этом чётко и определённо говорит история происхождения слова. Оказывается, образовалось оно с помощью суффикса -н- (

Следовательно, окно первоначально было не отверстием для света и воздуха, а служило другим целям: оно делалось (кстати, как свидетельствуют археологи, вначале из щели между брёвнами сруба) для того, чтобы можно было наблюдать, видеть то, что происходит вне дома. Поэтому оно и уподоблялось оку, то есть глазу.

Между прочим, позже для обозначения отверстия, посредством которого можно видеть, наблюдать за происходящим, русские использовали также и новое название органа зрения  — слово глаз (ср. глазок — «отверстие в дверях для наблюдения за кем- или чем-либо»).

Нечто подобное мы наблюдаем и в некоторых русских диалектах, где слово зенко — «зрачок» (родственное поэтическому зеница, просторечному зенки — «глаза») известно и в значении «окно, рама, оконный переплёт»; у  болгар, которые окно сейчас называют словом прозорец (от прозирам — «вижу»); у  поляков, которые обозначают иногда окно словом wyziernik (от wyzierać — «высматривать, выглядывать»), и т. д.


Работа с последним абзацем позволяет обратить внимание на диалог культур, расширить кругозор учащихся. Обращаем внимание и на рубрику «Круг чтения».

После такой пристальной работы возвращаемся к заданиям учебника.

2) Внимательно прочитайте текст ещё раз. С какой целью автор рассказал эту лингвистическую историю?

3) Прочитайте предложение, в котором выражена основная мысль текста. Какими доказательствами учёный подтверждает эту мысль? Примеры из каких языков приводит? 4) Перескажите текст, дополнив его информацией рубрики «Диалог культур».




Обобщение изученного, рефлексивный блок. Домашнее задание

Интересным и важным полагаем обращение к тексту упражнения №21, хотя бы ко 2 его части.

В нашем русском языке есть слова: мать, отец, сестра, брат, дядя, тётя, дед, бабушка. Нам этого хватает. Но есть народы, у которых общественный строй таков, что очень важно, является ли, например, дядя братом матери или братом отца: для них есть особые названия. Например, у австралийцев аранта дядя по отцу — ката, а дядя по матери — камуна. У них младший брат и младшая сестра называются одним словом — итиа. А старший брат — калья, старшая сестра  — квайя. Почему? Когда умирает отец, старший брат остаётся главой семьи.

Кстати, на словах, обозначающих родство, очень ясно видно, как общество влияет на язык. Раньше — в русской крестьянской семье — была очень сложная система разных названий родственников. Это было важно потому, что семья — дядья и тётки, племянники и двоюродные сёстры — жила (по крайней мере, держалась) вместе. А мы с вами не сразу и сообразим, чем отличается золовка от невестки, шурин от деверя. Многие этих слов сейчас вообще уже не знают.


А вы знаете, какие родственные отношения отражают слова золовка, невестка, шурин, деверь? Разобраться в этом вам поможет рисунок (стр. 25):

Д/З обсудить с родителями рисунок: кто есть кто из родственников, о которых вы знаете? (Это может быть заданием на перспективу)


Второй урок по этой теме предлагаем начать с актуализации знаний (так мы актуализируем тему, с которой работаем, и учимся преобразовывать и дополнять информацию)

Учебная задача: посмотрите на схему, которую можно составить для рассказа по нашей теме. Третья часть схемы/таблицы уже заполнена. Как вы думаете, что можно дописать в первой части?


Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

Язык (раскрываем понятие):

Мир и национальная культура


  • Особенности культуры

  • Особенности русского характера

  • Особенности традиций

  • Исторический опыт


При затруднении (или для самопроверки) можно обратиться к теоретическому материалу на стр.25:

В словарном составе русского национального языка и его организации, в устойчивых выражениях, пословицах и поговорках, в произведениях устного народного творчества, художественной литературе отражаются особенности русской культуры и русского характера, традиций русского народа; сохраняется и передаётся от поколения к поколению его исторический опыт.


Основной (ценностно-познавательный) блок урока

Материалом этой части могут стать упр. 22 – о том, как представители разных национальностей по-разному воспринимают мир. Дополнение – рубрика «Диалог культур» (стр.26-27).

Интересными для учащихся будут и задания упр. 23 – история происхождения выражения «попал как кур во щи».


Обобщение изученного, рефлексивный блок. Домашнее задание

Д/З упр. 20


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!