Орлова Я.Ю. ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Безенчук
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий»
м.р. Безенчукский Самарской области
Самара. 2014 г.
Начиная с этой темы основное внимание уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
сформировать представление об уравнении как равенстве с переменной; ввести в речевую практику терминов: «равенство», «верное и неверное равенство», «уравнение», «корень уравнения»; решать простейшие и усложненные уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий, решать простейшие задачи с помощью уравнения.
создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания, навыков самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля, формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
Формировать умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по компонентам уравнения; представлять информацию в виде алгоритма, сотрудничать в группе, выбирать способы решения уравнений в зависимости от условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Этап урока | Используемые ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД |
1 | Орг. Момент (Вводно-мотивационная часть, с целью активизации деятельности учащихся) | - | Настраивает на учебную деятельность, раздает листы самоконтроля | Слушают учителя | 1 | | Элементы волевой саморегуляции | Умение слушать, Участвовать в коллективном обсуждении проблемы; Строить продуктивное взаимодействие; | |
2 | Целеполагание и мотивация, постановка проблемы | Презентация в программе PowerPoint «Уравнения» Слайд 1 | Организует проверку домашнего задания; ставит проблемную задачу; стимулирует учащихся к высказываниям и подводит их к постановке цели учебной деятельности и проблемы урока | Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, записывают последовательность действий. Ставят проблему и цели учебной деятельности | 1 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выдвижение гипотезы; формулировка проблемы; | Коррекция; целеполагание; прогнозирование, | Умение слушать и вступать в диалог; Участвовать в коллективном обсуждении; Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Самоопределение как построение жизненных планов во временной перспективе |
3 | Устный счет | Презентация в программе PowerPoint «Уравнения» Слайды 2-3 | Координирует деятельность учащихся | Выполняют задание учителя. Сравнивают результаты, Называют записанные выражения равенством | 5 | умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализ объекта с целью выделения существенных признаков. Подведение под понятие | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном; Оценка результатов деятельности | Умение вступать в диалог | Формирование самооценки |
4 | Объяснение нового материала | Презентация в программе PowerPoint «Уравнения» Слайды 4-9 http://fcior.edu.ru/card/4032/opredelenie-uravneniya-i-pravilo-ego-resheniya-i1.html | Вводит наглядно с помощью детей понятия уравнения и корня уравнения; развивает логическое и критическое мышление | Устно выполняют задания, Формулируют определение уравнения, корня уравнения Выполнят практическую работу в ЭОР, Выполняют тестовое задание в ЭОР, Составляют на слайде 8 определение уравнения | 5 5 1 | Подведение под понятие; Поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические действия, Анализ; Синтез, Классификация, Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; | Планирование; Элементы волевой саморегуляции; прогнозирование | Умение слушать и вступать в диалог, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | |
5 | Работа в группах Первичное закрепление | Презентация в программе PowerPoint «Уравнения» Слайд 10 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113753 | Мотивирует учащихся. Ставит проблемные вопросы; Учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний, подводит к понятиям Закрепляет знания учеников формирует умение Указывает ссылку на Интернет-ресурс | Решают 3 уравнения (из 6) №372, отбирают уравнения Делают выводы, сравнивают результаты, оценивают свою деятельность выполняют Выполняют индивидуально задание на ПК, пройдя про ссылке | 7 | Классификация объектов, Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор эффективных способов решения; Рефлексия способов и условий действия; установление причинно-следственных связей, | Целеполагание; Планирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном; | Планирование учебного сотрудничества, Умение интегрироваться и в группе сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; Инициативное сотрудничество в поиске информации; Участвовать в коллективном обсуждении; принятие решения | Ориентация в социальных ролях; Самоопределение |
6 | Физкультминутка Гимнастика для глаз | Презентация в программе PowerPoint «Уравнения» Слайд 11 | Создаёт условия для минутки отдыха, демонстрирует ЭОР | Отдыхают, выполнят физкультминутку | 2 | | Элемент волевой саморегуляции (осознание ценности здоровья) | | Осознание ценности здоровья |
7 | Усложненные уравнения. (Изучение нового. Закрепление ) | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4998b799-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf | Мотивирует учащихся. Организует и контролирует деятельность учащихся; Мотивируют на высказывание своего мнения, на анализ и сравнение своих ответов с результатами других детей. Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь ученикам при выполнении тренировочного задания | Самостоятельно по учебнику изучают способы решения усложненного уравнения, выполнив №375. Выполнят № 376 (а, в, г) Самостоятельное выполнение практической работы с использованием ЭОР | 10 5 | Смысловое чтение; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации методов решения, | Коррекция; контроль в форме сличения способа действия; Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Умение активного слушания и Умение вступать в диалог, | Формирование самооценки |
8 | Тестовое задание по теме «Сложные уравнения» | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4998b799-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf Презентация в программе PowerPoint «Уравнения» Слайды 12-13 | Организует просмотр видиофрагмента и выполнение тестового задания в ЭОР Проверку решения на слайдах презентации Ставит проблемные вопросы; | Внимательно смотрят видеофрагмент, выполнят тестовые задания Проверят решение уравнений на слайдах, делают выводы, исправляют ошибки, оценивают свою деятельность | 8 | Поиск и выделение необходимой информации; Смысловое чтение Формирование ПЛД сравнения сжато, выборочно передавать содержание текста | Оценка – осознание качества и уровня усвоения | | Личностное самоопределение |
9 | Решение задач | Презентация в программе PowerPoint «Уравнения» Слайды 14-18 | Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь ученикам при решении задач по учебнику | Учатся решать задачи с помощью уравнения, выполняют №377 (а, г), № 378 (а, б) | 10 | знаково-символические действия, включая моделирование; установление причинно-следственных связей; классификации объектов, | Элемент волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии | Умение с достаточное полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Умение выделять нравственный аспект поведения |
10 | Самостоятельная работа. Тест | Тест «Уравнения» | Мотивирует, организует самостоятельную деятельность учащихся Формирует у учащихся интеллектуальную честность; воспитывает способность принимать само | Выполняют тестовые задания | 10 | Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | Планирование; Элемент волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии; Оценка; | | Самоопределение самооценка |
11 | Подведение итогов урока | Домашнее задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9cf23647-2fa7-4c10-9812-e8e3e97d7300/%5BM56_5-17%5D_%5BQS_06-03%5D.html | Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке. Выявляет уровень усвоения изученного материала Просит учеников оценить свою работу на уроке. Учитель говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок. Задает дозированное домашнее задание, комментирует его. Выкладывает ссылку на АСУ РСО | Высказывают своё мнение, подводят общий итог урока делают вывод, подсчитывают количество набранных баллов в листе контроля, высказывают своё мнение, Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению заданий; Отмечают, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; | 3 | Рефлексия способов и условий действия, Установление причинно-следственных связей; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Умение структурировать знания; | Оценка –осознание качества и уровня усвоения | Участвовать в коллективном обсуждении решения проблемы | Самооценка на основе критерия успешности; |
1 этап. Организационный момент: Цель: учить оперировать знаниями, развивать критическое мышление, подготовить учащихся к деятельности на основном этапе урока Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку пять. |
2 этап. Целеполагание Учитель: Проверим выполнение домашнего задания… (ответственные в группах докладывают, разбираются отдельные вопросы, сдаются тетради) Учитель: Тема нашего урока «Уравнение». …. Исходя из названия темы, чем мы будем заниматься на уроке?.. А что для этого надо знать?... (Учитель стимулирует учащихся к высказываниям и подводит их к постановке проблемы урока ) А где нам это пригодится? |
3 этап. Устный счет Сегодня у нас в гостях Буратино и Мальвина. Они приготовили для вас задания. Устный счет. 1) Необходимо заполнить числами круги:.. 2) И вставить пропущенные числа 12 + …. = 36 12 ∙ …. = 36 72 – …. = 40 …. : 35 = 4 …. – 35 = 46 123 ∙ …. = 0 82 + … = 82 700 : …. = 70 …. + … = 20 …. ∙ …. = 80 Как можно назвать записанные выражения? (равенства) | ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_1.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_2.png) |
4. Этап. Объяснение нового материала Учитель: Посмотрите на весы, находящиеся в равновесии. Как вы думаете: сколько весит арбуз? ... Дети: Надо найти такое значение х, при котором выполняется это равенство. х + 2 = 5, х = 5 – 2 , х = 3, Масса арбуза равна 3 кг. Учитель: Как можно еще назвать данное равенство, содержащие букву? Дети: уравнение. http://fcior.edu.ru/card/4032/opredelenie-uravneniya-i-pravilo-ego-resheniya-i1.html Содержание данного модуля знакомит учащихся с понятиями «уравнение», формирует знание о способе решения уравнений с учетом той роли, которую играет неизвестное в уравнении. Данный учебный модуль включает параметризированные задания для самоконтроля. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/185edbd8-3ff1-46bd-bd99-56789cc25abc/view/ Учитель: Буратино не смог выполнить задание Мальвины: составить правило «Что называется уравнением» Поможем ему?... Для начала, соотнесите компоненты данных уравнений (см слайд) х + 12 = 35, х – 17 = 28, 137 – х = 96, х + (42 – 16) = 45, (х+31) – 23 = 44 | ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_3.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_4.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_5.png) |
5 Этап. Работа в группах. Первичное закрепление Ребята, наш Буратино утверждает, что уравнения можно решать без правил? ( контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Учитель: Прочитайте задание на слайде … «Сформулируйте алгоритм решения уравнения». Приведите примеры, решив 3 уравнения (из 6) №372 и ответьте на вопросы: Как найти неизвестное слагаемое? Как найти неизвестное уменьшаемое? Как найти неизвестное вычитаемое? Дети в группах готовят ответы на вопросы Дети обсуждают в группах ответы на поставленные вопросы. осуществляется самоанализ решенных уравнений. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113753 | ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_6.png) |
6 этап. Физкультминутка. Гимнастика для глаз | ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_7.png) |
7. Усложненные уравнения. (Изучение нового. Закрепление ) Выполнение самостоятельно практической работы с использованием ЭОР Учитель: Ребята, проверьте, правильно ли Буратино решил уравнения? Учитель мотивируют на высказывание своего мнения, на анализ и сравнение своих ответов с результатами других детей. Формируются познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей. х = 215+115 2) х= 247+47 х =330 х=294 Учитель: выполните устно №375 Самостоятельно по учебнику изучить способы решения усложненного уравнения, выполнив №375. Самостоятельное выполнение практической работы с использованием ЭОР Учитель: На доске решить уравнения № 376 (а, в, г) а) (х+15) – 8 = 17, в) (45 – у) + 18 = 58, г) 55 – (х – 15) = 30, х + 15 = 17+8, 45 – у = 58-18, х – 15 = 55 – 30, х + 15 = 25, 45 – у = 40, х – 15 = 45, х = 25 – 15 , у = 45 – 40, х = 45 + 15, х = 10, у = 5, х = 60, Ответ: 10. Ответ: 5. Ответ: 60. Ученики решают у доски с пояснениями Решить уравнение: = http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4998b799-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf | ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_9.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_10.png) |
8. Тестовое задание по теме «Сложные уравнения» Выполнение теста на индивидуальных ПК | ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_11.png) |
9. Решение простейших задач с помощью уравнения. Задача №1 на слайде: В упаковке было 40 конфет. Несколько конфет переложили в фасовку. Сколько конфет переложили в фасовку, если оставшиеся 24 конфеты переложили в коробку? Задача №2: От сосиски длиной 72 см, Артемон живущей на мясокомбинате отъел кусочек, осталось всего 45 см. Сколько сантиметров сосиски отъел пёс? На доске решение задачи с помощью уравнения, выполняются задания №377 (а, г), № 378 (а, б) | ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_12.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_13.png) |
10. Самостоятельная работа. Тест Индивидуальное выполнение теста, контроль и оценка усвоения полученных знаний (автор – Романова Т.А.) *Примечание В окне «Предупреждение системы безопасности» выбрать «Параметры», далее «Включить это содержимое» | ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_14.png) |
9 этап. Итог урока Рефлексия. Результативность; формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию. Учитель: Подумайте о своей работе на уроке и попробуйте ее оценить. Заполните лист самоконтроля. Домашнее задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9cf23647-2fa7-4c10-9812-e8e3e97d7300/%5BM56_5-17%5D_%5BQS_06-03%5D.html | ![](https://fhd.multiurok.ru/7/e/a/7ea84d510263f00bd61d126d3e9d6806b7f2ca24/phpXnlugK_Uravneniya-urok-v-5-klase_0_15.png) |