Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов
Подготовила Дугина Г.А.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели урока: уяснить разряды и значения подчинительных союзов; научить расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными, выражающими различные отношения.
Задачи урока:
1.Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Формирование сознательного отношения к собственному жизненному выбору
2. Предметные:
Отличать сочинительные союзы от подчинительных.
Разграничивать виды сложных предложений
Познакомить со смысловыми группами подчинительных союзов
Пунктуационно правильно оформлять предложения
3.Метапредметные:
Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам
Применение приобретенных навыков, умений и знаний в повседневной жизни
4.Регулятивные:
Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и
сохранять учебную задачу.
Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
5.Коммуникативные:
Развивать умение работать с текстом на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре.
Отвечать на вопросы, анализировать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6.Познавательные:
Извлекать нужную информацию.
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять с учётом решаемых задач.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня нам предстоит познакомиться с новым материалом, поэтому будьте активны, применяйте знания, полученные ранее.
Давайте запишем в тетрадях число, а тему урока вы поможете мне сформулировать сами, но чуть позже.
2. Проверим домашнее задание
Упр.366
Лейтенант вдруг очнулся протянул руку к телефонному щитку и спокойное лицо его оживилось.
Зоолог повернул голову и вопросительно вскинул глаза на экран
3. Актуализация и проблемное учебное действие.
1)Индивидуальная работа с самопроверкой
Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, нам нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Проверим теоретические знания о союзе.
Начнем урок с разминки «Верно-неверно». Если вы согласны вы с высказыванием, ставим + рядом с номером задания, если нет – ставим -.
1.Союз служит для связи однородных членов и простых предложений в сложное.
2.Союзы бывают сочинительные и подчинительные.
3.По строению союзы бывают простыми и сложными.
4.Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и
простые предложения в составе сложного.
5.Союзы А и НО - разделительные.
Критерии:«5» – 0 ошибок, «4» – 1 ошибка, «3» – 2-3 ошибки,
Ответы: 1. + 2.+ 3. – 4. + 5. –
Учитель: А теперь проверьте работу и выставите оценку в таблицу на ваших листах достижений.
Для чего мы выполняли это задание? Что вспомнили?
Итак, мы вспомнили, что знаем о союзе
2)Определение темы урока.
Учитель: прочитайте предложения. Это текст? Докажите. Вставьте пропущенные союзы.
Можжевельник — очень крепкое…. сильное дерево. Розоватая древесина его пропитана густой душистой смолой, …. ягоды покрыты тонкой смолистой пленкой.
Зимой,…. выпадает глубокий снег, под кустами можжевельника часто отдыхают зайцы. Там, …… растет можжевельник, летом обычно цветет мелкими белыми цветами земляника.
(1-2 предложение – И, А сочинительные союзы, 3- 4 – КОГДА, ГДЕ подчинительные)
3.Выявление места и причины затруднения.
Эвристическая беседа
Учитель: Назовите союзы, которые вы вставили в первую часть текста. Скажите, что их объединяет. (В первую часть текста мы вставили союзы И, А. Это сочинительные союзы.)
Назовите союзы, которые вы использовали в предложениях второй части текста. Укажите их главный общий грамматический признак и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В предложениях второй части текста мы использовали союзы КОГДА, ГДЕ. Это подчинительные союзы. Значит, тема сегодняшнего урока:
Подчинительные союзы.
4.Целеполагание
- Отталкиваясь от темы и используя опорную запись, сформулируйте цель урока.
Цель: * познакомиться с группами ... ... по значению;
* учиться находить и ... в ... и ... речи разные ... ПС.
Цель урока: познакомиться с группами подчинительных союзов по значению; учиться находить и использовать в устной и письменной речи разные группы подчинительных союзов.
5.Практическая деятельность по реализации темы урока
1) Беседа
Учитель: А сейчас мы перейдём к теме нашего урока. Что мы знаем о подчинительных союзах? Как называются предложения, которые связывают подчинительные союзы? В чём особенность таких предложений?
А знаем ли мы группы подчинительных союзов?
2) Работа в группах
Учитель: Для того, чтобы выяснить разряды подчинительных союзов, мы поработаем в группах. У вас на столах лежит листок с заданием. У каждой группы на карточках даны предложения. Заполните таблицу: соедините союз и предложение, поставьте вопрос, определите значение союза. Если в процессе работы возникли затруднения, обратитесь к материалу для справок после таблицы.
1.Рябина стала в народных песнях символом одиночества, потому что она любит уединение и никогда не образует сплошных зарослей.
2. Чтобы получить целебное масло, ягоды облепихи много часов томятся в духовом шкафу.
3. Калина бывает нарядней всех соседей, когда приходит пора ее цветения.
4. Если вы пройдете мимо голубой ели, вас коснется задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
5.Березы стояли все белые, как недавно выпавший снег.
6. Изучая секвойю, ученые выяснили, что это дерево может прекрасно переносить лесные пожары.
союз | Предложение | значение |
потому что | Рябина стала в народных песнях символом одиночества,____ она любит уединение и никогда не образует сплошных зарослей. | причина |
Чтобы | _____получить целебное масло, ягоды облепихи много часов томятся в духовом шкафу. | цель |
когда | Калина бывает нарядней всех соседей, _____приходит пора ее цветения. | время |
Если | _____вы пройдете мимо голубой ели, вас коснется задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты. | условие |
как | Березы стояли все белые, ____ недавно выпавший снег. | сравнение |
что | Изучая секвойю, ученые выяснили, ____это дерево может прекрасно переносить лесные пожары. | изъяснительное |
| | |
Для справок: временные (указывают на время), целевые (указывают на цель), причинные (указывают на причину), условные (указывают на условие), уступительные (указывают на противоречие одного события другому), сравнительные (указывают на сравнение), следственные (указывают на следствие), изъяснительные(указывают на то, о чём говорят)
Давайте проверим, что у вас получилось.
Прочитайте предложения. Скажите, что в них есть общего. (Все предложения сложноподчиненные. Состоят из главного и одного придаточного). Прочитайте первое предложение и задайте вопрос от главного к придаточному. Выделите союз.
Скажите, какое значение имеет союз потому что и как в связи с этим можно назвать этот и остальные союзы, которые имеют такое же значение.
(Союз потому что имеет значение причины, поэтому этот и остальные союзы, которые имеют такие же значения, можно назвать причинными)
Слайд таблица
Молодцы, справились. С какой целью повели данную работу? Что заметили общего? Чем союзы отличаются? На какие группы делятся? Где может находиться придаточная часть? Где и почему ставится запятая в СПП?
6.Первичное закрепление. А теперь мы на практике попробуем применить полученные знания.
Упр 369 (3 предложение)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Готовимся к ОГЭ
Задание 3: Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые
Позвольте (1) мне выразить надежду (2) что у человечества (3) сумевшего открыть (4) и поставить себе на службу могущественные силы ядерных превращений (5) хватит ума (6) чтобы сделать эти силы орудием (7) невиданного технического прогресса (8) а не орудием самоубийства (9) уничтожения наших детей.
Самопроверка: 2 3 5 6 8 9
Оценка:
«4»-нет 1 цифры
«3»-нет 2-3 цифр
«2»-нет 4 и более
8.Итог
- Какая была цель урока?
-Что мы узнали?
- На какие смысловые группы делятся подчинительные союзы? (временные, причинные, целевые, изъяснительные, сравнительные, условные)
-С какими трудностями столкнулись?
У вас из три оценок одну общую за урок: 1) игра верно-неверно 2) в группах 3) задание 3 ОГЭ
Лист оценки достижений _____________ ( ФАМИЛИЯ)
Задание | Оценка |
1. «Верно-неверно» | |
2. Работа в группах: | |
3. Задание 3 ОГЭ | |
Итоговая оценка | |
9.Рефлексия учебной деятельности.
Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания.
Учитель: Какие цели были поставлены на уроке? Как вы считаете, достигнуты ли они вами? Что нового узнали на уроке?
Закончите следующие предложения:
''На сегодняшнем уроке я узнал";
"Было трудно…";
"Теперь я могу…";
10.Домашнее задание:
Выучить материал стр.220
По выбору:
1 Упражнение 369 -выписать слодноподчинённые предложения)
или
2.Составьте связный рассказ с подчинительными союзами «Мои любимые книги»