СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки развития речи. Применение публицистического стиля на практике. Диспут

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уроки развития речи. Применение публицистического стиля на практике. Диспут»

Уроки 75—76. Уроки развития речи. Применение

публицистического стиля на практике. Диспут

Цель уроков: повторить тему «Публицистический стиль», развивать навыки практического применения знаний, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Методические приемы: редактирование текста, пояснения учителя, выступления учеников, диспут.

Ход уроков

I. Анализ письменной контрольной работы, работа над ошибками

II. Проверка домашнего задания

1. Повторение.

— Найдите однокоренные слова к слову «публицистический». (Публика, публичный, публицистика.) Учитель: это слово латинского происхождения: «publicus» значит «общественный».

— Кому адресованы публицистические выступления? Какова сфера употребления публицистического стиля? (Публицистический стиль обращен к слушателям, к читателям. Сфера его употребления — общество, политика, экономика, культура.)

— Какую основную функцию выполняет публицистический стиль? Какова цель публицистических выступлений? (Основная функция публицистического стиля — обсуждение насущных общественных вопросов, его цель — привлечение общественного мнения, воздействие на людей, убеждение ах, внушение им тех или иных идей, взглядов, побуждение к тем или иным действиям, поступкам.)

— Вспомните основные черты публицистического стиля речи. (Актуальность, оперативность, образность, эмоциональность, четкость, логичность, призывный пафос.)

— В чем заключаются языковые особенности публицистического стиля? (Широкое использование общественно-политической лексики, устойчивых оборотов и выражений, совмещение книжной и разговорной лексики, риторические приемы: вопросы, восклицания, обращения.)

2. Работа с текстом упр. 353.

1) Обсуждение сочинения.

Вывод: Сочинение ученика «Подвиг Даля» удачно, но нуждается в некоторых исправлениях. Тема раскрыта: читателю понятно, в чем состоит подвиг Даля — в труде на благо нашей страны, в составлении «Словаря живого великорусского языка».)

2) Приемы публицистического стиля, использованные в сочинении:

— тема, имеющая общественную значимость, гражданское, патриотическое звучание;

— глаголы в повелительном наклонении (не забывайте, возьмите, открывайте), то есть обращение к слушателям;

— предложения с восклицательной интонацией, создающие приподнятость, эмоциональность;

— риторический вопрос, привлекающий читателя;

— выражения с двойным отрицанием (нельзя не дивиться);

— повторы (русская культура — 2 раза; русский народ);

— цитирование (примеры из словаря Даля).

3) Редактирование текста.

Примечание. Редактируем текст по абзацам: ученики предлагают свои варианты, вместе выбираем лучшие.

Вариант отредактированного текста

Корни Владимира Ивановича Даля — в Дании и Германии, но по духу он русский человек. Его недюжинный ум, блестящие способности, завидное трудолюбие служили на благо России.

Семьдесят один год прожил Даль, и пятьдесят три из них он отдал составлению «Словаря живого великорусского языка». Далем собрано более двухсот тысяч слов, написаны статьи к ним, многие из этих статей являются самостоятельными произведениями.

Если вам небезразличны русская культура, русский фольклор — этот словарь для вас.

...Я открываю первый том, листаю страницы. Глаза останавливаются на слове «глухой». Шесть букв, набранных жирным шрифтом, за которыми следует своеобразный «параграф». Сначала идет толкование: «лишенный способности слышать; у кого нет чувства слуха, кто ничего не слышит или слышит плохо». Это одно из значений. Далее курсив — поговорки и пословицы. Вот некоторые из них: «Глухому с немым нечего толковать» или «Глухой — половина спасенья». Вам непонятен смысл последней? Ничего страшного: автор словаря позаботился о читателе и дал пояснение: «не слышит беззаконий».

Читая подобную статью, восхищаешься остроумием и красотой «мысли народной». Нельзя не дивиться необыкновенной трудоспособности В. И. Даля — ведь таких ярких и интересных статей, как минимум, сто пятьдесят тысяч!

А сколько пословиц и поговорок он собрал! Если вам сложно вникать в непонятные порой высказывания Цицерона, Гегеля или Канта, возьмите на досуге сборник пословиц и поговорок Даля — еще один его труд. Интересные, понятные, с глубоким смыслом, они актуальны и в наши дни.

Почаще открывайте словарь Владимира Ивановича Даля, этот бессмертный его труд, явившийся подвигом во славу русского народа, русской культуры!

III. Диспут

Слово учителя.

Во-первых, выясним, что такое диспут. Это публичный спор на научную или общественную тему. Для диспута выберем тему, связанную с текстом, который мы только что редактировали — «Подвиг Даля».

Почему труд В. И. Даля назван подвигом? Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в обычной жизни?

Алексей Максимович Горький утверждал устами одного из своих героев: «В жизни всегда есть место подвигам». Как вы понимаете эти слова? Подберите аргументы в защиту своего мнения, подготовьте небольшое выступление, а потом мы начнем диспут.

Примечание: Тема и вопросы диспута должны быть записаны на доске. На подготовку дается 5-7 минут. Ученики могут готовить индивидуальные выступления, в парах или в группах по 3-4 человека, тогда от группы выступает один человек, а остальные могут поддерживать его при обсуждении. При проведении диспута учитель должен дать высказаться нескольким ученикам с противоположными мнениями, не дать затянуться спору и не дать ему уйти далеко в сторону. Диспут должен закончиться какими-то выводами, подведением итогов. Необходимо подчеркнуть правомерность существования различных точек зрения, оценить соответствие выступлений публицистическому стилю речи.

Вариант выступления на тему «В жизни всегда есть место подвигам»

Задумаемся, что имел в виду Максим Горький под этой знаменитой фразой? Жизнь требует от человека подвигов? Подвиги надо совершать каждый день?

Герои ранних рассказов Горького — сильные, красивые, смелые люди, для которых подвиг — почти обычное дело. Но что же стоит за этим высоким словом?

Когда произносишь слово «подвиг», обычно представляешь героический порыв, мужественного, отважного человека; который жертвует своей жизнью ради других. Такие подвиги совершаются в экстремальных, критических ситуациях: на войне, во время тушения пожаров, спасения людей от террористов или стихии.

Действительно, современная жизнь такова, что все эти бедствия то и дело случаются. А раз есть катастрофы и войны, значит, есть место и подвигам:

Задумаемся о происхождении слова «подвиг». Если вдуматься, вглядеться в слово, то мы заметим, что оно состоит из приставки и корня. Вы скажете: при чем же здесь грамматика? А вот при чем.

Слово «подвиг» родственно глаголам «двигать», «подвигать». То есть «подвиг» означает продвижение. Кто же, кого и куда «подвигает»? А главное — зачем? Подвижники, те, кто совершает подвиги, своим примером, своей жизнью, а иногда и своей смертью подвигают людей, народ, человечество вперед, к вершинам духа, приближают к идеалам, показывают, как благороден, бескорыстен, отважен может быть человек.

Таким образом, подвиг — это не только мгновенное самопожертвование. Подвигом может быть и ежедневное служение, ежедневный нелегкий труд, который не столь ярок, не столь заметен, как яркая вспышка героизма. Но именно такой труд, часто бескорыстный, не требующий наград и славы, медленно, но верно подвигает человечество все вперед и впёред. Примером такого рода подвига может служить жизнь Владимира Ивановича Даля.

Домашнее задание

Упр. 352: подготовиться к изложению, составить план; выписать предложения с обособленными членами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!