Урок развития речи в 8 классе.
Применение публицистического стиля на практике. Диспут.
Цель: повторить признаки публицистического стиля, развивать навыки практического применения знаний, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Методические приёмы: редактирование текста, пояснения учителя, выступления учеников, диспут.
Ход урока.
Лингвистическая разминка.
Реликвия, прототип, интеллектуальный, эрудиция, публицистический. Самопроверка.
Повторение.
- Подберите однокоренные слова к слову «публицистический».
Публика, публичный, публицистика.
Это слово латинского происхождения, означает «общественный».
Мы часто встречаем тексты публицистического характера или публицистические выступления.
- Кому они адресованы? ( Слушателям, читателям). Тексты публицистического стиля обращены к читателям, слушателям. Сфера его употребления – общество, политика, культура, экономика, культура.
- Какова цель публицистических выступлений?
Привлечение общественного мнения, воздействие на людей, убеждение их, внушение им тех или иных идей, взглядов, побуждение к тем или иным действиям, поступкам.
Вспомним основные черты публицистического стиля речи.
Актуальность
Образность
Эмоциональность
Чёткость
Логичность
Призывный пафос
Языковые особенности публицистического стиля. Речь
- широкое использование общественно-политической лексики,
- устойчивых оборотов и выражений,
- совмещение книжной и разговорной лексики
- риторические вопросы и восклицания,
- обращения.
Изобразительные средства:
Стилистические фигуры:
синтаксический параллелизм (одинаково построенные предложения)
анафора, эпифора, рефрен (повтор ключевых слов), ряды однородных членов.
А затем уже тропы.
Работа с текстом упражнения 353
- Чтение текста вслух. Обсуждение сочинения.
- Вам понравилось сочинение?
Сочинение удачно, но нуждается в некоторых исправлениях. Тема раскрыта: читателю понятно, в чём состоит подвиг Даля – в труде на благо нашей родины, в составлении «Словаря живого великорусского языка»
- Найдём черты публицистического текста в сочинении ученика.
Тема, имеющая общественную значимость, гражданское, патриотическое звучание.
В какой форме употреблены глаголы в последних абзацах? Выпишите их.
Не забывайте, возьмите, открывайте. Обращение к слушателям.
Предложения с восклицательной интонацией, создающие приподнятость, эмоциональность
Риторический вопрос, привлекающий читателя.
Повторы (русская культура, русский народ).
Цитирование.
Редактирование текста. Редактируем по абзацам.
Диспут.
Выясним, что такое диспут?
Диспут – это публичный спор на научную или общественную тему. Для диспута выберем тему, связанную с текстом, который мы редактировали – «Подвиг Даля».
Почему труд В.И. Даля назван подвигом?
Что такое подвиг?
Возможен ли подвиг в обычной жизни?
Подвиг. Из каких частей состоит слово? оно родственно глаголам «двигать», «подвигать». Те, кто совершает подвиги, подвижники. Своим примером, своей жизнью, а иногда и своей смертью подвигают людей, народ, человечество вперёд, показывают, как бескорыстен, отважен, благороден может быть человек.
Подвиг – это не только мгновенное самопожертвование. Подвигом может быть и ежедневный нелёгкий труд. Примером такого рода подвига может служить жизнь В.И. Даля.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
А.М. Горький утверждал устами одного из своих героев: «В жизни всегда есть место подвигам». Как вы понимаете эти слова?