Урок 1-2
Урок развития
1.Разминка
А)- Назовите дни недели.
- Какой сегодня день недели
- Какой день недели следует за вторником?
- Какой день недели стоим между пятницей и воскресеньем?
- Какие дни недели называют выходными? Почему?
Б) Подумай, как связаны слова в первой паре, и допиши подходящее по смыслу слово.
Молоток у столяра, а у художника…
Варенье сладкое, а горчица …
Пилот управляет самолётом, а повар…
Рисуем карандашом, а пишем…
Летом идёт дождь, а зимой…
В) Раздели слова на группы – по три слова в каждой. Назови каждую группу, объясни принцип группировки.
Утка, лук, платье, репа, кофта, филин, сова, редька, шорты.
2. Развивающие задания.
А) Развитие памяти
Упражнение "Запоминай-ка". Внимательно в течение 5 секунд рассмотрите рисунок. Ответьте на вопросы.

«Запоминание слов».
Ученикам предлагается для запоминания несколько логически несвязанных слов. Начните с десяти слов, например, дерево, стол, река, корзина, расчёска, мыло, ёжик, резинка, книга, солнце. Эти слова надо связать в рассказ.
Б) Развитие внимания
Упражнение "Следи за своей речью"
В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: "Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, ''да'' и ''нет'' не говорите, черное и белое не покупать". И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь "вырвать" у отвечающего запрещенные слова.
- Вы хотите купить чёрное платье? (Я хочу купить зелёное платье и т.д.).
- А разве зелёный цвет вам к лицу? (Мне просто нравится зелёный цвет).
- Это будет бальное платье? (Бальное).
- Ваше зелёное платье должно быть длинным? (Да!)
Проигрыш. Надо было сказать: "Разумеется".
Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, "градом сыплющиеся" вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от не использования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.
Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.
Например:
- Вы сегодня завтракали?
- Ваша прическа вам нравится?
- Вы сегодня не опоздали на занятия?
- Вы любите кино?
В) Развитие логического мышления
. "Найди лишнее слово".
В каждом ряду подчеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным трём словам.
Ягнёнок, телёнок, осёл, поросёнок.
Лама, жираф, носорог, лось.
Картофель, морковь, яблоко, перец.
Клён, тополь, дуб, ель.
Скрипка, виолончель, гитара, труба.
Чай, сок, квас, мороженое.
3. Изучение алфавита и развитие восприятия
Тема: Диагностика дифференцированного восприятия
Задание 1. Скопируйте с образца по клеткам:

![]()
![]()
![]()
![]()

![]()

![]()


Напечатайте под рисунком те буквы, которые в нём есть (А, И, Н, О, Т, Ы).
Цель: проверка точности восприятия.
Оценка результатов:
По количеству ошибок при копировании;
По количеству верно записанных букв.
Задание 2. На доске напечатаны буквы: Б, Ю, В, П, О, Н. Найдите среди этих букв похожие друг на друга. Запишите их парами (Б-В; Н-П; О-Ю).
Цель: проверка дифференцированного зрительного восприятия.
Оценка результатов: по количеству верно составленных пар.
Задание 3,. Нарисуйте в тетради столько палочек, сколько звуков услышите в слове. Слова: нос, рамы, гудит.
Цель: проверка дифференцированности слухового восприятия.
Оценка результатов: по общему количеству звуков, услышанных во всех словах.
Урок 3
Урок развития
Развивающие задания
А) Развитие памяти, внимания:
"Шифровальщик".
Используя шифр, быстро найди слова, спрятанные за этими цифрами:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Ъ Ы Ь Э Ю Я
28 29 30 31 32 33
16 19 1 - 13 10 19 1 -
17 16 13 - 16 12 15 16 -
19 16 14 - 31 20 1 8 -
15 16 19 - 9 10 14 1 –
Б) Развитие внимания и умения анализировать:
Найди слово в слове:
В каждом слове зачеркни одну букву, чтобы получилось новое слово.
Шарф – Тигр -
Шутка – Спорт -
Удача – Гроза -
Сурок - Крошка –
Основная часть. Развитие восприятия:
Беседа о том, что такое восприятие.
- Кому из вас ребята, раньше приходилось слышать слово «восприятие»? Как вы думаете, что значит воспринимать окружающее? С помощью чего мы воспринимаем звуки речи? Буквы?
2. Обобщение учителя по содержанию беседы.
Человек познает мир с помощью органов чувств. Их пять. Это органы слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Уши «заботятся» о слуховом восприятии, глаза – о зрительном. Носом мы чувствуем запахи, языком – вкус, кончиками пальцев – качество поверхности. Воспринять объект – это, прежде всего, обследовать его со всех сторон, чтобы понять, что он из себя представляет.
Практическая работа с целью уточнения понятия «восприятие».
Перед учащимися ставится проблема: установить, достаточно ли обследовать объект с помощью органов чувств, чтобы воспринять его полностью.
Для этого даётся задание проанализировать яблоко. Ученики должны рассказать, как можно определить форму, размер, цвет, аромат, вкус яблока, спелость его семечек и т.д.
- Можно ли с помощью органов чувств установить сорт яблока?
Вывод: для целостного восприятия предмета недостаточно распознавать его только органами чувств. К примеру, чтобы определить сорт яблока, недостаточно видеть этот фрукт, трогать его, пробовать на вкус и т.д. – нужно знать различия между разными сортами и те общие признаки, которые присущи тому или иному сорту, а для этого надо уметь сравнивать. Этому и многому другому нужно научиться, чтобы воспринимать окружающие предметы более полно.
4. Сообщение результатов диагностики. Ознакомление с «уроками развития».
Каждого ученика учитель знакомит с особенностями его восприятия: насколько оно точно, каковы показатели зрительной и слуховой дифференциации.
Учитель призывает не огорчаться тех ребят, чьи результаты пока невысоки: настраивает их на преодоление недостатков; сообщает, что существует много упражнений, помогающих улучшать, т.е. развивать восприятие, чем они и будут заниматься на уроках, которые так и называются – «уроки развития».
Урок развития (№4)
1.Разминка
Развитие памяти
Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.
Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

Развитие внимания
«Найди отличия»

Развитие мышления
"Найди лишнее слово".
1) В каждом ряду подчеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным трём словам.
Ягнёнок, телёнок, осёл, поросёнок.
Лама, жираф, носорог, лось.
Картофель, морковь, яблоко, перец.
Клён, тополь, дуб, ель.
Скрипка, виолончель, гитара, труба.
Чай, сок, квас, мороженое
2.Восстанови порядок
Расположи время суток в правильном порядке:
День, вечер, утро, ночь
Расположи времена года в правильном порядке:
Весна, осень, зима, лето
Расположи дни недели в правильном порядке:
Среда, понедельник, вторник, четверг
3.Основная часть:
Тема: Различение скорости движений для экономии время на уроке
1.Вступительная беседа.
Что такое «экономия»? Зачем надо экономить время? Умеете ли вы беречь минуты, часы? Как? Какие привычки должен выработать у себя ученик, чтобы работа на уроке шла быстро, слаженно, ритмично? Какие порядке вы предлагаете ввести в нашем классе для экономии времени?
2.Заключение договора «Об экономии времени на уроке».
Для этого необходимо соблюдать следующие условия:
Научиться быстро открывать учебник, передавать тетрадь учителю.
Уметь быстро настраиваться на урок.
Помогать общей работе класса.
Целесообразно располагать учебные вещи на парте.
Не забывать дома вещи, нужные на уроке.
Сначала надо обсудить с учащимися, как следует действовать для соблюдения того или иного пункта договора. Например, чтобы не забывать дома вещи, нужные на уроке, нужно приучиться укладывать их в портфель путём подсчёта: «В моём пенале должно лежать пять предметов. Считаю: ручка – раз, карандаш – два, линейка – три, ластик – четыре, точилка – пять. Завтра мне понадобятся четыре учебника: математика – раз и т.д.»
Собирать тетради для проверки целесообразно тоже под счёт.
3.Практические наблюдения: какое количество движений можно сделать за одну минуту, если выполнять их медленно? В быстром темпе?
Наблюдение 1.
Сколько человек выйдут к доске и опять сядут за парты?
Наблюдение 2.
Сколько раз можно открыть учебник на заданной странице, закрыть и положить на место?
Наблюдение 3.
Сколько палочек можно написать в тетради?
Порядок проведения наблюдений
На каждое наблюдение отводится две минуты. Одна минута - на выполнение задание в медленном темпе, вторая – в быстром. Количество совершённых действий учащиеся записывают в тетради или учитель на доске в две колонки: медленно – быстро.
4.Игра-соревнование «Кто больше за одну минуту?»
Учащиеся получают несколько разных заданий, каждое из которых выполняют в течение одной минуты. Выигрывает тот ученик (или ряд), который работает с большей скоростью.
Приме6рные задания: кто больше обведёт клеточек в тетради? Скопирует геометрических фигур с доски? Напечатает букв? И т.д.
Итог занятия