Пояснительная записка
Программа кружка «Уроки творчества» рассчитана для детей 7-12 лет, учащихся 1-5 классов. В кружке занимается12 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 часа:
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитии личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, худо- жество.
Программа «Уроки творчества» направлена на развитие творческих способностей процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возмож- ность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Социальная значимость данного курса состоит в том, что в процессе созда- ния работ, у ребят происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника
– оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Общая характеристика учебного курса
Актуальность данного курса заключается в том, что занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабный потенциал ребенка. Очень важно обращать внимание на формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основная цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
Образовательные
Формировать навыки и умения по изготовле нию и оформлению выполненной работы;
Обучать детей владению инструментами и при способлениями;
Обучать технике бисероплетения;
Обучать конструированию поделок из бумаги и бросового материала;
Познакомить с основами выполнения работ в технике монотипии;
6.Обучать соединительным швам «простой соединительный», «соединительный шов на основе пе тельного».
Развивающие
Развивать память, любознательность, волю, воображение и фантазию;
Развивать эстетический вкус
Воспитательные
Воспитывать эстетический вкус;
Воспитывать чувство гордости за свой выполненный труд;
3.Формировать потребность в саморазвитии
Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению из- делий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно- технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходи- мыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление поделок, различных полезных предметов для школы и дома.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ре- бенка, создание благоприятных условий для их развития;
-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определен- ной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способ- ствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой ин- формации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального
обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление поделок и изделий. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными, метапредметными и предметными результатами освоения учебного курса «Уроки творчества» являются:
-личностные результаты — готовность и способность обучающихся к само- развитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-
смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их инди- видуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные ка- чества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
-метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учеб- ных предметов опыт, специфической для каждой предметной области дея- тельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в ос- нове современной научной картины.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и ре- жущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- применение монотипии;
- способы и приемы обработки различных материалов.
уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике рисования;
- контролировать правильность выполнения работы.
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике рисования;
- контролировать правильность выполнения работы.
Содержание
Тема 1.Вводное занятие
-Требования к поведению учащихся во время занятия;
-Соблюдение порядка на рабочем месте;
-Соблюдение правил по технике безопасности.
Тема 2 .Работа с природным материалом
-Охрана окружающей среды в Ростовской области;
-Изготовление композиции из растительного материала «Любимые цветы».
-Аппликация из семян и плодов растений
Тема 3: Работа с бисером
-Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, ил- люстраций. Подготовка к работе, полезные советы, материалы и инструменты;
-Плетение цветов,фигурок животных.
Тема 4: Работа с бумагой и картоном
-Профессия дизайнера Изготовление объемных цветов ;
-Оригами. Базовые формы оригами. «Закладка для книг».
-Папье-маше. Изготовление тарелки. Художественное оформление работ.
-Декупаж на посуде Понятие «Декупаж», технология выполнения, материалы необходимые для выполнения декупажа. Подготовка поверхности под «декупаж». Декорирование различных поверхностей в технике «декупаж».
Тема 5: Работа с тканью
- Вышивка «Крест» История развития вышивки «крест», вышивка выбранной картины или мотива способом «Крест»
-Вышивка элементов атласными лентами. Способы вышивки атласными лентами.Самостоятельный подбор способа вышивки
-Изготовление мягкой игрушки. Инструктаж по технике безопасности. Техника выполнения ручных швов: «вперед иголку», «петельный», шов «через край». Раскрой материала. Соединение деталей.
Тема 6: Работа с разным материалом :
-Рамочка для фотографии.Виды рамочек для фотографий. Технология изготовления разнообразных рамочек для фотографий. Демонстрация разнообразия рамочек выполненных своими руками.
Тема 7: Итоговое занятие :
-Рефлексия изученного материала;
-Выставка творческих работ.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Работа с природным материалом | 4 |
3 | Работа с бисером | 7 |
4 | Работа с бумагой и картоном | 10 |
5 | Работа с тканью | 9 |
6 | Работа с разным материалом | 2 |
7 | Итоговое занятие. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Кол. час | Дата проведения |
План | Факт |
| Вводное занятие | 1 | | |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами | 1 | | |
| Работа с природным материалом | 4 | | |
2 | Изготовление композиции из растительного материала «Любимые цветы». | 1 | | |
3 | Изготовление композиции из растительного материала «Любимые цветы». | 1 | | |
4 | Составление композиций из семян разных растений | 1 | | |
5 | Составление композиций из семян разных растений | 1 | | |
| Работа с бисером | 7 | | |
6 | Плетение бабочки | 1 | | |
7 | Плетение цветов | 1 | | |
8 | Плетение стрекозы | 1 | | |
9 | Плетение краба | 1 | | |
10 | Плетение длинной змеи | 1 | | |
11 | Плетение ящерицы | 1 | | |
12 | Плетение ящерицы | 1 | | |
| Работа с бумагой и картоном | 10 | | |
13 | Изготовление объемных цветов для оформления интерьера | 1 | | |
14 | Изготовление объемных цветов для оформления интерьера | 1 | | |
15 | Изготовление закладок для книг «Животные» | 1 | | |
16 | Понятие «папье-маше». | 1 | | |
17 | Изготовление изделий в технике «Папье-маше» | 1 | | |
18 | Изготовление изделий в технике «Папье-маше» | 1 | | |
19 | Художественное оформление работы | 1 | | |
20 | Декупаж на посуде.Подготовка поверхности. | 1 | | |
21 | Декорирование поверхности в технике «декупаж» | 1 | | |
22 | Декорирование поверхности в технике «декупаж» | 1 | | |
| Работа с тканью | 9 | | |
23 | Вышивка «Букет роз» швом вперед иголку | 1 | | |
24 | Вышивка «Букет роз» швом вперед иголку | 1 | | |
25 | Вышивка крестиком «Сердечко | 1 | | |
26 | Вышивка крестиком «Сердечко | 1 | | |
27 | Вышивка атласными лентами | 1 | | |
28 | Вышивка атласными лентами | 1 | | |
29 | Вышивка атласными лентами | 1 | | |
30 | Изготовление мягкой игрушки «Кот» | 1 | | |
31 | Изготовление мягкой игрушки «Кот» | 1 | | |
| Работа с разным материалом | 2 | | |
32 | Рамочки для фотографий | 1 | | |
33 | Рамочки для фотографий | 1 | | |
| Итоговое занятие | 1 | | |
34 | Итоговое занятие. Выставка работ | 1 | | |
Материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Бахметьев А., Т. Кизяков «Оч. умелые ручки», Росмэн, 2019;
Виноградова Е. «Браслеты из бисера», АСТ, 2017;
Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», М., Аквариум, 2018;
Гусакова М. А. «Аппликация», М., Просвещение, 2017;
Гусакова М. А. «Подарки и игрушки своими руками», М., Сфера, 2019;
Докучаева Н. «Сказки из даров природы», Спб., Диамант, 2018;
Еременко Т., Л. Лебедева «Стежок за стежком», М., Малыш, 2016;
Канурская Т. А., Л. А. Маркман «Бисер», М., ИД «Профиздат», 2019;.
Кочетова С. В. «Игрушки для всех» (Мягкая игрушка), М., Олма-пресс, 2019;
Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 2019. – 256 с., с илл. – (Внимание: дети!).
Молотобарова О. С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М., Про- свещение, 2018;
Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры», Ярославль, «Акаде- мия Развития», 2017;