СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Уроки вежливости"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект воспитательной беседы о нормах поведения. 

Просмотр содержимого документа
«"Уроки вежливости"»


Комитет по молодежной политике Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детско-юношеский «Созвездие»












Конспект воспитательной беседы

«Уроки вежливости»













Автор – составитель

Кодочигова Яна Александровна

Педагог - организатор











г. Екатеринбург 2019г



«Уроки вежливости»


Цель: Привитие обучающимся нравственных качеств личности, норм поведения на примере известных литературных произведений.


Ход беседы


Педагог: Здравствуйте ребята. Вы живете в замечательное время, когда человеку открывается много дорог в жизни, творчестве, науке. Вы закончите школу, пойдете учиться дальше той профессии которую определите для себя, но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы, должны вырасти по-настоящему хорошими, добрыми, культурными людьми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми.

Сегодня мы поговорим с вами о вежливости, о волшебных словах, которые к сожалению все мы иногда забываем.

Что же это за слова? (ответы детей) Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. «Пожалуйста», «Извините», «Благодарю» - эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь произносить их по – волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть. Нужно как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее.

Наши с вами предки были уверенны, что в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Доброе слово несёт радость человеку, а если ещё оно произносится с улыбкой – в двойне. С помощью слов мы выражаем свои мысли, общаемся, даже можем изменить окружающий мир к лучшему и часто к худшему... Мы с вами знаем много примеров, когда одно неправильное слово, может, ранить, обидеть, поссорить и сделать нас несчастными.

Представьте вам кто – то наступил на ногу – больно. Как вы поступите в этой ситуации? (ответы детей)

Вдруг вы услышите «Извини, пожалуйста, я нечаянно» и в голосе искреннее сожаление. Злость сразу прошла и вы неожиданно для себя самих говорите «Да ничего, бывает». И ссоры не произошло, и драки не было. Значит, необходимы вежливые слова.


Демонстрация презентации « Копилка вежливых слов»


1 – й слайд. Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро!» Произнося их, мы желаем людям здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день был у них радостным, светлым, добрым.

Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно – стоит сказать «Доброе утро», сразу станет теплее, радостнее. А как надо говорить эти слова? Можно ли говорить нахмурясь, недовольным голосом? (ответы детей).


2 – й слайд. Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече – это слово «Здравствуйте». А зачем мы его поизносим? (ответы детей) Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желалая другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, смелым, крепким.


3 –й слайд. Все эти слова – и доброе утро, и здравствуйте, и добрый день, и спокойной ночи – хороши тогда, когда человек желает другому добра, здоровья искренне. Нет дня, чтобы человек не произносил эти слова Кажется, такие привычные на первый взгляд простые и совсем обыкновенные слова. А сколько радости, света несут в себе.


4 – й слайд. Добрыми, волшебными словами будут и слова благодарности «спасибо», «благодарю», «извините, пожалуйста».


Педагог: Замечательная детская писательница Валентина Осеева написала добрые и трогательные рассказы «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и многие другие которые стали классикой детской литературы. Её короткие повествования дают образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, Осеева помогает понять читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых. Например в рассказе «Волшебное слово» автор рассказывает о мальчике Павлике, которому старичок с длинной седой бородой помог и рассказал о волшебном слове.



Демонстрация презентации «Валентина Осеева»


Педагог: Сейчас, ребята, я предлагаю вам послушать вопросы-задачи. И вместе разобрать ситуации.

  • Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какой фильм он смотрел». Скажите, какую ошибку допустил Костя? « (Ребята отвечают). Правильно. С учителем не поздоровался, а с ребятами тоже. Никого в школе не заметил, только о кино не забыл. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в школу, надо аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, поздороваться со старшими и своими товарищами.


  • «По улице шел старичок, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шел мальчик лет 9 – 10. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старичок рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему и старичок сразу подобрел». Что же такое мальчик сказал ему? (ответы детей) Правильно, мальчик ответил: Извините, пожалуйста.


  • Еще одна задача. «Юра и Андрей спешили в буфет и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу им поднималась Анна Петровна. Мальчики пробежали мимо и лишь через минуту где-то послышалось «Здравствуйте, Анна Петровна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они первыми вбежали в школьный буфет». Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении. (ответы детей) Молодцы.


  • Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик допустил 3 ошибки. Кто ответит из вас, какие ошибки он допустил? (Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить «Скажите, пожалуйста, который час?» Когда вы у взрослого о чем-то спрашиваете, то надо обращаться так: «Извините, пожалуйста, скажите. Который час?» И после ответа взрослого надо сказать «спасибо».



  • Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Галька». «А ты как зовешь его? – спросила мама. «Я его вообще никак не зову», - ответила Галя. «Я ему просто кричу: Эй, ты!». Скажите, права ли Галя?



Педагог: Ребята, вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другими никто не любит играть? Подумайте, почему это происходит?

Разные ребята дружат по-разному. Одни любят всегда командовать, другие очень быстро обижаются, третьи готовы во всем уступить другому, лишь бы играть вместе. Иногда и игра и дело не ладятся, потому что ребята не могут договориться друг с другом. Подумайте, дружно ли вы играете с ребятами? Обсудите с друзьями как надо играть вместе, чтобы было весело, интересно.

Что бы вы ни делали, всегда помните, что живете на свете ни одни. Вас окружают другие люди ваши близкие, ваши друзья. Ведите себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит истинная вежливость. Особенно будьте внимательны к взрослым. Ведь они работают, чтобы обеспечить вас всем необходимым, лечат, когда вы заболеете, учат, чтобы подготовить вас к самостоятельной жизни. Научитесь ценить свое время и время других людей. Никогда не опаздывайте. Старайтесь говорить просто и правильно, не употребляя в разговоре грубых слов. Нельзя долго разговаривать по телефону, звонить друг другу по пустякам. Нельзя вмешиваться в разговор других людей. Воспитанный человек проявляет уважение к другим людям во всем.

Помните простые правила вежливости:

  • Воспитывайте в себе привычку постоянно помнить об окружающих.

  • Не забывайте сказать пожалуйста, когда о чем-нибудь просите, и поблагодарить за любую, самую незначительную услугу.

  • Никогда не подшучивайте над физическими недостатками других.

  • Останавливай тех, кто по легкомыслию причиняет непоправимый вред своим же товарищам.


Педагог: Наша с вами беседа подошла к концу, скажите, что для себя полезного вы сегодня узнали и какой из этого можно сделать вывод?

(ответы детей) И помните « Вежливость ничего не стоит, но приносит много»