СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки здоровья, внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «Уроки здоровья» рассчитана на учащихся 1-4 классов, адаптирована к условиям школы. Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности с детьми 6,5-11 лет в рамках дополнительного образования, 1 раз в неделю, всего предполагается 33 (1 класс)-34 (2-4 классы) часа в течение года.

Просмотр содержимого документа
«Уроки здоровья, внеурочная деятельность»

Уроки здоровья

(Внеурочная деятельность)

Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса «Уроки здоровья» рассчитана на учащихся 1-4 классов, адаптирована к условиям школы. Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности с детьми 6,5-11 лет в рамках дополнительного образования, 1 раз в неделю, всего предполагается 33 (1 класс)-34 (2-4 классы) часа в течение года.

Пояснительная записка

Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно. Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.  

Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью.  Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.

Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, заменить их нельзя ничем, » – считал Н.М. Амосов. С этим утверждением нельзя не согласиться. Опыт показывает, что развитием своего здоровья, совершенствованием физических возможностей организма, человек занимается с удовольствием.  Разумеется, необходимо помочь найти каждому обучающемуся свой путь к здоровью.

Актуальность программы.

 Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с младшего школьного возраста (и ранее), поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Несомненно, родители стараются  прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Цель программы:

            Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

  Поставлены задачи:

  • организовать творческую активность и самостоятельное экспериментирование детей на занятиях;

  •  формировать двигательный режим школьников, который обеспечит    активный отдых и удовлетворит естественную потребность в движениях;

  • воспитывать социально адаптированную и гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;

  • формировать  коллектив.

Программа направлена на:

  •  укрепление здоровья школьников, формирование у ребенка позиции  признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;

  •  социальное формирование личности с учётом её фактора развития, воспитание человека с творческими способностями, что предусматривает нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности;

  • корректировку и развитие психических свойств личности детей.

Особенности построения курса

Программа ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

 Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимые для развития навыков ребенка.

Содержание занятий подразумевает введение сказочных и игровых сюжетов и персонажей. Игра на занятии позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

 Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

 Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта.

Форма проведения  занятий: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой, динамические часы, экскурсия и др.

Методы и приемы:

Репродуктивные, эвристические, объяснительно-иллюстративные методы. Рассказ, демонстрация, беседа, экскурсия, практическое  занятие, деловая или ролевая игра, викторина, обмен опытом, творческое задание.

Занятия проводятся с детьми в рамках дополнительного образования,1 раз в неделю, всего предполагается 33часа в 1-х классах, 34часа во 2-х - 4 –х классах в течение года. Срок реализации программы 1 год.

Содержание программы

1 класс

1.ПДД «Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице». Беседа, рассказы учащихся. Практические задания на улице.

2.Дружи с водой. Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье. Как вода помогает избавиться от микробов. Игра «Друзья Вода и Мыло». Инсценировка  отрывка из сказки «Мойдодыр» К. Чуковского.

3. Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза»

4. Уход за ушами. Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха. Самомассаж ушей. Опыт «Звучащий предмет»

5. Уход за зубами. Почему зубы болят. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку здоровой. Упражнение «Спрятанный сахар». Практикум «чистка зубов».

Оздоровительная минутка.

6. Уход за руками и ногами. « Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями.

Игра-соревнование «Кто больше?». Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

7. Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма.

Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей. Игра «Угадай-ка». Опыты «Почувствуй предмет». Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покровов.

8. Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека.

Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу!   Занятие-обсуждение по стихотворению С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Игра «Что разрушает здоровье». Упражнения «Деревце», «Гора».

9. . Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Гигиена  сна. Игра «Плохо - хорошо» (по гигиене сна). Анализ стихотворения С.Михалкова «Не спать»

10. Настроение в школе. Беседа «От чего зависит настроение». Динамический час Упражнения «Азбука волшебных слов», «Сотвори солнце в себе».

11. ПДД «Безопасной путь в школу». Беседа, рассказы учащихся.

12. Настроение после школы. Беседа с активным слушанием «Как  создать хорошее настроение». Анкетирование «Любишь – не любишь» Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

13. Поведение в школе. Правила поведения в школе «Я – ученик».Игра «Какой ты ученик». Анализ стихотворения Б. Заходера «Перемена». Игра-практикум «В столовой».

14. Вредные привычки. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка. Анализ ситуаций.

15. Мышцы, кости и суставы. Беседа по теме «Осанка – стройная спина!». Правила для поддержания правильной осанки. Упражнения с мышцами. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Динамический час.

16. Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров - закаляйся! Шесть признаков здорового и закаленного человека. Классная выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом». Игра «Эрудит»

17. И снова о гигиене. Анализ «Вредных советов» Г. Остера и «Очень правдивой истории» Л. Яхнина. Викторина «Чистота и здоровье». Игры «Письма», «Отгадай-ка!»

18. . О пользе витаминов. Беседа «Что я знаю про витамины». Инсценировка «Спор овощей». Игры «Вершки и корешки», «Кто больше?» Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин».

19. ПДД «Светофор и его сигналы». Беседа, практические занятия со светофором.

20. Наша безопасность. Беседа  «Очень подозрительный тип». Основные правила личной безопасности. Практикум «Один дома», «Встреча на улице».

21. Хорошие манеры. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Практикум «Азбука вежливости». Анкетирование « Я и Мы».

22. Народные подвижные игры. “Братец Кролик, братец Лис”, “Командная эстафета на местности”, “Мышки-завитушки”, “Охотники, волки и ёлки” и т.д.

Учебно – тематический план (1 класс)




В том числе


№ п/п

Разделы программы

Всего часов

Теория

Практика

1

ПДД «Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице».

2

1

1

2

Дружи с водой

2

1

1

3

Уход за своим телом

2

1

1

4

Как следует питаться

2

1

1

5

Как сделать сон полезным

2

1

1

6

Настроение в школе

2

1

1

7

ПДД «Безопасной путь в школу»

2

1

1

8

Настроение после школы

2

1

1

9

Поведение в школе

2

1

1

10

Вредные привычки

2

1

1

11

Мышцы, кости и суставы

2

1

1

12

Как закаляться. Обтирание и обливание

2

1

1

13

И снова о гигиене

2

1

1

14

О пользе витаминов

1

1

-

15

ПДД «Светофор и его сигналы»

2

1

1

16

Наша безопасность

2

1

1

17

Хорошие манеры

1

-

1

18

Народные подвижные игры

1

-

1


Итого

33

16

17

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • основные правила гигиены;

  • правила  рационального питания;

  • основы  организации труда и отдыха;

  • способы управления своим поведением;

  • меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами;

  • о пользе витаминов.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • применять на практике правила ухода за своим телом;

  • рационально организовывать свое рабочее время и досуг;

  • уметь управлять своим поведением в различных ситуациях;

  • применять на практике меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами.

Список использованной литературы:

  1. “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, М., 2005год.

  2. “50 уроков здоровья”, Н.Коростелев, М., 1991год.

  3. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.

  4. 4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.

  5. 6.  Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. / Начальная школа, 2005. - № 8. – с. 51 - 55.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!