Уровень сформированности основных компетентностей по физике
у учащихся в 7 классе
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.
Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики в 7 классе особое внимание уделяется не только передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
В содержание программы включен материал, на основе изучения которого учащиеся овладевают методами изучения природы - теоретическим и экспериментальным. Для овладения теоретическим методом используется работа с обобщенными планами изучения физических величин и начинается с обобщенными планами изучения физических явлений. Овладению экспериментальным методом познания способствуют специальные занятия по выполнению экспериментальных заданий, на основе которых формируются практические умения: проводить наблюдения, планировать и выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины (температуру, массу, силу), делать выводы на основе экспериментальных данных.
Для практических занятий используются вариативные методы: репродуктивные экспериментальные задания (по инструкции) и задания исследовательского характера.
Таким образом, используются такие методы обучения, которые обеспечивают овладение учащимися не только знаниями, но и предметными и общими учебными умениями и способами деятельности, которые позволят учащимся успешно осваивать программу курса.
Планирование составлено на основе Программа основного общего образования. Физика. 7 – 9 классы. – М.:
Дрофа, 2013. Авторы программы: А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М.Гутник
Учебник: Физика. 7 кл. : А.В. Пёрышкин. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015.
Система контроля включает само -, взаимно -, и учительский контроль. Позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
Включённость учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения (репродуктивный, конструктивный, творческий);
Взаимооценка учащимися друг друга при парной и групповой работе;
Содержание и форма представляемых экспериментальных и контрольных работ.
Формы контролируемых работ: самостоятельные и контрольные работы, тесты, зачеты, лабораторные работы, устные ответы.
1) Особенности УМК А.В.Перышкина:
Учет возрастных особенностей.
Соответствие уровня сложности и объема материала уровню общего развития и математической подготовки учащихся.
Преемственность в изучении материала.
Межпредметные, внутрипредметные связи.
Доступность, ясность, краткость, полнота изложения материала.
Развитие интереса к предмету, способностей учащегося, прочное усвоение материала.
Наглядность, убедительность, понятность демонстрационных опытов.
Наличие рисунков (схем) и описания проводимых опытов.
Освещение прикладных аспектов физики.
Использование знаний по физике в повседневной жизни, понимание ее роли в развитии науки.
Материал для повторения и дополнительного чтения.
Навигатор в учебниках.
Оглавление, специальные значки, предметный указатель.
В состав УМК входят: рабочие программы, дидактические материалы 7-9 классы, рабочая тетрадь 7 кл., тесты 7-9 классы, наглядные пособия, CD-ROM, методические пособия.
Для построения урока мною используется методическое пособие Филонович Н.В. Физика. 7 кл. 2-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 189 с. Данное пособие содержит составленные в соответствии с требованиями ФГОС материалы: поурочные разработки с планируемыми результатами обучения, а также варианты контрольных и самостоятельных работ. В пособии также дана система оценки достижения планируемых результатов.
Самостоятельные работы из данного пособия используются мною на уроках с целью текущей проверки планируемых результатов учащихся.
Материал, используемый мною, берется из пособия Филонович Н.В., указанного выше, а также из следующих пособий:
1- Марон А.Е. Физика: Дидактические материалы. 7 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е.Марон, Е.А. Марон. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 123 с.
2- Шахматов В.В. Физика: Диагностические работы к учебник А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»: учебно-методическое пособие / В.В. Шахматова, О.Р.Шефер. – М.: Дрофа, 2015. – 124 с.
Материалы самостоятельных работы и тренировочных тестов из первого пособия используются для отработки учебного материала на уроках и даются иногда домой в виде карточек.
Также оценка достижения планируемых результатов осуществляется на контрольных работах. Контрольные работы берутся как из пособия Филонович Н.В., так и из пособия Шахматов В.В., где прописаны спецификации диагностических /контрольных работ.