МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
(Методика М. И. Рожкова)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия их содержанием по следующей шкале:
4 – всегда;
3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.
1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать
16. Переживаю неприятности других, как свои
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 | 5 | 9 | 13 | 17 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
Обработка полученных данных.
Оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.
Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.
Оценка социальной активности – с третьей строчкой
Оценка приверженности подростков гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.
Коэффициент больше 3 - высокая степень социализированности.
Коэффициент больше 2, но меньше трех - средняя степени развития социальных качеств.
Коэффициент меньше 2 -низкий уровень социальной адаптированности.
№ | Социализированность личности | Уровень | Кол-во уч-ся | % |
1 | Социальная адаптированность | Высокий | | |
| | Средний | | |
| | Низкий | | |
2 | Автономность | Высокий | | |
| | Средний | | |
| | Низкий | | |
3 | Социальная активность | Высокий | | |
| | Средний | | |
| | Низкий | | |
4 | Гуманистические нормы жизнедеятельности (нравственность) | Высокий | | |
| | Средний | | |
| | Низкий | | |
ВНИМНИЕ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ:
Заполните таблицы в Exel (1 и 2 вкладки)
БЛАНКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ФИ, класс _____________________________________
1- | 5- | 9- | 13- | 17- |
2- | 6- | 10- | 14- | 18- |
3- | 7- | 11- | 15- | 19- |
4- | 8- | 12- | 16- | 20- |