Уровень воспитанности школьников.
Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.
Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:
- самооценки обучающихся;
- оценки классного руководителя;
- оценки родителя.
Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.
1. Поведение в семье:
- проявление интереса к делам, проблемам семьи;
- вежливое обращение в общении со всеми членами семьи;
- положительная реакция на замечания в семье;
- проявление уважения к старшим;
- забота о младших членах семьи;
- выполнение поручений, обязанностей в семье.
2. Поведение в школе:
- внимательность на уроках;
- старательность в выполнении домашних заданий;
- трудолюбие и аккуратность в учебе;
- проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений;
- бережное отношение к школьному имуществу;
- разумное отношение к успехам и неудачам в учении;
- дисциплинированное поведение на переменах.
3. Отношение к старшим:
- вежливое общение со старшими;
- выполнение поручений, просьб старших;
- оказание помощи нуждающимся в ней;
- уважение по отношению к старшим.
4. Отношение к сверстникам:
- активное участие в совместной деятельности;
- готовность бескорыстно помогать другу;
- стремление не подвести своих одноклассников и друзей;
- стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами.
5. Поведение на улице и в общественных местах:
- соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице;
- бережное отношение к экологии.
6. Отношение к самому себе:
- соблюдение правил личной гигиены;
- аккуратность и бережливость в одежде;
- самокритичность в оценке своего поведения и поступков;
- выполнение режима дня и утренней зарядки;
- правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках.
Режим диагностирования:
1. Начало года – 2-я половина октября.
2. Конец года – 1 - я половина апреля
Оценивание общего уровня воспитанности школьника
Оценивается по 5-балльной системе.
Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).
Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).
Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).
Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).
Характеристика каждого уровня воспитанности
Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.
Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.
Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.
Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.
Методика отслеживания уровня воспитанности школьника
В процессе оценивания уровня воспитанности школьника на первом этапе проводится анкетирование родителей учащихся. На втором этапе составляется диагностическая карта для изучения личностного развития учащегося, где фиксируются основные достижения и недостатки личности, увлечения, специальные умения, культурное поведение, положение в коллективе, выполнение поручений, трудовая активность, уровень самооценки.
Диагностическое исследование за 2004 год по определению уровня воспитанности школьников в 1 – 11-х классах выявил следующие результаты:
I ступень е классы)
Критерии: гуманность, честность, трудолюбие, свобода личности – 4 балла (выше среднего уровня).
Критерии: нравственность личности, практичность, эгоизм - 3 балла (средний уровень)
II ступень (5 – 9-е классы).
Критерии: гуманность, честность, трудолюбие, свобода личности – 4 балла (выше среднего уровня).
Критерии: нравственность личности, практичность, эгоизм - 3 балла (средний уровень)
III ступень (10 – 11 - е классы).
Критерии: гуманность, честность, трудолюбие, свобода личности – 4 балла (выше среднего уровня).
Критерии: нравственность личности, практичность, эгоизм - 3 балла (средний уровень)
Данные показывают, что уровень воспитанности обучающихся – выше среднего. В процессе диагностики классные руководители особое внимание обращают на проявление результатов воспитания в суждениях, оценках, поступках, действиях обучающихся.
В своей работе педагоги используют различные формы исследований для коллективного и индивидуального определения уровня воспитанности.
Итоги мониторинга учащихся по уровню воспитанности предполагают следующие задачи:
1. Социализация личности школьника, адаптация к новым экономическим условиям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, сохранению культурных и национальных традиций.
2. Создание условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка.
3. Воспитание свободной и жизнелюбивой, талантливой и активной личности, инициативного и самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина, проявляющего в реальной жизни доброту, честность, милосердие, сострадание.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование личности, способной к творческому самовыражению и активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
2. Воспитание чувства ответственности и гражданственности, нравственности и гуманизма у учащихся.
3. Осознание школьниками своих учебных, общественных и трудовых обязанностей как долга перед обществом и коллективом.
Микроисследование №1.
Анкета для учащихся 1-4 классов.
Качества личности |
| Оценка родителей | Оценка кл. руководителя | Самооценка | Общий балл |
1. Поведение в семье: - проявление интереса к делам, проблемам семьи; - вежливое обращение в общении со всеми членами семьи; - положительная реакция на замечания в семье; - проявление уважения к старшим; - забота о младших членах семьи; - выполнение поручений, обязанностей в семье. 2. Поведение в школе: - внимательность на уроках; - старательность в выполнении домашних заданий; - трудолюбие и аккуратность в учебе; - проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений; - бережное отношение к школьному имуществу; - разумное отношение к успехам и неудачам в учении; - дисциплинированное поведение на переменах. 3. Отношение к старшим: - вежливое общение со старшими; - выполнение поручений, просьб старших; - оказание помощи нуждающимся в ней; - уважение по отношению к старшим. 4.Отношение к сверстникам: - активное участие в совместной деятельности; - готовность бескорыстно помогать другу; - стремление не подвести своих одноклассников и друзей; - стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами. 5. Поведение на улице и в общественных местах: - соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице; - бережное отношение к экологии. 6. Отношение к самому себе: - соблюдение правил личной гигиены; - аккуратность и бережливость в одежде; - самокритичность в оценке своего поведения и поступков; - выполнение режима дня и утренней зарядки; - правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках. | | | | |
Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.
Уровень воспитанности школьника определяет степень сформированности личностных качеств у детей в соответствии с возрастными особенностями:
- самооценки обучающихся;
- оценки классного руководителя;
- оценки родителя.
Общая оценка воспитанности ученика определяется на основе оценочных показателей.
Оценивание общего уровня воспитанности школьника
Оценивается по 5-балльной системе.
Высокий уровень - 5 баллов (яркое проявление воспитанности).
Выше среднего уровня – 4 балла (в целом проявляется).
Средний уровень – 3 балла (проявляется время от времени, недостаточно).
Низкий уровень – 2 балла (слабо проявляется).
Характеристика каждого уровня воспитанности
Высокий уровень. Школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших, проявляет волевое стремление к учению, общественной и другим видам деятельности, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Самостоятелен, умело ведет патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.
Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьник выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, сотрудничает с педагогом в той области, где совпадают общие и личные интересы, болезненно воспринимает замечания. В ситуациях, требующих напряжение воли, часто не доводит дело до конца. Самовоспитанием занимается не систематически, хотя и считают его необходимым.
Средний уровень. Учащийся положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из – под педагогического контроля, не помогает учителю. Школьник еще не понимает ценности получения образования для развития своих способностей. Такая позиция порождает узкий круг интересов детей. Нередко проявляет отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Личные интересы ставит выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных качеств. Знания учащегося часто поверхностны.
Низкий уровень. Школьник равнодушно относится к жизни школы, семьи, страны, не испытывает сопричастности к делам коллектива, общества, не видит социального смысла в учении, трудовой и другой деятельности. Наблюдается неподчинение положительным воздействиям и требованиям, не считается с мнением учителей. Не осознает необходимости в среднем образовании, что порождает отрицательное отношение к труду, к учению, стремление к развлечениям, праздному образу жизни. Учебные, трудовые и жизненные навыки и умения не сформированы, носят поверхностный характер.
Микроисследование №2.
Анкета для учащихся 5-9 классов.
Качества личности |
| Оценка родителей | Оценка кл. руководителя | Самооценка | Общий балл |
1. Поведение в семье: - проявление интереса к делам, проблемам семьи; - вежливое обращение в общении со всеми членами семьи; - положительная реакция на замечания в семье; - проявление уважения к старшим; - забота о младших членах семьи; - выполнение поручений, обязанностей в семье. 2. Поведение в школе: - внимательность на уроках; - старательность в выполнении домашних заданий; - трудолюбие и аккуратность в учебе; - проявление чувства ответственности при выполнении общественных поручений; - бережное отношение к школьному имуществу; - разумное отношение к успехам и неудачам в учении; - дисциплинированное поведение на переменах. 3. Отношение к старшим: - вежливое общение со старшими; - выполнение поручений, просьб старших; - оказание помощи нуждающимся в ней; - уважение по отношению к старшим. 4.Отношение к сверстникам: - активное участие в совместной деятельности; - готовность бескорыстно помогать другу; - стремление не подвести своих одноклассников и друзей; - стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами. 5. Поведение на улице и в общественных местах: - соблюдение порядка и чистоты в общественных местах, в транспорте, на улице; - бережное отношение к экологии. 6. Отношение к самому себе: - соблюдение правил личной гигиены; - аккуратность и бережливость в одежде; - самокритичность в оценке своего поведения и поступков; - выполнение режима дня и утренней зарядки; - правдивость, честность, принципиальность в действиях и поступках. |
| | | |