СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Уровни организации живых систем"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока-  познакомить учащихся с уровнями организации живого, дать понятия терминам: клетка, ткань, орган, организм, вид,популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема, биосфера. Данная разработка поможет модлодым специалистам в проведении первого урока  биологии в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«"Уровни организации живых систем"»

9 класс Осадчева С.М.

Урок №1.

Уровни организации живых систем

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательныеумение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Основные понятия

Уровни организации - молекулярный , клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой,биоценотический, биогеоценотический (экосистемный), биосферный.


Изучение нового материала


В экологии выделяют следующие основные уровни организации живых (биологических) систем: молекулярный (генный), клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видоной, биоценотический, биогеоценотический (экосистемный), биосферный.

На каждом уровне в результате взаимодействия с окружающей средой за счет
обмена веществом, энергией и информацией возникают характерные функциональные системы.

Система- «упорядоченно взаимодействующие и взаимозависимые компоненты, образующие единое целое».

Таким образом, основ­ными элемента-ми системы являются компоненты, связи, границы. Все жи­вые системы являются от­крытыми системами, так как имеют обмен с внеш­ней средой веществом, энергией, информацией. Рассмотрим основные уровни живых систем.

  1. Молекулярный - уровень, на котором биологиче­ская система проявляется в виде функционирования биологически активных крупных молекул - белков, нуклеиновых кислот, углево­дов. С этого уровня наблюдаются свойства, характерные исключи­тельно для живой материи: обмен веществ, протекающий с превра­щением лучистой энергии в энергию химических связей органиче­ских веществ, передача наследственности с помощью кодирующих структур (ДНК, РНК). Этому уровню свойственна устойчивость структур в поколениях.

  2. Клеточный - уровень, на котором биологически активные молекулы соединяются в единую систему. В отношении клеточ­ной организации все организмы подразделяются на одноклеточ­ные и многоклеточные.

  3. Тканевый - уровень, на котором сочетание клеток, сход­ных по строению и выполняемым функциям, образует ткань. Он охватывает совокупность клеток, объединенных общностью про­исхождения и функций.

  4. Органный - уровень, на котором несколько типов тканей функционально взаимодействуют и образуют определенный орган.

  5. Организменный - уровень, на котором взаимодействие ряда органов сводится в единую систему индивидуального организма

  6. Популяционно-видовой - уровень, где существует сово­купность однородных организмов, связанных единством происхо­ждения, образом жизни и местом обитания. На этом уровне про­исходят элементарные эволюционные изменения в целом.

  7. Биоценотический - уровень, на котором комплекс совме­стно живущих и связанных между собой видов образует целост­ность, называемую биоценозом.

  8. Биогеоценотический (экосистемный) - более высокий уровень организации живой материи, объединяющий разные по видовому составу организмы в их взаимосвязи с условиями жиз­ни (в биотопе).

  9. Биосферный - уровень, на котором сформировалась при­родная система наиболее высокого ранга, охватывающая все про­явления жизни в пределах нашей планеты. На этом уровне про­исходят все круговороты вещества в глобальном масштабе, свя­занные с жизнедеятельностью организмов.


Задание

1.Охарактеризуйте основные уровни организации живых систем.

2. Заполните таблицу




























Домашнее задание: п.1, ?, таблица «Уровни организации», термины.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!