9 класс Осадчева С.М.
Урок №1.
Уровни организации живых систем
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Основные понятия
Уровни организации - молекулярный , клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой,биоценотический, биогеоценотический (экосистемный), биосферный.
Изучение нового материала
В экологии выделяют следующие основные уровни организации живых (биологических) систем: молекулярный (генный), клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видоной, биоценотический, биогеоценотический (экосистемный), биосферный.
На каждом уровне в результате взаимодействия с окружающей средой за счет
обмена веществом, энергией и информацией возникают характерные функциональные системы.
Система- «упорядоченно взаимодействующие и взаимозависимые компоненты, образующие единое целое».
Таким образом, основными элемента-ми системы являются компоненты, связи, границы. Все живые системы являются открытыми системами, так как имеют обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией. Рассмотрим основные уровни живых систем.
Молекулярный - уровень, на котором биологическая система проявляется в виде функционирования биологически активных крупных молекул - белков, нуклеиновых кислот, углеводов. С этого уровня наблюдаются свойства, характерные исключительно для живой материи: обмен веществ, протекающий с превращением лучистой энергии в энергию химических связей органических веществ, передача наследственности с помощью кодирующих структур (ДНК, РНК). Этому уровню свойственна устойчивость структур в поколениях.
Клеточный - уровень, на котором биологически активные молекулы соединяются в единую систему. В отношении клеточной организации все организмы подразделяются на одноклеточные и многоклеточные.
Тканевый - уровень, на котором сочетание клеток, сходных по строению и выполняемым функциям, образует ткань. Он охватывает совокупность клеток, объединенных общностью происхождения и функций.
Органный - уровень, на котором несколько типов тканей функционально взаимодействуют и образуют определенный орган.
Организменный - уровень, на котором взаимодействие ряда органов сводится в единую систему индивидуального организма
Популяционно-видовой - уровень, где существует совокупность однородных организмов, связанных единством происхождения, образом жизни и местом обитания. На этом уровне происходят элементарные эволюционные изменения в целом.
Биоценотический - уровень, на котором комплекс совместно живущих и связанных между собой видов образует целостность, называемую биоценозом.
Биогеоценотический (экосистемный) - более высокий уровень организации живой материи, объединяющий разные по видовому составу организмы в их взаимосвязи с условиями жизни (в биотопе).
Биосферный - уровень, на котором сформировалась природная система наиболее высокого ранга, охватывающая все проявления жизни в пределах нашей планеты. На этом уровне происходят все круговороты вещества в глобальном масштабе, связанные с жизнедеятельностью организмов.
Задание
1.Охарактеризуйте основные уровни организации живых систем.
2. Заполните таблицу
Домашнее задание: п.1, ?, таблица «Уровни организации», термины.