Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Только тот кто много знает, В жизни что-то достигает.
Маша, ты нас не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.
Щенок за обе щеки
Уплетает щи из щавеля .
Константин Дмитриевич Ушинский
(1824-1870) был учителем всех учителей, составителем учебников для детей «Детский мир», «Родное слово», очень много писал для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» и предназначалась для ребят 10-11 лет. В этой книге были разделы «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории» и др. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он создал еще одну книгу – «Родное слово». Она была адресована детям 6-9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями их старинных книг и прочитаем рассказы К. Ушинского.
Ворон и сорока.
К.Д. Ушинский
Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча. — Что же ты молчишь, куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? — спросила, наконец, сорока. — Плохо верю, кумушка, — отвечал ворон, —кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!
Прочитайте текст.
Какие слова и выражения были непонятны?
Что можно сказать о сороке?
А о вороне?
Какой диалог у них получился?
Почему ворон не поверил сороке?
Как называют людей, которые много говорят?
Чем отличаются слова «говорить» и «болтать»?
Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери.
Кума – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу.
«Худо тому, кто добра не делает»
Что произошло с главными героями?
Почему они поссорились?
Как вы считаете, правильно ли поступил Гриша и почему?
Могли ли ребята любить такого мальчика, как Гриша?
Можно ли назвать Гришу другом?
Как бы вы поступили на месте Гриши, если бы к вам обратились с такими же просьбами?
Хотелось ли кому - нибудь из вас иметь такого друга?
Что вы можете сказать о Грише? Какой он?
Видели ли вы похожих на Гришу детей?
Есть ли у вас друзья похожие на Гришу?
Какой смысл данного рассказа заключен в названии (пословице) «Худо тому, кто добра не делает»?
ХУДО – плохо
УЛОЖИТЬ – положить
ОДОЛЖИ – не надолго на минутку
СКУЧНО – тоскливо
ВОЛЧОК – игрушка «юла»
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Дятел.
К.Д. Ушинский
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши: — Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти.
Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей , словно рыбку, таскает.
Прибежали, прибежали (Бег на месте) Ежики, ежики (Прыжки) Наточили, наточили (Хлопки в ладоши) Ножики, ножики (Прыжки) Прискакали, прискакали (Побежали на месте) Зайчики, зайчики. (Хлопки в ладоши) Ну-ка вместе, Ну-ка дружно: «Девочки! Мальчики!»
Пчёлы и мухи.
К.Д. Ушинский
Поздней осенью выдался славный денёк, какие и весной на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблёкшими растениями. Вызванные из ульев светом и теплом мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку, не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.
Как вы глупы со своим весельем! — сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. — Разве вы не знаете, что солнышко это только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод и нам всем придётся пропадать.
— Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? — отвечали мухе весёлые пчёлки. — Мы повеселимся, пока светит солнышко, а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето припасено много мёду.
С каким писателем мы познакомились на уроке?
Какие рассказы Ушинского тебе понравились?
Чему они нас учат?
Если тебе понравился урок и тебе было интересно, то покажи смайлика , который улыбается.
Если тебе понравился урок, но тебе было не всё понятно, то покажи задумчивого смайлика.
Если тебе урок не понравился и тебе было не интересно, то покажи грустного смайлика.
Определи что «хорошо», а что «плохо», в тетради по чтению раздели страничку на 2 колонки «Хорошо» и «Плохо» и заполни таблицу терминами из текста. Тебе поможет словарная работа.
ЛЕНОСТЬ – то же, что и лень
ПРИЛЕЖАНИЕ – старательность
МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь
КРОТОСТЬ – Мягкий, добрый характер
Я всё понял.
Я молодец!
Мне скучно и
не очень
интересно.