«Условия достижения нового качества образования детей с ОВЗ»
Автор:
Насадюк О. В., педагог-психолог МОУ «СОШ№2 г. Надыма»
Декабрь 2016г
г. Салехард
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
«Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным».
У. Джеймс
Нормативно-правовое обеспечение
- Всеобщая Декларация прав человека (от 10 декабря 1948 года)
- Декларация прав ребенка (от 20 ноября 1959 г.)
- Конвенция «О борьбе с дискриминацией в области образования» (от 14.12.1960 г.)
- Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц» (от 20 декабря 1971 года)
- Декларация ООН «О правах инвалидов» ( от 9 декабря 1975 года)
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (от 3 декабря 1982 года)
- Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», (Саламанкская декларация) (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.).
- Конвенция о правах инвалидов (от 13 декабря 2006 года).
- Конституция Российской Федерации,
- Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.,
- Федеральный закон № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г.
- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г.
- ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. № 120,
- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. № 124,
- ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации "от 6 октября 1999 г. № 184,
РЕГИОНАЛЬНЫЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВа ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 25 декабря 2013 г. N 1127-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2014 - 2020 ГОДЫ»
Исходя из необходимости решения наиболее проблемных вопросов в сфере социализации инвалидов, определены приоритеты реализации Стратегии социальной интеграции инвалидов, среди которых:
- создание условий для реализации прав детей-инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование;
- обеспечение равного доступа инвалидов к услугам в сфере потребления, культуры, спорта.
Реализуя Стратегию социальной интеграции инвалидов, в автономном округе осуществляются разносторонние меры по обеспечению физического доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, повышению доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов, социализации данной категории граждан.(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 08.09.2015 N 835-П)
ЗАКОН ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА от 27 июня 2013 года N 55-ЗАО ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Статья 3. Полномочия органов государственной власти автономного округа в сфере образования
Пункт 22:
- создание отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- 22-1) обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования; (п. 22-1 введен Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2014 N 85-ЗАО )
- 22-2) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к государственным образовательным организациям автономного округа и к предоставляемым в них услугам; (п. 22-2 введен Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.2015 N 145-ЗАО )
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯНАО от 25 декабря 2013 года N 1132-П ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
II. Перечень мероприятий Подпрограммы 1
(в ред. постановления Правительства ЯНАО
от 29.02.2016 N 165-П)
- Основное мероприятие 2 «Содействие развитию общего образования».
- 2.7. Мероприятия по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов.
Реализация направления осуществляется посредством предоставления межбюджетной субсидии из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований в автономном округе на проведение мероприятий по формированию сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности общеобразовательных организаций), для организации коррекционной работы и образования детей-инвалидов, за счет бюджетных ассигнований, предоставленных бюджету автономного округа из федерального бюджета.
Принципы инклюзивного образования
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый ребенок имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Каждый человек способен чувствовать и думать
Инклюзивное обучение делает акцент на разработку индивидуальной образовательной программы. Это положение закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Актуальность
Доклад Главного специалиста отдела социально-правовой защиты детей и учащейся молодежи департамента образования ЯНАО, Трисорука А.В. «Об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе»
- Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. В Ямало-Ненецком автономном округе проводится целенаправленная работа по обеспечению государственных гарантий и прав детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на образование. В 2016-2017 учебном году в образовательных организациях обучается 3524 ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. 356 детей с ограниченными возможностями здоровья (из них 158 человек из числа детей-инвалидов) обучаются в 4 общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Для 2554 детей с ограниченными возможностями здоровья созданы специальные условия для обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам на базе общеобразовательных школ. 2001 ребенок из числа детей с ограниченными возможностями здоровья из них 146 человек из числа детей-инвалидов обучается в специальных (коррекционных) классах. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся инклюзивно в школах округа, составляет 1167 человек, (553 человека с ОВЗ и 614 с инвалидностью), что составляет 33% от общего количества данной категории детей .
- В реальной ситуации детей ОВЗ значительно больше.
Цель: создание общественной инклюзивной среды, включающей любого ребенка и его семью в полноценную жизнь социума на равных правах с другими.
Задачи:
- Социализировать
- Повышать мотивацию к самореализации
- Развивать личностные качества
- Расширять образовательные возможности
Проблемы обеспечения доступности
Направления:
Вариативность образовательных условий распределена по ресурсным сферам
Материально-технические
Архитектурные
Кадровые
Информационные
Программно-методические
Пути решения
Тесное взаимодействие с родителями. Оказание консультативной и патронажной помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы
Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения
Проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы со всеми участниками образовательного процесса
Условия
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляется не в ущерб заботе об остальных учащихся
Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана
Разработка регламентов взаимодействия, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику
Литература
- Алешанова Л.В. «Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
- Карасева Е.Г. «Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ»
- Танцюра С.Ю. , Кононова С.И. «Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии»
- Сиротюк А.С. «Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика.
- http://www.yamaledu.org/documents/legislation_yamalo_nenets_autonomous_district/
- http://www.qliksolutions.ru/
- https://infourok.ru/
- http://docs.cntd.ru/document/423906199
- http://dszn.yanao.ru/social-invalids
Спасибо за внимание !