СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия формирования регулятивных и коммуникативных ууд в образовательном процессе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Условия формирования регулятивных и коммуникативных ууд в образовательном процессе»

Семенова Е.Ю.

МАОУ СОШ № 4

г. Первоуральск

Свердловская область

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ

И КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые подходы к формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Предложены конкретные приемы работы с обучающимися. Уделено внимание подбору домашних заданий, организации работы с родителями.

Ключевые слова

Технологии, универсальные учебные действия, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, мотивация, самоорганизация, контроль.



Лауреат Нобелевской премии в области литературы Б. Шоу говорил: «Жизнь – это не поиск себя. Жизнь – это сотворение себя». Сотворению себя помогает культура самоорганизации личности: умение организовать себя, свое время, свои действия. Важность культуры самоорганизации отражена во ФГОС в части требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Выполнение положений Стандарта обязывает учителя целенаправленно и сознательно планировать работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий с учетом указанных требований [1]. Из всех групп УУД на культуру самоорганизации направлены в большей степени регулятивные и коммуникативные умения.

В мою методическую диагностику как учителя русского языка и литературы входит мониторинг уровня сформированности у учащихся 6 - х классов всех групп УУД, в том числе регулятивных и коммуникативных. Это умения: ставить цель и добиваться ее, планировать свою деятельность, ориентироваться в ситуации, прогнозировать, принимать правильные решения, контролировать себя, корректировать работу, передавать информацию, уметь общаться.

Для формирования названных умений нужна системная работа учителя по созданию определенных условий. Какие же это условия? Это: 1. Организация продуктивной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. 2. Система домашних заданий. 3. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время. 4. Сотрудничество с родителями.

Для формирования регулятивных и коммуникативных УУД на уроках использую технологии, обеспечивающие системно - деятельностный подход в обучении. Прежде всего, это технология проблемно - диалогического обучения, целью которой является развитие интеллекта и творческих способностей учащихся. Осваиваю и технологию оценивания, которая развивает у школьников умения самоконтроля и самооценки. В формировании коммуникативных УУД помогает технология продуктивного чтения, которая направлена на развитие такого важного умения, как понимание основной информации, выраженной в явном и неявном виде.

Технологии деятельностного типа предполагают использование на уроках групповой работы. Учащиеся активно работают и взаимодействуют, включаются в учебный процесс тогда, когда им интересны предлагаемые задания и упражнения.

На что же могут быть ориентированы предлагаемые задания и упражнения? На планирование, рефлексию, ориентирование в ситуации, прогнозирование, целеполагание, принятие решения, самоконтроль, коррекцию (регулятивные УУД); на учет позиции партнера, организацию и осуществление сотрудничества, передачу информации (коммуникативные УУД).

Практика применения таких заданий и упражнений подтверждает эффективность их использования. Приведу несколько примеров заданий и упражнений.

1. «Риторинг». Учащиеся в течение двух минут без подготовки выступают с речью на темы: «Прошедшее будущее», «Грустная радость», «Мокрый дождь», «Горький мед», «Третий глаз», «Лунный камень» и подобные (темы выбраны неслучайно) [2].

2. «Вертушка». Выслушав сообщение одноклассника, один ряд должен только похвалить выступающего, другой ряд – покритиковать, третий ряд – вынести решение о качествевыступления

3. «Портрет». Нарисовать свой портрет с закрытыми глазами левой рукой, обсудить нарисованное, поделиться своими чувствами с одноклассниками после выполнения упражнения.

4. «Слушая сообщение». Часть учащихся отслеживает в выступлении ученика трехчастную структуру, другие – удержание темы, третьи – наличие примеров и т.д.

5. Много эмоций вызывает задание под условным названием «Рисунок сообща…». Каждый учащийся придумывает картинку, в течение нескольких секунд рисует часть ее, затем лист с незаконченным творением передает соседу слева, в это же самое время получает аналогичный лист от соседа справа. Снова в течение нескольких секунд учащиеся рисуют части картинки на полученных листах и снова передают листы. Так листы передаются по цепочке и возвращаются к их авторам с законченным изображением. После такой работы желающих высказаться о выполненном задании трудно будет остановить, учащиеся будут просить повторения игры еще и еще.

6. «Пересказ одним предложением». Учащиеся перед одноклассниками пересказывают одним предложением содержание известных произведений (например, пересказывают сказки «Колобок», «Красная Шапочка», «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя» и т.д.)

Суметь организовать себя учащийся должен и при выполнении еженедельного домашнего задания по русскому языку на сайте «Веб - грамотей». Этот образовательный ресурс особенно полюбился шестиклассникам. Работая с этим сайтом, ребенок учится самоорганизации. Он распределяет свое время: в какой день недели будет заходить на сайт, какое количество заданий выполнит – заданное или больше, полностью выполнит задание сейчас или что - то оставит на потом. Если у учащегося нет дома Интернета – он выполняет задание в кабинете информатики.

Кроме того, домашние задания предполагают индивидуальную или групповую работу учащихся и над мини - проектами по предмету. Темы для мини - проектов берутся разные: «Школьная радиореклама», «Визитная карточка класса», «Словарь пользователя Интернета», «Самый талантливый класс», «Повелительное наклонение глагола: кто из членов семьи больше таких глаголов использует?», «В. Даль: кто он?» и другие. Ученики, работая над проектами в поисковом режиме, получают знания не в готовом виде, а добывают их в специально организованной деятельности.

Проектная деятельность учащегося часто выходит за рамки урока. Здесь активность школьника особенно высока. Например, в творческих новогодних проектах «Как бабы -Ежки женихов искали», «Жар - птица» занято 100 % учащихся. Создаются и индивидуальные исследовательские проекты. Например, проекты «Шпаргалка: друг -помощник или враг - вредитель?», «Что читают шестиклассники?» оказались не только интересны юным исследователям, но и стали полезны другим учащимся школы. Учащимся запомнились групповые проекты, выполненные в школьном летнем лагере для одаренных детей. Например, после просмотра фильма «А. Пушкин. Лицейские годы» ученики с удовольствием фантазировали об обучении в школах будущего.

Особое условие, позволяющее учителю формировать регулятивные и коммуникативные УУД, - это работа с родителями, которая включает в себя:

- проведение родительских собраний - консультаций (о требованиях ФГОС ООО, технологиях, содержании и критериях оценивания работ и т.д.);

- совместные мероприятия в рамках «Дней открытых дверей» (мероприятие подразумевает открытые уроки и совместные мероприятия для детей и родителей);

- совместные проекты учащихся и родителей (проекты «Семейная реликвия», «Семейная традиция» - в этих проектах принимают участие все семьи).

Результаты освоения учащимися ООП ООО фиксируются в таблицах «Мониторинг уровня сформированности и развития УУД», «Результаты метапредметных контрольных работ, а также предъявляются на открытых уроках, мероприятиях, выступлениях.

Работа над развитием УУД – это командная работа. Осознание учителями общих требований к обучающимся, работа с единым методическим инструментарием, обсуждение достигнутых результатов в формировании УУД и планирование совместной коррекционной работы, - все это обеспечивает, во - первых, создание необходимых условий для формирования у учащихся, в частности, регулятивных и коммуникативных УУД, а во -вторых, позволяет добиться положительной динамики в получении планируемых результатов.

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https: // mosmetod.ru / metodicheskoe - prostranstvo / srednyaya - i - starshaya - shkola / russkij - yazyk / fgos / fgos -ooo.html

2. Архарова Д. И. Речь и культура общения: практическая риторика : учебное пособиедля 5 - го класса / Д. И. Архарова, Т. А. Долинина, А. П. Чудинов. - Екатеринбург : Сократ,2015.

© Семенова Е.Ю., 2022