Социально-педагогическая деятельность |
(название дисциплины)
Тема: | «Условия организации социально педагогической работы в школе». |
| |
| |
Выполнил(а) | Сердюк Альбина Николаевна |
| |
Москва 2017г.
В связи с тем, что социально – экономические и общественно-политические процессы, проходившие в России с начала 1990х гг. привели к серьезным изменениям в общественных институтах воспитания, параллельно с ломкой и обновлением традиционных структур, появилось много различных организаций детей и молодежи. Выросло колличество религиозных, экологических, патриотических, спортивных и других детских ассоциаций; происходит их организационное самоопределение, формируется самосознание. [2. стр. 126.]
За последнее время произошла интенсивная примитивизация сознания детей. Отмечается рост цинизма, грубости жестокости, агрессивности. А за внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания растущих людей: тревожность, страх, неуверенность одиночество. [6. стр.130]
Проблема организации социально педагогической работы в школе активно изучалась и рассматривалась различными учеными: В. И. Курбатовым, П. Д. Павленок, А. И. Кравченко, М. В. Фирсовым, Е. И. Холостовой, А. М. Пановым. [12]
Целостный подход с точки зрения целостности личности и его теоретическая разработка характерна для ряда таких отечественных психологов как Б.Г. Ананьев; Л.А. Бодалёв; В.М. Выготский; А.Г. Ковалёв, И.С. Кон, А.Ф. Лазурский, А.В.Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.
Среди зарубежных ученых можно выделить: А.Адлера, А.Бандуру, У.Джеймса, Дж. Келли, А.Маслоу, Г.У. Олпорта, Д.И. Фельдштейна, З.Фрейда, К. Роджерса, Э. Фромма, Э.Эриксона, К.Г. Юнга.
[3.стр. 160с.]
Социально-педагогическая работа в школе. Определение понятия «социально педагогическая деятельность». Различия в понятиях «социальный работник» и «социальный педагог». Определение понятий «личность», «социализация», «социальное формирование личности».
Беляевы Л.А. и М.А. считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адаптация». В современных условиях человеку на протяжении жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменением социальной среды. Он может оказаться в ситуации, характеризующейся необходимостью изменять себя, либо среду, либо и то, и другое вместе, т.е. человек оказывается перед необходимостью адаптироваться к изменившимся условиям. Одни люди способны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию, приспособиться к изменившимся социальным условиям. Другие, не сумев адаптироваться, утрачивают социально значимые качества, становятся объектом профессиональной помощи. По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Таким образом, социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации. [1, стр. 67]
Широкую трактовку этого понятия использует В. А. Никитин, считая, что социально-педагогическая деятельность является системой мероприятий по обеспечению образовательно - воспитательными средствами направленной социализации личности, передаче индивиду и освоению им социального опыта человечества, обретению или восстановлению индивидом социальной ориентации, социальной роли, социального функционирования [7, стр. 236]
Основой социальной работы является социальное взаимодействие с клиентом с целью оказания ему помощи в социализации и ресоциализации. Источниками возникновения и развития социальной педагогики и социальной работы являются родовые потребности общества на всех этапах его развития в сохранении преемственности своего существования, в постоянном совершенствовании, которое возможно только при условии непрерывного улучшения социального функционирования членов общества. Вместе с тем существуют отличия в содержании деятельности социального педагога и социального работника. Например, исследователи проблем социальной педагогики М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконов отмечают, что существенное отличие деятельности социального педагога заключается в его профессиональной работе с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. Объектом социальной работы являются люди любого возраста, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения [4, стр. 22]. Мы согласны с данными авторами в том, что социально-педагогическая деятельность имеет преимущественную направленность на ребенка, однако она не ограничивается возрастными рамками в объекте своей направленности. Социальная педагогика как особый вид теории и практики социализации и ресоциализации человека как индивида и как члена социума включает не только микроструктурные, но и макроструктурные социальные общности (семья, коллектив, организация, среда обитания, этнос, эпоха и др.) [5, стр. 35].
Личность - это конкретная совокупность характеристик и стремлений, обусловливающих те общие индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут, или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека. [5. стр. 21.]
Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин «социализация» обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности. [6. стр.306.]
Социальное формирование личности — естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием. [3. стр. 17.]
Организация социально-педагогической работы в школе. Условия и особенности работы социального педагога с детьми, и подростками, с точки зрения социализации личности, формирования ее целостности.
Социальный педагог - организатор социально-педагогической работы с детьми, и подростками, – специалист по организации социально-педагогической работы с детьми и подростками во внеучебное время с использованием всего многообразия технологий, методов и средств. Такой специалист может работать в образовательном учреждении, специальном учреждении досуговой сферы, по месту жительства. [2. стр.135]
Социальный педагог образовательного учреждения - специалист по организации социально-педагогической работы с различными группами школьников и их родителями. Его деятельность направлена на организацию внеучебной деятельности школьников, их досуга, индивидуальной работы, консультационной работы с детьми, и их родителями, вовлечение родителей в воспитательную работу с детьми, координацию воспитательных усилий учителей и родителей и др.
Социальный педагог дополнительного образования - специалист учреждения дополнительного образования, в функциональные обязанности которого входит использование возможностей этого учреждения в направленном развитии, воспитании (перевоспитании) ребенка. [2,стр.136]
На протяжении десятилетия школа активно участвует в процессе развития ребенка. Все ее воздействие направлено на достижение общей цели, для любой образовательной системы. Эта цель заключается в обучении, воспитании, и развитии личности. [8. стр.161]
К сожалению, в современной школе соотношение этих компонентов не всегда понимается как комплексная задача. В настоящее время имеется явный дисбаланс во внимании к интеллектуальному и личностному развитию школьника при несомненном перевесе первого аспекта. Более того, сама проблема «развития» зачастую как отдельная задача осознанно вообще не вычленяется, а понимается как накопление знаний умений и навыков. Все это отражает существование в современной школе дидактической доминанты, которая реализуется на школьной практике, и имеет свои психологические корни в индивидуальном, и коллективном профессиональном сознании учительства. [8.стр.161]
Дидактическая доминанта - организация процесса школьного образования на основе приоритета методов запоминания, многократного повторения и закрепления учебной информации, общих и частных действий и способов учебной работы. [8. стр.161]
Между тем, школа будучи начальным социальным институтом, должна готовить подрастающее поколение к жизни. А жизнь, - это не только академические знания. [8.стр.161]
В. Сухомлинский подчеркивает: Мы не учим в школе самому главному - не учим жить. Учим всему, знают наши питомцы множество полезных и нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии материя в центре Солнца, и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвездного пространства, и что записано было в законах царя Хамураппи, и что такое гравитация… но ничего не знают о том, как человеку готовиться к семейной жизни, что это значит быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей. Не задумываемся мы – ни педагоги, ни родители, что важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть каждый наш гражданин - это, человеческие взаимоотношения. Каждый жаждет счастья, но далеко не каждый трудится, чтобы углубить этот колодец, открыть в нем новые родники. Учить в детстве открывать родники счастья для других – вот, какого предмета пока еще нет, к сожалению, в школьном воспитании. [10 стр. 8]
Нам старшему поколению надо научиться говорить с детьми и юношеством о великом и прекрасном – любви браке деторождении…[10. стр. 9]
Моральное отношение к человеку – это любовное отношение к нему. Любовь выступает как утверждение бытия человека. Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек. Фундаментальнейшее, и чистейшее выражение любви, любовного отношения к человеку, заключено в формуле и в чувстве «хорошо, что вы существуете в мире». Свое подлинное человеческое существование человек обретает поскольку в любви к нему другого человека он начинает существовать для другого человека. Любовь выступает как усиление утверждения человеческого существования данного человека, для другого. Моральный смысл любви (любви мужчины и женщины) в том, что человек обретает исключительное существование для другого человека проявляющееся в избирательном чувстве: он самый существующий из всего существующего. Быть любимым это значит быть самым существующим из всего и всех. [9. стр. 387.]
Любовь оказывается новой модальностью в существовании человека, поскольку она выступает как утверждение человека в человеческом существовании. Чтобы существовать как человек, человек должен существовать для другого не как объект познания, а как условие жизни, человеческого существования. Напротив, акт или чувство ненависти, презрение, есть отказ в признании, полное или частичное перечеркивание бытия человека, значимости его бытия. Ненависть, есть идеальная форма изничтожения морального «убийства» человека. [9. стр. 387.]
Вступая в брак, юноша и девушка, не имеют понятия о той сложной тонкой культуре взаимоотношений, которой требует жизнь в браке. Им никто не говорил, и они не знают, что жить в браке, жить изо дня в день в одной комнате, не в считанные часы свиданий, а всю жизнь, - это большой, ни с чем ни сравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости. …[10. стр. 9]
А школы этой, как ни странно нет, нет поэтому и первой страницы Родительской педагогики. Поэтому к рождению детей некоторые молодые люди подготовлены в нравственном отношении также как неграмотный человек, не знающий азбуки , подготовлен к постижению философии. Жизнь требует того, чтобы для юношей и девушек в старших классах средней школы был введен курс о культуре взаимоотношений в семье, о браке, рождении и воспитании детей. [10. стр. 9]
О том, что жизнь это не только академические знания - говорит А.А.Реан.
Социализация не сводится и не может сводиться лишь к передаче сведений об основах наук. Школьное развитие человека как личности, и как субъекта деятельности, обязательно предполагает формирование личности учащихся как высокоразвитой и открытой системы, способной к саморазвитию, саморегуляции и самоопределению.
Такое формирование личности возможно только за счет развития различных психологических компонентов:
интеллекта;
эмоциональной сферы;
устойчивости к стрессорам;
уверенности в себе и самопринятия;
позитивного отношения к миру и принятия других;
самостоятельности и автономности;
мотивации к самоактуализации и самосовершенствованию;
Сюда же относится и развитие мотивации учения, как важнейшего элемента мотивации саморазвития. [8.стр.161]
Итак, семья, является первичным лоном человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души, здесь ребенок научается любить (кого и как?) верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?) здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья, здесь ребенок становится маленьким человеком из которого впоследствии разовьется великая личность, или может быть низкий проходимец. [2, стр.188-189]
Школа по - прежнему решает задачу выполнения Закона «О всеобщем образовании», но организация образования должна осуществляться в интересах детей и подростков. Школа не снимает с себя ответственность за организацию воспитательной работы. [2. стр.192]
Трудно переоценить роль религии в обществе. Являясь одним из древнейших институтов, она по сей день продолжает влиять на формирование социально – нравственных правовых норм; по отношению к обществу религия выполняет большое количество функций. Вот некоторые из них: моральная, духовная, гносеологическая, политическая, экономическая, историческая, функция социализации, педагогическая, психотерапевтическая. [2.Стр.204-207]
Список литературы
1. В. Бочарова. «Педагогика социальной работы», М. 2014 г.
2. Н.Ф.Басов, В.М.Басова, А.Н.Кравченко «Социальный педагог. Введение в профессию». Москва, Образовательно - издательский центр Академия 2006 г.
3. Гусева Т.И. Психология личности: конспект лекций. - Республика Белорусь: Изд-во ЭКСМО, 2008.
4. М. А. Галагузова. «Социальная педагогика: курс лекций» / под общ. ред. М. А. Галагузовой М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 416 с
5. Сальваторе Р. Мадди. «Теории личности: сравнительный анализ». Санкт – Петербург Издательство «Речь» 2002
6. Майк Кордуэлл «Психология А-Я» словарь-справочник Москва,2002
7. В. А. Никитин. «Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов»: М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 236с
8. А. А. Реан. «Полное руководство под общей редакцией А. А. Реана. «Психология подростка» Санкт-Петербург. Прайм - ЕВРОЗНАК. 2008
9. С. Л. Рубинштейн. «Бытие и сознание. Человек и мир». Санкт Петербург 2003 г.
10. В.Сухомлинский. «Мудрость родительской любви». Москва, «Молодая гвардия» 1988 г.
Дополнительная литература
11. А. Н. Аверин. «Проблемы социальной работы в общеобразовательной школе// Образование и социальная работа: проблемы и тенденции развития: сборник научных трудов преподавателей кафедры «Социальноая работа» //Под ред. Г. Е. Соловьева, О. В. Солодянкиной. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009. - 137с
12. Ю.К. Березкин. «Социально-воспитательная работа с несовершеннолетними по месту жительства // российский журнал социальной работы». 1997. №2.
13. Т. А. Бондарь, И.Ю. Захарова, И.С. Константинова
Т.В. Волосовец. «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник нормативных документов». Издательство Национальное образование 2016 г.- 240 с.
14. Ю.В. Василькова «Методика и опыт работы социального педагога». – М., 2013.
15. М. П. Гурьянова. «Сельская школа и социальная педагогика». – Мн., 2014.
16. Ю. Корчагина «Спасем неблагополучную семью./ Здоровье детей». -2008. - N18. - С35-39.
17. Л. П. Кузнецова «Основные технологии социальной работы»: Учеб. пособие. - Владивосток: Ид-во ДВГТУ, 2002. -92с.
18. Л.В. Мардахаев «Социальная педагогика». М., 2001.
19. П. Наторп «Избранные работы». М.: Территория будущего, 2007. 384
20. М. Пискунова «Рефлексия на профессиональную деятельность» [Электронный ресурс]/М.Пискунова.-Электрон.ст.-[М].-URL: http://rl-online.ru/articles/3-02/136.html,свободный. - Загл. с экрана.-Яз. рус.-Аналог печат.изд.(Развитие личности.-2002№3).
21. И. Протасова «Социальный педагог в образовательном учреждении: модель личности и деятельности/ Социальная педагогика». - 2007. - №1. - С. 80-88
22. М.А Посицельская, М.В.Яремчук. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе Москва, Теревинф 2013
23. А.Н. Свиридов. Модели взаимодействия с детьми группы риска. Волгоград Издательство Учитель 2010.
24. Н. Санникова «Становление социального педагога как лидера./ Социальная педагогика». -2009. -№3.
25. Е.И. Сухова «Социальная педагогика». М.: Юрайт, 2015.
26. И.А. Телина «Социальная педагогика» М, 2014
27. М. В. Фирсов Е.Г. Студенова «Теория социальной работы». - М. : Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.- С. 432с.
28. «Теория и методика социальной работы». Уч.пособие. М.: Изд-во «Союз», 2014. – С. 199.
29. Трудовой кодекс Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2017 г. Москва, Проспект 2017 г.
30. Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-sociology/53/52662.htm
13