Просмотр содержимого документа
«Условия успешного использования словесной наглядности.»
Условия успешного использования словесной наглядности.
Важное место в процессе усвоения русского языка отводится словесной наглядности. Словесная наглядность – это описание образов в речевой форме. Источником знаний и умений является устное или печатное слово.
Организационно-педагогические условия, при которых применение словесной наглядности в обучении может выступать средством повышения эффективности освоения младшими школьниками грамматико-орфографических знаний, умений и навыков, включают в себя реализацию дидактического потенциала языкового материала, направленность на формирование метапредметных действий, учет потребностей обучающихся в современных приемах предъявления познавательной информации как на уроках русского языка, так и во время проведения внеурочных мероприятий, использование различных компьютерно - опосредованных форм обучения и видов учебной деятельности.
Специальным образом организованная работа с комплектами визуальных дидактических материалов, предъявляемых с помощью информационных технологий, способствует преодолению фрагментарности содержания языкового образования и формированию у детей младшего школьного возраста необходимых метапредметных действий.
Выполнение выявленных организационно-педагогических условий применения словесной наглядности является достаточным для эффективного формирования грамматико-орфографической компетенции как на уроках русского языка, так и при проведении внеклассных мероприятий.
Решать проблемы эффективной демонстрации наглядности позволяет такое аудиовизуальное средство, как компьютер. Использование компьютерной программы Power Point дает возможность учителю включать в занятия самые различные виды наглядности: статичные и динамичные, схематические и художественные, текстовые и изобразительные, применять различные эффекты. Проецирование слайдов с помощью презентации на экран делает для учащихся усвоение лингвистического материала наиболее доступным.
Таким образом, предъявление с помощью компьютерных презентаций словесной наглядности повышает качество преподавания при следующих условиях:
1) демонстрируемая наглядность должна быть полностью согласована с содержанием материала;
2) языковую наглядность на занятии следует вводить постепенно, в соответствии с принципом целесообразности;
3) демонстрация должна быть организована так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть объект;
4) необходимо четко выделять главное, существенное при показе дидактического словесного материала;
5) следует детально обдумывать пояснения, которые могут сопровождать демонстрацию словесного материала в форме иллюстраций, схем, диаграмм с целью достижения педагогического эффекта доступности и сознательности усвоения.
Литература 1. Молочков, В. П. Наглядность как принцип обучения / В. П. Молочков // Информатика и образование. – 2004. – № 3. 2. Туканова, Л. Е. Особенности реализации принципа наглядности в современных условиях / Л. Е. Туканова // Ученые записки МГПУ. Психологические науки. – Том.1. – Мурманск: МГПУ, 2010. – Вып.10. – С. 161 – 164. 279 3. Туканова, Л. Е. Подготовка будущего учителя к реализации принципа наглядно-сти в обучении / Л. Е. Туканова // Мир образования – образование в мире. – 2009. – № 3