Тема: Характеристика услуг в розничной торговле
ЗАДАНИЕ:
Составьте таблицу классификации услуг розничной торговли.
Составьте характеристику требований к услугам.
Классификация услуг розничной торговли
№ | Услуги торговли | Содержание услуги |
1 | Реализация товаров | |
2 | Оказание помощи покупателю в совершении покупки и при её использовании | |
2 | Информационно- консультационные услуги | |
3 | Создание удобств покупателям | |
Характеристика требований к услугам розничной торговли
№ | Общие требования к услугам торговли | Характеристика требований |
1 | Социального назначения | |
2 | Функциональной пригодности | |
3 | Эргономики | |
4 | Эстетики | |
5 | Технологичности | |
Услугами розничной торговли считают результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли - продажи.
Услуги торговли включают:
реализацию товаров;
оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
информационно-консультационные услуги;
создание удобств покупателям.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара.
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:
прием и исполнение заказов на товары (прием и оформление заказов непосредственно на предприятии торговли по телефону или вне предприятия, комплектование заказов, упаковывание заказов, отпуск товаров непосредственно на предприятии торговли и / или доставка на дом);
организацию доставки товаров;
упаковывание купленных в магазине товаров;
комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
оценку ювелирных изделий;
реализацию товаров в кредит;
организацию работ по послепродажному обслуживанию (организация работ по установке технически сложных товаров на дому у покупателя, по сборке мебели и др.);
организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;
предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, которые имеются в продаже.
К информационно-консультационным услугам относят:
предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином;
консультации специалистов по товарам;
проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).
К услугам по созданию удобств покупателю относят:
организацию и создание мест отдыха;
предоставление услуг комнаты матери и ребенка;
прием и хранение вещей покупателя;
организацию питания покупателя;
реализацию продуктов питания с потреблением на месте;
парковку личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.
Перечень услуг оказываемых предприятием торговли формируются в соответствии с ассортиментом товара, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживаемого контингента покупателей и совместимостью оказываемых услуг.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛУГАМ ТОРГОВЛИ
Услуги торговли должны отвечать требованиям:
Требования социального назначения услуги торговли предусматривают:
обеспеченность население услугами данного вида;
соответствие уровня качества услуги розничной цены;
социальную адресность услуги, т.е. соответствие услуги требованиям различных групп потребителей, в том числе инвалидов.
Социальную адресность услуги учитывают при проектировании зданий и помещений предприятия торговли, установлении режима работы, выборе метода обслуживания, формировании ассортимента и др.
Требования функциональной пригодности предусматривают:
точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли, точностью срока выполнения услуги, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.;
наличие товаров надлежащего качества;
наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента;
обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг;
информативность, т.е. наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуги и ассортименте товаров, исполнителе услуг, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей;
соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение обращаться с покупателями.
Исполнитель услуги обязан оказывать услуги, отвечающие требованиям функциональной пригодности в соответствии с правилами продажи (торговли).
Требования эргономики услуги предусматривают:
комфортность и удобство покупателей при оказании услуги, включая удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций оборудования, мебели и др.;
гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудованию и т.п.;
доступность информации возможностям восприятия потребителем.
Требования эстетики услуги предусматривают гармоничность, стилевое единство, цельность композиции и художественной выразительности:
архитектурно-планировочных решений помещений торгового предприятия;
оформление фасада здания, вывески, витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирменных знаков и указателей и др.;
интерьера торгового зала путем оснащения соответствующей мебелью, оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения и светового освещения.
Требования технологичности услуги торговли предусматривают:
наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря определенных типов и моделей, размеров, формы и назначения, с учетом используемых методов продажи, ассортимента товаров, оказываемых услуг;
создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания;
наличие помещений необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечение рационального размещения, максимальной видимости вложенных товаров;
наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению;
наличие документов и средств, позволяющих проводить потребителем контроль процессов обслуживания;
оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово-технологического процесса, создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей.