Усовершенствование современного урока физической культуры путем внедрения инновационных технологий .
Физическое воспитание в учебных заведениях разных типов и уровней является неотъемлемой частью образования и оптимизации текущего функционального и физического состояния личности, ее подготовки к дальнейшей жизни. Анализ реального состояния дел в физическом воспитании учеников дает основания считать, что его эффективность далека от желательной. Сверх 70% учеников практически не занимаются физическими упражнениями во время досуга.
Кажется, что наступило время осознания такого понятия, как физическая культура личности и разработка технологий реального воплощения его в жизнь. Именно настоящая красота тела, физическое совершенство, физическое и психическое здоровье должны стать целью и мотивацией к активным занятиям физическими упражнениями. Физическое воспитание являет собой социально педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенствования. Главный компонент физического воспитания оздоровительный, при реализации которого оптимизируются формы и функции организма человека, и развивающий, что способствует повышению уровня физических (двигательных) способностей и качеств. В настоящее время на базе нашей школы проводится работа в направлении создания условий ученикам для регулярных занятий физической культурой по цели оздоровления. Это такие виды деятельности :
1. спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, теннис, бадминтон);
2. упражнения эстетического характера которые приносят польза участникам ("Веселые старты", "Дни здоровья");
3. упражнения профессионально-прикладного характера;
Мы стараемся организовать процесс учебы для формирования двигательных умений и навыков, которые способствуют овладение профессией и развития профессионально-волевих способностей. Основной формой учебы и воспитания в школе является урок. Мои уроки напрвлены на признание индивидуальности ученика, сотрудничество, которое отвечает требованиям личностно-ориентировочного подхода, создания "ситуаций успеха". Для реализации этих принципов вводятся разные формы и методы организации учеников на уроке.
Современный урок физической культуры может иметь такие составляющие:
- круговая тренировка;
- подвижные игры;
- групповая учебная деятельность;
- работа в малых группах;
- работа в парах;
- метод аутогенной тренировки;
- обеспечения межпредметных связей как средства компетентного подхода к физическому воспитанию;
- создание "ситуаций успеха";
- оценка деятельности ученика не только за конечным результатом, но и за процессом его достижения;
- обобщение и систематизация материалов о достижении учеников, собственного примера с целью формирования позитивного отношения к физической культуре и спорту.
Высокое качество подготовки и проведения урока достигается путем внедрения интерактивных технологий учебы, налаживания тесной коммуникативной связи преподавателя с учениками, что сочетает общение и учебу, естественно дает ученику необходимые знания, формирует компетентность, делает воспитание незаметным.
Результатом творческого сотрудничества является изменение психологического настроения ученика, его отношения к урокам физической культуры, повышения самооценки, улучшения успешности из других предметов. Главная цель работы преподавателя - создать оптимальные условия для развития двигательной активности каждой личности, обеспечить условия для самостоятельного сознательного выбора учеником путей самосовершенствования. Учитывая способности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, предоставляет возможность каждому ученику реализовать себя хотя бы в одном из видов спорта. Все мои занятия - четко продуманы и организованы. Содержание уроков обогащаю с помощью разнообразных инновационных методов и приемов (использование нетрадиционного оборудования, проведения интегрированных уроков).
Ставя на уроке задание относительно овладения учениками определенным кругом знаний, умений и навыков с помощью комплекса разнообразных физических упражнений, сурово дозирую физическую нагрузку, одновременно продумуючи и решение заданий оздоровительного и воспитательного влияния. На каждый урок относится не менее как 2-3 основных задание, в том числе не больше двух из изучения нового материала. Решение большинства заданий планирует и осуществляет с учетом периодического повторения изученного материала. С целью достижения высокой плотности занятий постоянно применяю на уроках метод круговой тренировки, рационально использую время, отведенное на каждую часть урока. Большое внимание уделяю осуществлению дифференцированного подхода к ученикам, умело и тактично исправляю допущенные учениками ошибки. Активно внедряю в учебный процесс эффективные методы повышения эмоциональности, включаю игровые и состязательные элементы. Постепенное усложнение заданий, вызывает у учеников желание преодолевать трудности, мотивирует на достижение успехов в тяжелых заданиях.
Кроме того, учитываю на занятиях и характер отношений - Преподаватель - ученик, которые способствовали бы эффективности сотрудничества. Повышению мотивации к занятиям физическими упражнениями на уроках физического воспитания могут способствовать новые, нетрадиционные средства и методы. Повышению нагрузки и интенсивности занятий способствует поточный метод выполнения упражнений. Упражнения направлены на решение таких заданий : укрепление здоровья, повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата; формирование правильной осанки; воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Для решения поставленных заданий в программе использую разные физические упражнения, последовательность которых отвечает общепринятой тричастотной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и завершающей частях, можно менять через 2-3 занятия. Комплексы упражнений, которые используются в основной части, целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя их и увеличивая нагрузку. После разучивания упражнений в течение 2-3 занятий они выполняются поточным способом. Применение серийно-поточного способа выполнения упражнений позволяет увеличить нагрузку и плотность занятий. Следует учитывать, что физические нагрузки, которые не вызывают напряжения физиологических функций, не дают достаточного эффекта. Эффект занятий обеспечивается при ЧСС 140-160 уд./хв.
В наше время появляются все больше разнообразные направления в оздоровительной физической культуре, новых технологий, главная цель которых - укрепление здоровья, обеспечения здорового досуга, воссоздания трудового потенциала страны.
Методическая структура знаний по программе, которая основывается на физической культуре, :
- показ комплекса, изучение, запоминание последовательности комплекса;
- внеочередное решение ряда двигательных заданий, проверка домашнего задания;
- анализ занятий и выводы;
- ориентированная оценка реализации целей.
Алгоритм требований:
1. Пересмотр, ознакомление.
2. Игра, повторение, имитация.
3. Повторение на элементах, цепях, полностью.
4. Повторение с сопровождением.
5. Повторение без сопровождения, без поддержки.
6. Повторение без зрительного контроля.
7. Повторение в медленном темпе.
8. Повторение в быстром темпе.
9. Изучение наизусть.
Каждый комплекс включает у себя последовательность из 16 элементов. Скорость выполнения комплекса корректируется преподавателем. Кроме того используется переход от простого к сложному и систематическое повторение пройденного материала. При повторенные необходимо контролировать дыхание. Можно вносить изменения, в увязке с темпом выполнения.
Вывод:
1. Положительно влияют на нервно-психическую деятельность.
2. Ученики становятся более уравновешенными, спокойными, веселыми и бодрыми. Повышается общий тонус;
3. Нормализуют кровообращение и обмен веществ, увеличивают объем дыхания;
4. Закрепляют двигательные навыки ( улучшается тонус);
5. Те, кто занимаются, становятся более дисциплинированными, организованными, выдержанными.