«Успех обучения ребёнка – в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей».
(из опыта работы)
В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
В. А. Сухомлинский, сравнивая учителя с врачом, писал: “Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребёнка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе”. Убеждена, что такой анализ возможен только при комплексном подходе к вопросам взаимодействия учителя с родителями, который предполагает диагностику, целеполагание, планирование, организацию работы и контроль.
Свою работу начинаю с посещения занятий в детском саду, бесед с воспитателем, психологом, детьми и семьями, в которых они проживают. Это даёт возможность познакомиться с семьями будущих учеников. Дальнейшим этапом работы стало посещение семей учащихся , беседы с родителями, анкетирование родителей и составление актов обследования семей. На основании собранной информации составляю социальный паспорт класса и план учебно-воспитательной работы, формулирую цели и задачи, которые необходимо решить для формирования модели выпускника начальной школы, то , что хотят увидеть родители , те качества, которыми должен овладеть их ребенок. Проделанная работа помогает помочь родителям в повышении и их педагогической культуры, и дать им возможность стать активными участниками классных дел и общешкольных. Это в свою очередь будет способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях и раскрытию творческого потенциала, что окажет весомое значение на повышение качества обученности учащихся и на раскрытие творческих способностей детей.
По анализу результатов обработанных анкет , проведенных с родителями, я отметила, что они хотят видеть в детях самостоятельно работающую личность; личность, обладающую прочными знаниями; всесторонне-развитую личность, с хорошей эрудицией и вкусом, раскованную и трудолюбивую, целеустремленную и любознательную, честную, добрую, внимательную, милосердную, с развитыми творческими способностями, личность, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств, стремящуюся к постоянному успеху.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания детей могут быть реализованы лишь при условии взаимодействия двух социальных институтов - образовательного учреждения и семьи.
Я представляю вам те направления работы с родителями, которые применяю в своем классе:
1.Родительские собрания -1 – 2 раза в четверть.
2.Индивидуальные беседы – по мере необходимости.
3.Консультации (индивидуальные и по группам) – 1 раз в неделю.
4.Организация совместной деятельности родителей и детей класса КТД– 1 раз в четверть
- привлечение родителей к проведению праздников
- привлечение родителей к организации экскурсий
- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете
5. Организация работы классного родительского комитета
6.Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и городского
7.Дни открытых дверей
8.Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.
Одно из направлений моей работы вовлечение родителей в УВП, рассмотрю более подробно. Что же родители вкладывают в понятие «качество образования»? Родители, основная масса которых беспокоится о будущем своих детей, понимают, что их дети должны получить добротное образование, хорошую профессию, быть успешными В свою очередь начальная школа считается одной из ступенек к достижению поставленной цели. Учебный процесс располагает большими возможностями для развития отношений между учителями, учащимися и их родителями. Значимость учёбы детей понимают многие родители, поэтому привлечение их к учебным делам и проблемам ребёнка становится вполне естественным и реальным. Участие родителей в учебной деятельности класса существенно усиливает учебную мотивацию детей. Внутренний мир ребёнка дополняется ощущением ответственности за своих родителей, а это усиливает у него ответственность и за самого себя
Часто привлекаю родителей в качестве экспертов для проверки техники чтения, таблицы умножения, правил, проведения зачетов; к подготовке методических материалов к уроку; изготовлению дидактических пособий ; разработке семейных проектов; организации родителями различных экскурсий, выставок, встреч)
Что это дает? А это дает: благоприятный психологический климат, возможность приблизить ребенка к общению с другими родителями, отсутствие страха перед другими людьми, желание быть лучше и умнее, чувство гордости за своих родителей.
Родительский комитет в классе выбирается по желанию, в его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно – бытовых вопросов. Многие родители сами стремятся к активному участию в жизни класса. Наше правило - помочь может всякий, ведь это наши дети. С первого класса веду учет активности семей. Благодарю родителей за активность публично на собрании. Выносим благодарность в классном уголке. И родители получают индивидуальное поощрение в дневнике ребенка (облачко с благодарностью).Это помогает привлекать к участию в мероприятиях всех родителей.
В практике использую различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:
Большие возможности для совместного творчества имеются у проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе провожу специальное родительское собрание, на котором родителям разъясняю суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.
Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях.
Они консультируют; отслеживают выполнение плана; решают оперативные вопросы; помогают в предварительной оценке проекта ; участвуют в подготовке презентации.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Дети узнают много нового, восполняют дефицит общения с родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Я считаю, что для становления ученика как субъекта образования у учащихся должно формироваться умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, а для решения этой задачи и наряду с ней таких задач как поддержка и стимулирование учебной мотивации школьников; развитие навыка рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; закладывание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной специализации, я в своей работе использую технологию оценивания достижений учащихся «Портфолио». Необходимо заинтересовывать и активизировать участие родителей в этом виде деятельности. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Родители стараются с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления ребенком своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста, а также усиливает роль родителей в повышении качества УВП.
Одним из главных показателей деятельности общеобразовательного учреждения являются результаты учащихся, полученные при проведении ВПР (Всероссийских проверочных работ). Одной из задач является привлечение родителей к активным действиям при подготовке детей к ВПР. Для родителей, согласно плану работы, организуются выступления на родительских собраниях. Такая информация, как «Психологическая поддержка ребенка» (советы), «Как помочь своему ребенку подготовиться к ВПР?» (советы), «Как вести себя с тревожным ребенком» (советы психолога), призвана помочь родителям лучше понять своего ребенка и правильно организовать его деятельность в период подготовки к ВПР.
Для отслеживания результатов по подготовке к ВПР на каждого ученика, заведены индивидуальные общие тетради и папки -скоросшиватели. В них вложены карты поэлементного анализа с результатами по каждому тематическому тестированию, результаты контрольных работ, результаты зачетов по теоретическим знаниям. Родители, открывая папку своего ребенка, видят полную картину успеваемости и пробелы по темам. Совместно с родителями дети дома готовят индивидуальные тесты, которые затем учитель использует в своей работе. На родительских собраниях родители делятся друг с другом приобретенной дополнительной литературой для подготовки к ВПР. Задолго до проведения ВПР у детей имеется достаточный объем дополнительной литературы, чтобы качественно подготовиться к данному виду контроля. И в этом, еще раз подчеркиваю, немаловажную роль играют родители.
Такая работа с родителями помогает на практике реализовать формулу «Успех обучения ребёнка – в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей».
Залогом успешной работы педагогов и родителей является и многообразие применяемых форм и методов проведения родительских собраний: деловая игра, тренинги, лекции, беседы. Особенно большой эффективности можно достигнуть, привлекая к участию в работе всех родителей, сочетая лекцию с деловой игрой. В ходе деловой игры родители сами формулируют конечный итог, привнося в него собственное субъективное отношение. Главное правило игры – уметь с уважением выслушать собеседника, присоединиться к его мнению или корректно высказать альтернативное решение. Во время проведения таких собраний важную роль играет расположение родителей в классе. Как правило, они рассаживаются группами 5 – 6 человек (когда необходима работа в группах) или сидят как обычно, за партами, высказывая своё мнение (когда работают парами или четвёрками).
Темы собраний формулируются по результатам анкетирования родителей или их устным заявкам, по каким-либо конкретным ситуациям класса или школы и рекомендациям психолога.Собрания проводятся один раз в четверть. Исключение может составить III четверть, в которой можно провести две встречи с родителями.
В моей работе традиционными стали собрания: “Алло, мы ищем таланты!” (в форме совместного концерта родителей и детей) и Консультации по предметам с образцом ответов детей. Такие собрания имеют следующую структуру: теория вопроса, решение проблемных ситуаций (придуманных или конкретных) в группах или парах, анонимный анализ результатов диагностических исследований детей (общих или индивидуальных – в зависимости от цели собрания), практические советы для родителей по теме собрания, проведение анкетирования и тестирования родителей, разные формы рефлексии. Первое родительское собрание «Как помочь ребенку хорошо учиться» провожу в форме круглого стола .Эта форма мне кажется наиболее уместной, потому что у родителей сразу появляется возможность познакомиться друг с другом, посмотреть друг другу в глаза, увидеть настрой каждого и услышать цель присутствия на собрании. Начинаю собрание с беседы о том, что обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Затем идет работа в группах по теме « Как помочь ребенку хорошо учиться». В конце групповой работы появляется вывод: детям необходима помощь, которая должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях: организация режима дня; контроль за выполнением домашних заданий; приучение детей к самостоятельности и ответственности.
Далее я подробнее рассказываю о каждом направлении и даю некоторые советы:
Никогда не называйте ребенка бестолковым.
Хвалите ребенка за любой успех.
Вселяйте в него уверенность, если что-то не получилось сегодня – получится завтра.
Любите своего ребенка.
Не ругайте, а учите!
Заканчивается собрание рефлексией. Каждый родитель проговаривает окончание фразы «Я сегодня понял, что ……..»
В своей работе с родителями, учитывая их занятость, я использовала нетрадиционную форму общения с семьёй, такую как «Телефон доверия и Родительская почта» . Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребёнка, и даже предложить свои идеи, высказать пожелания по улучшению качества образования ребенка..
Нередко, при общении с родителями, применяю памятки в форме буклетов. Эта форма удобна тем, что родители могут, получив буклет ,не только прочитать имеющийся в ней материал, но и поиграть со своими детьми в предложенные игры, выполнить упражнения, обратить внимание на достижения своего ребенка.
Таким образом, все формы работы с родителями, которые я использую в своей работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. А совместные КТД мотивируют всех участников на предстоящее мероприятие, привлечение родителей к учебному процессу . Чем лучше налажено сотрудничество между семьёй и классом, тем большую поддержку получит ребёнок, тем, вероятнее, что его жизнь в школе будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а опыт обучения будет успешным.
На повышение качества образования влияют следующие условия: профессионализм учителя, высокая мотивация детей, активное участие родителей в образовательном процессе. И, по моему мнению, большую долю в данной ситуации все-таки играют родители, так как, по мнению психологов и педагогов, родители – первые учителя и воспитатели. Только они могут повлиять на ребенка как положительно, так и отрицательно. Только общими усилиями мы сможем добиться, чтобы ребенок раскрыл свои способности, полюбил труд, научился наслаждаться красотой окружающего мира, относиться адекватно к окружающим его людям, а также был успешным. Поэтому, моя главная задача – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата в классном коллективе, ориентированного на общечеловеческие ценности.
Основа моей работы – союз учителя и родителей. С первых дней знакомства с родителями стараюсь убедить их в том, что успехи ребенка в школе зависят не только от профессионализма учителя и природных способностей ребенка, но и от кропотливой грамотной постоянной работы в семье. Чтобы ребенок был успешен во всех делах, необходима постоянная и грамотно организованная помощь, как в школе, так и дома. Но, к сожалению, большинство родителей не владеют психологическими и педагогическими приемами, поэтому им требуется помощь классного руководителя. И я, как классный руководитель, предлагаю им эту помощь, используя различные формы работы
Открытые уроки для родителей. Главная цель этих уроков - помочь
вспомнить предметный материал для качественной помощи детям при затруднении во время выполнения домашних заданий. Данные уроки чаще всего проходят в форме «Вопрос – ответ». Чаще всего возникают вопросы по решению задач, по работе со словарными словами, по фонетическому разбору в период обучения грамоте и т.д. На какие-то вопросы я даю ответ сразу, а по некоторым вопросам провожу групповые или индивидуальные консультации .
Совместные консультации (ребенок + родитель + учитель). Такой вид работы практикую после контрольных срезов, мониторинговых работ с целью определить вместе с ребенком и родителями уровень, на котором находится ребенок на данном этапе изучения учебного материала, зону ближайшего развития и мероприятия, которые необходимо предпринять для повышения имеющегося уровня. Перед консультацией приглашаю родителей на уроки. Посещение уроков позволяет родителям понаблюдать за деятельностью собственного ребенка во время урока, дает возможность определиться в дальнейшем его продвижении в учебе и получить ответы на некоторые вопросы.
Совместные мероприятия: праздники, конкурсы, экскурсии, походы, классные часы, поездки, выпуск газет. Большую роль в воспитании ребенка имеет общение с одноклассниками. Поэтому родителей интересует мнение о тех, с кем дружат их дети. А это лучше всего познается в совместных делах, когда родители и дети вместе решают общие проблемы, играют, готовятся к мероприятию, принимают активное участие в жизни класса. В первом и втором классах совместные мероприятия (праздники, классные часы, беседы, «дискотечки») проводят сами родители. Они очень серьёзно подходят к подготовке. Классный руководитель является только консультантом. Такие мероприятия проходят интересно и оживлённо. Со II полугодия 3-его класса учащиеся уже сами проводят праздники, классные часы и выпускают газеты под руководством родителей.
Создание условий для качественного образовательного процесса. Одним из важнейших условий является здоровьесбережение обучающихся. Родители относятся к делу укрепления здоровья своих детей очень серьезно. И прикладывают для этого немало усилий: организация питьевого режима, покупка витаминов, «оксолинки», пихтового масла, приобретение абонемента в бассейн, походы в лес. Однодневный поход в лес стал традиционным. Родители не только сопровождают детей, но и организуют привал, следят за соблюдением основных правил поведения в лесу, организуют конкурсы и игры, костер и шашлыки. Это мероприятие дети ждут с нетерпением. Походы в лес имеют не только здоровьесберегающий потенциал, но и большое воспитательное значение. Прежде всего: приобщение к природе, бережное к ней отношение, умение слышать «голос природы». В походе воспитывается чувство товарищества, развивается умение общаться с взрослыми в неформальной обстановке. По результатам проделанной работы в направлении здоровьесбережения мы оформляем Дерево здоровья, которое отражает степень снижения заболеваемости среди учащихся класса.
Использование интеллектуального потенциала родителей.
Моя задача – умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Родители проводят интеллектуальные игры, выезды в театры, музеи, различные экскурсии. Традиция в классе – по итогам четверти родители дарят детям энциклопедии, которые в дальнейшем помогают при приготовлении домашних заданий, сообщений. проектов, творческих заданий. В результате к концу обучения в начальной школе у ребенка создается собственная домашняя библиотека. В каждой семье имеются Интернет ресурсы, которые используются не только для развлечений и игр, но и в качестве обучающего элемента, что способствует повышению познавательной способности детей. Дети с удовольствием участвуют в конкурсах на различных уровнях и достигают неплохих результатов.
Огромную неоценимую помощь оказывают мне родители в подготовке детей для участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня. Чтобы дети показали высокие результаты в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах родители сами должны иметь высокие познавательные интересы. Такие родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. А результат такой работы говорит сам за себя. Из 100% учащихся 48% являются участниками различных олимпиад и конкурсов и 20% учащихся имеют призовые места.
Для себя я давно определила несколько правил общения с родителями, которые обязательно выдерживаю:
-не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать;
- своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, я их друг, который всегда готов помочь;
- не говорить на собраниях о неудачах учащихся (только в индивидуальной беседе).
- всегда находить дело, за которое можно сказать родителям «спасибо».
Профессиональная этика и накопленный опыт помогают мне налаживать отношения полного взаимопонимания с родителями. В результате совместной работы учащихся, родителей и классного руководителя прослеживается динамика развития коллектива, формируется познавательный интерес к учебной деятельности и коммуникативная культура учащихся и повышается качество образования. Я благодарна своим помощникам, родителям моих детей. Верю, что добрые зернышки, посеянные в начальной школе, дадут хорошие всходы.