СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Успешный педагогический проект во внеурочной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Номинация республиканского конкурса РБ "Творческий дуэт "Учитель-Учитель" "Успешный педагогический проект во внеурочной деятельности, организованный Уфимским многопрофильным колледжем

Просмотр содержимого документа
«Успешный педагогический проект во внеурочной деятельности»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИШИМБАЙСКОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»











Авторская методическая разработка для регионального конкурса наставнических практик «Творческий дуэт: Учитель-Учитель»



Номинация:

Успешный педагогический проект во внеурочной деятельности







Составила: Шенкоренко Людмила Фёдоровна,

мастер производственного обучения

Ишимбайского СУВУ











2022 г.



Содержание

Пояснительная записка

1. Анализ исходного состояния

2. Актуальность проекта

3. Сроки реализации проекта

4. Пространство образования

5. Анализ и необходимые ресурсы

6 .Содержание проекта

6.1. .Разработка приоритетных направлений

6.2. Выбор организационных форм

6.3. Выбор педагогических технологий для реализации проекта

7. Результативность реализации проекта

8. Литература

9. Приложения

9.1 Приложение 1. Паспорт проекта

9.2. Приложение 2. Социально- трудовой проект «Мастерская моего будущего»

















1. Анализ исходного состояния

В 2016-2017 учебном году обучающиеся Ишимбайского СУВУ по профессии штукатур на занятиях внеурочной деятельности разработали социально – трудовой проект «Мастерская моего будущего». В 2017 году обучающиеся защищали этот проект в г. Орлов и стали победителями всероссийского конкурса социально-трудовых проектов для обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений в номинации «Социальная проблематика».

В ходе проекта предполагалось разработать комплект документов на реконструкцию мастерской. Этот проект был необходим обучащимся Ишимбайского СУВУ.

2. Актуальность проекта

В Ишимбайском СУВУ обучались обучащиеся по двум профессиям: швея и штукатур. Профессии швеи обучались шесть производственных групп, а по профессии штукатур всего лишь одна группа и в ней обучались от пяти до восьми воспитанниц. В штукатурной мастерской было недостаточно рабочей площади, чтобы обучать большее количество обучающихся. Профессия штукатура востребована на рынке труда, поэтому желающих обучаться именно этой профессии в учебном заведении было достаточно много. Новая, просторная с большим количеством рабочих мест штукатурная мастерская позволила бы большему количеству воспитанниц получить профессию штукатура.

На фото штукатурная мастерская до реализации проекта

3. Сроки реализации проекта

Предполагалось реализовать проект в течение учебного года.

4. Пространство образования

Для начала были рассмотрены помещения в здании производственных мастерских с возможным устройством в них мастерской штукатуров. Далее обучающиеся с учётом тех умений, которые они хотели бы получить в новой мастерской, чтобы быть востребованными на современном рынке по этой профессии, разработали комплект документов на новую мастерскую. Каждая обучающаяся разрабатывала свой проект.

На рисунке 1 представлен один из вариантов проектов мастерских, разработанных обучащимися.

Рис.1. План штукатурной мастерской, построенный обучающейся Аверкиевой Дашей, предусматривающий реконструкцию старой штукатурной мастерской.

Когда все проекты были разработаны, проводилась защита проекта. На защиту проекта мастерской были приглашены представители администрации. Составленные проекты были рассмотрены и согласованы с администрацией учреждения. Был выбран лучший проект для выполнения реконструкции мастерской. Это был проект обучающейся Бабаевой Милены.

План реконструкции мастерской предложенный обучащейся Бабаевой Миленой, согласованный с администрацией и утверждённый для реконструкции

5. Анализ и необходимые ресурсы

Обучающиеся приступили к работе над составлением рабочей документации выбранного и согласованного с администрацией конкретного проекта мастерской. Работу выполняли обучающиеся второго года обучения по профессии штукатур. В результате были разработаны чертеж плана мастерской с разрезом, видом, пояснительной запиской и сметой расхода материалов на реконструкцию мастерской.

Смета расходов на реализацию проекта

№ п/п

Наименование материала

Кол-во

1

кирпич

8077шт.

2

цемент

1800кг

3

Доска, толщиной 20 мм, шириной 200 мм

0,3 м3

4

гравий

0,5 м3

5

Гвозди, длиной 40 мм

0,5 кг

6

Труба, диаметром 100 мм

3,6 м

7

Саморезы, диаметром 3,5 , длиной 40 мм

0,5 кг

8

Песок речной

5400кг

9

Уголок металлический 3*40*40 мм ГОСТ 8509-72

20 м



6 .Содержание проекта

6.1. .Разработка приоритетных направлений

Целью проекта стало не только дать большему количеству обучающихся получить профессию штукатура, а так же получить знания, умения и навыки, соответствующие современным рыночным отношениям. Поставленная задача была реально осуществима в течение учебного года. Обучающиеся обучались профессии второй год, имели опыт выполнения основных операций штукатурных работ, сдали экзамен по предмету «Технология штукатурных работ» и владели информацией, какими знаниями, умениями и навыками необходимо ещё обладать, чтобы быть высококвалифицированным специалистом и что для этого нужно.

6.2. Выбор организационных форм

В программу профессионального обучения по профессии штукатур на второй год обучения входило изучение предмета « Основы строительного черчения», где обучащиеся должны были изучить основы построения чертежей. Было увеличено количество часов на освоение этого предмета на занятиях внеурочной деятельности для того, чтобы обучающиеся приобрели знания, умения построения чертежей в программе КОМПАС 3D V10, 3D V16. Проект выполнен силами обучащихся по профессии штукатур. Проект не требовал больших затрат и мог быть выполнен с использованием минимальных материальных затрат и трудовых ресурсов. Проект выполнялся на занятиях внеурочной деятельности.

Обучающиеся поставили перед собой задачи, на решение которых направлен проект:

1. Увеличить количество и площадь рабочих мест в мастерской.

2. Предусмотреть в мастерской устройство таких конструктивных элементов здания, выполнение оштукатуривания которых позволит обучащимся приобрести умения и навыки в соответствии с современными запросами рынка труда.

3. Заинтересовать обучающихся других производственных групп в обучении профессии штукатур и продолжении обучения строительной профессии после окончания учебного заведения в средних и высших учебных заведениях.

Обучающиеся составили список умений и навыков, которые они хотели бы получить дополнительно в мастерской штукатуров сверх того, что возможно в существующей мастерской по программе обучения по профессии штукатур.

В процессе работы над проектом с обучающимися велась групповая форма работы, работа в парах и индивидуальная работа. Вся группа работала над проектом реконструкции мастерской для подготовки обучающихся по профессии штукатур. Большинство девочек объединились в пары, так им легче было принимать решения и обсуждать идеи. При этом велась и индивидуальная работа. Обучающаяся Бабаева Милена определилась с проектом и её целью стало построить чертёж. Клунная Софья заинтересовалась камином. У обучающихся были разноуровневые задания, творческие задания. В процессе работы было постоянное консультирование по возникающим проблемам и дискуссии.

Проект реконструкции мастерской предусматривал устройство в мастерской углового камина. В конструкции камина имеются сложные, мелкие конструктивные элементы, например: усёнки, пояски, карнизы, ниши, арки. Умение и навыки выполнения таких конструктивных элементов существенно повышает квалификацию рабочего. Над проектированием камина работала обучающаяся Клунная Софья. Обучающаяся помимо проектирования камина в прямоугольной изометрии и построения всех видов и порядовку в программе Компас, выполнили кладку камина на макете из пенопласта в масштабе, уменьшенном в 10 раз.

6.3. Выбор педагогических технологий для реализации проекта

В процессе работы над проектом использовались следующие педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, технология изучения изобретательских задач (ТРИЗ), обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), информационно-коммуникационная. В процессе работы применялись исследовательские методы в обучении, проектные методы обучения.

7 Результативность реализации проекта

Был составлен рабочий план реализации, ожидаемые результаты были сведены в таблицу.


Количественные

показатели

Существующая мастерская штукатуров

Мастерская штукатуров после реконструкции

Изменение

после реконструкции

1.Количество обучащихся ( чел.)

6

12

+6

2.Площадь рабочего места в кабинке штукатура (м2)

1,5

6

+ в 4 раза

3.Площадь оштукатуривания

(м2)


20


80


+ в 4 раза

4.Количество рабочих мест для отработки умения оштукатуривать :

- оконные откосы (шт.)




1




4




+ в 4 раза

- дверные откосы (шт.)

2

4

+ в 2 раза

- одранкованный потолок (шт.)


1


4


+ в 4 раза

- прямоугольные колонны (шт.)


-


1


+ 1 шт.

- круглые колонны (шт.)

-


1

+ 1 шт.

- арки, ниши (шт.)

-

4

+4 шт.

- мелкие конструктивные элементы на поверхности камина( шт.)

-

1

+1 шт.



В процессе работы над проектом реконструкции мастерской обучающиеся научились основам построения строительных чертежей, приобрели основы знаний проектирования конструктивных элементов здания, приобрели основы знаний, умений и навыка построения чертежей в компьютерной программе КОМПАС 3DV 10, 3DV 16. Обучающиеся познакомились со способами кирпичной кладки, с устройством и кладкой камина. Воспитанницы познакомились с перспективами обучения строительной профессии. Работа над проектом сплотила группу, как коллектив, способствовала её организованности, повысила уровень социальной успешности.

Девочками были продуманы перспективы развития проекта и механизм оценки результатов.

Согласно проекта предполагалось:

- разборка перегородки между мастерской штукатуров и кабинетом инструктажа; - разделение помещения мастерской на четыре равноценные рабочие кабины путём возведения трёх перегородок толщиной в кирпич и высотой 1,8 м;

-устройство в перегородках имитации оконных и дверных проёмов;

-облицовка стены мастерской с устройством в ней полуколонн, арок, ниш, пилястр в каждой кабинке;

-переоборудование раздевалки учащихся в рабочую кабину штукатуров, путём облицовки стен кирпичом и устройства углового камина;

-устройство прямоугольной и круглой колонны в кабинете инструктажа;

- устройство деревянного одранкованного потолочного перекрытия в каждой кабине на ширину в один метр.

В результате реализации проекта будут освоены умения и навыки выполнения оштукатуривания оконных и дверных проёмов, колонн, ниш, арок, поясков, карнизов; появится больше площади для выполнения декоративной штукатурки.

Эффективность проекта планировалось оцениваться по следующим показателям, сведённым в таблицу:


Показатели

В существующей

мастерской

В мастерской после реконструкции

Изменение

Количество обучающихся:

  1. в группе штукатуров




  1. участвующих во всероссийских и международных профессиональных конкурсах




  1. получивших повышенный разряд




  1. поступивших в строительные колледжи, техникумы, лицеи, училища, вузы




  1. работающих по строительной профессии






Прошло пять лет, подведём результаты проекта.

Помещение для обустройства штукатурной мастерской было выделено, возведено обучающимися шесть рабочих кабин. Площадь каждой составляет четыре квадратных метра. В процессе возведения кабинок девочки получили дополнительные знания и умения выполнения основных приёмов общестроительных работ по возведению перегородок в один кирпич, знания и умения основных приёмов облицовочных работ, укладывая плитку на пол в мастерской. Все эти работы выполнялись во внеурочное время, на кружке дополнительного образования «Чудесный мастерок». Наши обучающиеся в связи со спецификой обучения постоянно находятся в специальном учебном заведении закрытого типа.

Впервые в учебном заведении в 2017 году три обучающиеся: Бабаева Милена, Клунная Софья и Аверкиева Дарья, защищавшие социально-трудовой проект, получили повышенный третий квалификационный разряд по профессии штукатур. После выхода из учебного заведения Ишимбайское СУВУ Бабаева Милена, принимавшая активное участие в работе над проектом «Мастерская моего будущего» в 2017 году и завоевавшая первое место в 2016 году по профессии штукатур на всероссийском конкурсе профессионального мастерства среди обучающихся СУВУ, поступила в Балашихинский техникум обучаться профессии мастер отделочных и декоративных работ. И уже осенью 2017 года Милена принимает участие в четвёртом открытом чемпионате "Молодые профессионалы России" (WORLDSKILLS RUSSIA) по Московской области и завоёвывает 2 место в компетенции "Малярные и декоративные работы".

Губернатор Московской области поздравляет лично родителей Милены с наступающим Новым 2018 годом и благодарит родителей за воспитание дочери.

В мае 2018 года Бабаева Милена принимает участие в подготовке к Отборочному чемпионату "Опыт ведущих стран-участников WSI" в качестве участника в г. Тольятти.

В сентябре 2018 года Бабаева Милена награждается директором Балашихинского техникума за успехи в учебе и активное участие в общественной жизни техникума.

В 2018 году Милена снова принимает участие уже в пятом открытом чемпионате "Молодые профессионалы России" (WORLDSKILLS RUSSIA) по Московской области и снова завоёвывает 2 место в компетенции "Малярные и декоративные работы".

Обучающаяся награждается стажировкой в Германию в г. Лейпциг, где она участвовала в тренинге по стандартам WORLDSKILLS "Современные технологии системы профобразования Германии, подготовка участников и экспертов к международным конкурсам по стандартам WORLDSKILLS" в компетенции малярные и декоративные работы.

В 2020 году Бабаева Милена заканчивает обучение в ГБПОУ МО "Балашихинский техникум" и получает диплом с отличием по профессии 08.01.25 "Мастер отделочных строительных и декоративных работ", квалификация: штукатур, маляр строительный. Обучающаяся награждается директором учебного заведения почётной грамотой за отличные успехи в обучении, за настойчивость, упорство в достижении цели, искренность, дружелюбие, чуткость к окружающим, целеустремленность, умение принимать решение и претворять их в жизнь, способность к самообучению и умение работать в команде. Администрация учебного заведения предложило остаться Милене работать в учебном заведении мастером производственного обучения. Милена поступила заочно в педагогический институт и уже сама готовит обучающихся к конкурсу WORLDSKILSS. Она отучилась на курсах повышения квалификации и получила сертификат эксперта WORLDSKILLS. И уже её обучающиеся в 2021 году принимали участие в конкурсе WORLDSKILLS в Московском Чемпионате "Абилимпикс» и завоёвывают призовые места в номинации малярные и декоративные работы.

По итогам обучения 2017-2018 учебного года пять обучающихся получили третий разряд по профессии штукатур. Обучающаяся Архипова Ксения, участница всероссийского профессионального конкурса среди обучающихся СУВУ по методике WORLDSKILSS в 2018 г., который проходил на базе Щёкинского учебного заведения, получившая грамоту «За волю к победе» в номинации «штукатур» и занявшая третье место в 2019 году в конкурсе профессионального мастерства среди СУВУ закрытого типа Республики Беларусь и РФ сейчас учится на третьем курсе в строительном колледже г. Казани.

По итогам 2018-2019 года четыре обучающихся получили третий повышенный квалификационный разряд по профессии «штукатур».

По итогам 2019-2020 учебного года шесть обучающихся получили третий повышенный квалификационный разряд по профессии «штукатур», так как практика была приближена к реальным производственным условиям и обучающиеся освоили умения выполнять работы даже четвёртого квалификационного разряда.

Обучающаяся Новосельцева Дарья впервые и на данный момент единственная, которая получила четвёртый квалификационный разряд по профессии штукатур. Обучалась она два года по профессии и заняла призовое место в 2019 году в чемпионате профессионального мастерства обучающихся СУВУ «В будущее - с уверенностью» по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» и в конкурсе профессионального мастерства среди СУВУ закрытого типа Республики Беларусь и РФ.

В 2020 году семь обучающихся получили профессию маляра.

Девочки, получившие профессии штукатура и маляра после выхода из учебного заведения работают по профессии на строительные объекты. В 2020 году обучающиеся Савельева Ксения и Ткачёва Ольга принимают участие во всероссийском конкурсе профессионального мастерства среди воспитанников СУВУ. Савельева Ксения в компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» получает медаль за мастерство. Ткачёва Ольга занимает третье место в компетенции «Малярные и декоративные работы». Ишимбайское СУВУ впервые принимало участие в этой компетенции.

По итогам обучения в 2020-2021 учебном году три обучающиеся получили третий разряд по профессии штукатур и три обучающиеся по профессии маляр. В группах в Ишимбайском СУВУ занимается от 5 до 8 человек.

Обучающиеся этим профессиям в 2021 году поступили в строительные колледжи. Цурикова Яна в ГБПОУ «Курганский государственный колледж» по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», Хаметшина Диана в ГАПОУ «Казанский колледж строительства, архитектуры и городского хозяйства» на бюджетной основе по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Обучающиеся по профессии штукатур и маляр последних двух лет видят перспективы получения этих профессий в виде продолжения обучения в колледжах по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Хаметшина Диана поставила перед собой цель потом продолжить обучение в вузе и быть в будущем архитектором.

Работа над проектом «Мастерская моего будущего» продолжается. Сейчас учебное заведение Ишимбайское СУВУ готовится к лицензированию по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ. Чтобы заинтересовать обучающихся обучению этой профессии рассказывается о перспективах профессии на линейках, мероприятиях. На профессиональных неделях рассказывается об обучающихся, которые решили посвятить себя строительной профессии, показываются видео, где они сами рассказывают о своих достижениях. Ежегодно проводятся профессиональные пробы, конкурсы. На занятиях внеурочной деятельности дополнительного образования на кружке «Чудесный мастерок» разрабатываются проекты строительного направления. Работа над этими проектами показывает на сколько интересна и многогранна профессия строитель. Помимо проекта реконструкции мастерской обучающимися было разработано много проектов: проект возведения малоэтажных зданий и их отделки интерьера и экстерьера и защита этих проектов на открытом мероприятии,

проект беседки, по которому на территории учебного заведения была построена беседка и много других…

В 2021-2022 учебном году на внеурочной деятельности, на занятиях дополнительного образования «Чудесный мастерок» ведётся работа по построению макета здания из пеноплекса по чертежам в масштабе. Цель этого проекта – продолжение работы над проектом «Мастерская моего будущего».

В 2015 году бывшая обучающаяся Бабаева Милена начала свою трудовую деятельность в качестве мастера отделочных строительных работ, работая над отделкой макета здания, до того как приступить к проекту «мастерская моего будущего».

Может быть эта работа заинтересует обучающихся и у них появится желание стать строителем.

8. Литература

1.Основы технологии отделочных строительных работ : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /И .В.Петрова.-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2020.-112 с., [16] с. цв. ил.

2. Основы материаловедения. Отделочные работы: Учебник для студентов сред. проф. образования/ [ И.В. Баландина, Б,А.Ефимов. Н.А. Сканави и др. ] .- 8 изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2019.-304 с.

3.Строительные материалы и изделия: учебник для студентов сред. проф. образования/ Ю.Г. Барабанщиков.- 7 изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.-416 с.-1 шт.

4.Материаловедение для каркасно- обшивных конструкций: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ Е.В. Парикова, Г.Н. Фомичёва .М.: Издательский центр «Академия», 2019.-144 с.

5.Материаловедение ( сухое строительство): учебник для нач.проф. образования/ Е.В. Парикова, Г.Н. Фомичёва , В.А.Елизарова.- 7 изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2018.-304 с.

6. Основы строительного черчения: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/[ Е.А. Гусарова, Т.В. Митина, Ю.О. Полежаев, В.И. Тельной]; под редакцией Ю.О. Полежаева.- 3 изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2019.-368 с.

7. Короев Ю.И. Черчение для строителей: Учебник для проф. учеб. заведений.-5-е изд., стереотип. М.: Высш. Шк.; Изд. центр «Академия», 1998.-256 с.; ил.

8. Чичерин И.И. Общестроительные работы. : Учебник для начального профессионального образования.-7-изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 416 с.

9. Герасимов Г.Г. КОМПАС-3DV10.-СПб.: БХВ-Петербург, 2009.-976 с.: ил.+CD – ROM (в подлинике)







Мастер производственного обучения Шенкоренко Л.Ф.



























































11