Просмотр содержимого документа
«"Устная часть по русскому языку ОГЭ"»
11 января 2018 год ГМО
«Устная часть ОГЭ по русскому языку: как подготовить учащихся к пересказу»
Подготовила: Харасова Наиля Ишмухаметовна
Знаки препинания помогают:
- Точно понять текст.
- Понять цель высказывания.
- Прочитать текст с нужной интонацией.
- Легче понять мысль, выраженную в сложных предложениях.
- Читающему - правильно понять ее.
В.И.Чернышев: «Читай так, как говоришь».
- 2 минуты на подготовку:
- Проворить слова в проставленным ударением, затруднительные слова, просклонять правильно имена числительные, имена собственные, термины.
- выделить опорные и ключевые слова.
Осмысленное чтение=подготовка к пересказу,составление карты памяти (1 минута)
- Зафиксировать начало абзацев, ключевые слова. Подумать, куда уместнее включить цитату во время пересказа.
2 задание. Пересказ. «А вокруг тишина…»
- Основное Кто? И Что? Сделал
- Детали Когда? Где? Почему? Как?
- Правило 6 С кто сделал?
- что сделал?
- когда сделал?
- где сделал?
- почему сделал?
- как сделал?
Как включить цитату в пересказ
Скорректировать планирование в 8 классе по теме «Чужая речь», подобрать рабочий материал.
3 задание
- А) Описание картины или фотографии. (использование клише)
- Б) Повествование с элементами рассуждения: составление опорного планы, фиксация ключевых фраз.
- В) рассуждение: тезис-док-во – вывод. Структура сочинения- рассуждения из основного экзамена ОГЭ.
На первых этапах работы над развитием и совершенствованием монологической речи, можно рекомендовать использовать следующие речевые клише:
- На фото я вижу..
- На переднем плане мы можем видеть….
- Я бы сказал…
- На фото есть…
- Справа/ слева ….
- В правом/левом углу…
- На переднем/ заднем плане…
- … . на переднем/заднем плане.
- В нижней части фотографии …
- … . в верхней части фото.
- Люди на фото…
- Люди на картинке выглядят радостными, потому что…
- Люди на фото кажутся грустными, потому что…
- Общая атмосфера фото положительная, потому
- что…
- Фотография была снята/ сделана…
- Погода на фото…
- Атмосфера на фотографии унылая, потому что…
- Размышляя над ситуацией…
- Это может быть….
Монолог
М1
м2
Приведено 10 и более фраз по теме высказывания без фактических ошибок?
м3
Учтены условия речевой ситуации
Да/1 нет/0
Да/1 нет/0
Характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения?
Да /1 нет/0
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своей любимой игрушке.
Не забудьте рассказать
• как выглядит игрушка,
• когда и как она у вас появилась,
• связана ли с игрушкой какая-нибудь история,
• храните ли вы свою любимую детскую игрушку,
• почему любимые детские игрушки дороги взрослым.
Обратите внимание: ваше высказывание должно быть связным.
1. Опишите фотографию. 2. Расскажите о своей любимой игрушке. Не забудьте рассказать • как выглядит игрушка, • когда и как она у вас появилась, • связана ли с игрушкой какая-нибудь история, • храните ли вы свою любимую детскую игрушку, • почему любимые детские игрушки дороги взрослым. Обратите внимание: ваше высказывание должно быть связным.
Диалог сравните
- Вы любите урок физкультуры?
- Да
- - Вы любите урок физкультуры. Почему?
- - Я люблю урок физкультуры, потому что на нем ….
Удачи, коллеги-однополчане!
Сравнить два повествования
- Наша гимназия – одно из старейших учебных заведений страны и имеет богатое прошлое. Она появилась в Пензе еще в 1786 году. Здесь побывали императоры Александр Первый, Николай Второй. По этим ступеням бегали юный Белинский и Тухачевский…. В гимназии преподавали лучшие учителя. Многие преподаватели имели научные труды. В 1918 году гимназии было присвоено имя ее воспитанника Виссариона Григорьевича Белинского. Среди выпускников гимназии такие известные личности, как Ф.И. Буслаев, В.Г. Белинский и другие. В годы Великой Отечественной войны в стенах нашего учебного заведения располагался военный госпиталь. В 1992 году школе вернули статус классической гимназии. Уже в этом статусе мы отмечаем в этом году 225-летие нашего учебного заведения
- Даже не знаю, с чего начать… Ну…, наша гимназия- одна из самых старых. Образовалась гимназия в 1786 году. Ну…, еще что? …А, вспомнил! Образовалась гимназия по указу Екатерины Великой. Вот. Сначала гимназия была в литературном музее, а потом здесь. Ну, вернее, в здании литературного музея. Много раз меняла гимназия статус, а потом все-таки осталась гимназией. Я точно не помню, кажется в 1992 году. Точно... Вспомнил. Много знаменитых выпускников вышли из стен гимназии. А еще праздник скоро 225 лет. Все!
Как описывать картинку, если это пейзаж.
- Как начинать описывать картинку? Особенно, если вы на экзамене?
- Посмотрите на свою картинку внимательно до того, как начнете говорить.
- Говорите спокойно и размеренно.
- 1)Начните со статичных предметов и мест, которые вы видите. Скажите ЧТО ЭТО и КАКОГО ЭТО ЦВЕТА.
- Например:
- На этой картинке я вижу дерево. Дерево зеленое и очень высокое.
- 2) Задержитесь на любом движущемся предмете с любой стороны картинки. Например, лучше всего начинать слева направо. Опишите, во что одет человек, или какие-то его действия.
- Например: Слева на фото девушка. Она одета в белую юбку и голубую рубашку (например). Она прыгает и очень счастлива.
.
- 3) Скажите, что вы думаете, почему он так поступает и что бы это могло значить . Как правило, этот подход отличается от описания пейзажей. Действие всегда легче описывается и требует не так много слов для передачи красок. Может этот мужчина очень умный. Он гений, я предполагаю. Он улыбается
- 4) Не паникуйте. Всех слов знать невозможно, но хоть что-то сказать всегда можно. Если у ваш хорошее воображение, можно к фото придумать историю или сказать, какие у вас рождаются ассоциации.
- 5) Если вы волнуетесь, начните снова. Сделайте глубокий вдох и продолжайте дальше.