Предмет: Литература
Класс 7: ____________________
Тема: Устное народное творчество. Былина. Былина о Садко.
Цели урока:
1. Образовательные:
познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты)
познакомить детей с былиной “Илья Муромец и Соловей-разбойник”;
выявлять художественные особенности былин;
2. Развивающие:
развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
формировать литературоведческие представления
3. Воспитательные:
воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности
Задачи урока:
- называть правильно былины и выделять их особенности
- сравнивать героев – положительных и отрицательных
- обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;
- учить составлять план произведения.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Компетенции: К – 1 (Литературно – речевая компетенция), К – 3 ( коммуникативная),
К – 5 (информационная).
Ход урока.
І. Орг. Момент.
- приветствие
- рапорт дежурного
- запись числа и сообщение темы.
II. Повторение. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.
1. Ребятам предлагается работа со схемой, в центре которой помещено слово “Фольклор”, а от него – стрелочки, подписать под каждой из них жанр фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы).
На данном этапе идет обобщение имеющихся знаний.
2. Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос:
Что означает слово “былина”?
ІIІ. Изучение нового материала.
Слово “Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.
Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.
Сегодня мы познакомимся с одной из них.
Чтение былины “Садко”
IV. Закрепление.
Анализ текста былины, ответы на вопросы:
- Какие чувства вызвали у тебя герои былины?
- Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?
- Опиши внешний вид богатыря и Соловья-разбойника.
- Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?
Словарная работа на уроке.
Индивидуальное задание ученику:
- Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому
Вывод. Конспект (запись в рабочих тетрадях)
Произведения устной народной поэзии и литературы бывают разнообразными. Они делятся на несколько больших разрядов, или родов. Самый распространенный род составляют произведения, в которых изображены события, люди, их характеры и поступки. Такие произведения называются эпическими. Часто эпические произведения рассказывают об исторических событиях и великих народных деятелях. В русских былинах отразилась жизнь и борьба нашего народа; в них показаны народные герои-богатыри, участвующие во многих событиях. Поэтому былины относят к роду эпических произведений. Так как они рисуют героизм русского народа в защите родины и в труде, то былины часто называют произведениями героического народного эпоса. Древнейшие былины можно отнести к событиям и явлениям 9 века, а наиболее поздние – к 13 веку.
Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает исключительный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука, играть в шахматы) или талантом. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга, и ставит в центр повествования. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко – своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
Читая былины, мы можем заметить немало повторений. Повторяются определенные слова, фразы и даже целые картины. Такие повторения встречаются не только в былинах, но и в сказках, народных песнях. Это общая особенность народного творчества. При устной передаче повторы помогают запомнить произведение. Но не только в этом их значение. Часто в былинах повторяются такие места, которые показывают мощь богатыря. Эти повторения усиливают впечатление.
Запевом или зачином начинал сказитель былину, а заканчивает ее концовкой: «Тут ему и славу поют, тем и кончилось». Такие концовки мы видим и в сказке: «Стали жить-поживать и добра наживать».
Теперь присмотримся к языку былин. Это живой, народный язык того времени, когда создавались былины. Этот язык разнообразен. Былины не только описывают богатыря и его подвиги, но они изображают живых людей в живой беседе между собой. Каждое действующее лицо говорит своим языком. Некоторые слова и даже отдельные фразы нам теперь непонятны. Это потому, что прошло много столетий и за это время язык во многом изменился. Иные слова сейчас не употребляются, потому что сами предметы, которые они обозначали, вышли из употребления.
Составление таблицы (работа в тетради).
«Художественные особенности былины»
1) Гипербола (преувеличение)
Таким образом народ подчеркивал могущество
своих героев
2) Прием троичности
Число «три» раньше имело условное значение множественности. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени
3) Повторы
Таким образом акцентируется внимание на самом главном
4) Постоянные эпитеты
Помогают характеризовать героев былины
5) Использование речитативов
- пение былин сопровождалось игрой на гуслях
V. Подведение итогов.
- выставление и комментирование оценок.
VI. Домашнее задание.
Дочитать былину. Пересказать былину по плану и выучить отрывок по выбору.
Составила: Газиева С.У.