СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Устное народное творчество. Песня. Буквы Ее, Ёё, Юю и Яя. Закрепление»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по УМК "Планета знаний". Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать раннее изученный материал. На уроке решаются следующие задачи: развивать фонематический слух, умение читать слоги, слова и предложения с буквами "е", "ё", "ю" и "я"; читать стихотворные произведения наизусть и различать жанры художественной литературы; воспитывать культуру речевого общения. 

Просмотр содержимого документа
««Устное народное творчество. Песня. Буквы Ее, Ёё, Юю и Яя. Закрепление»»

Фамилия, имя, отчество: Измайлова Ритта Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Жедайская СОШ» Олекминского района Республики Саха (Якутия)

Предмет: обучение грамоте, урок обобщения и систематизации знаний.

Тема: «Устное народное творчество. Песня. Буквы Ее, Ёё, Юю и Яя. Закрепление» (1 урок – 45 минут)

Класс: 1

Технологии: информационно-коммуникативные (ноутбук, мультимедийный проектор, презентация).

Аннотация: место урока в учебном курсе – раздел «Алфавит» (74 ч.), 57-ой урок. Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать ранее изученный материал. На данном уроке решались следующие задачи: развивать фонематический слух, умение читать слоги, слова и предложения с буквами «е», «ё», «ю» и «я»; читать стихотворные произведения наизусть и различать жанры художественной литературы; воспитывать культуру речевого общения. Урок проведен с использованием современных технологий: проектная, разноуровневая, здоровьесберегающая, ИКТ (презентация, Интернет-ресурсы для подготовки к уроку (http://pedsovet.su, http://metodsovet.su, http://www.edu54.ru), с применением групповой формы организации урока.

Конспект урока:

Урок обучения грамоте в 1 классе на тему:

«Устное народное творчество. Песня.

Буквы Ее, Ёё, Юю и Яя. Закрепление»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: Комбинированный урок с использованием ИКТ.

УМК: «Планета знаний».

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать ранее изученный материал.

Задачи урока:

  1. Развивать фонематический слух, умение читать слоги, слова и предложения с буквами «е», «ё», «ю» и «я».

  2. Читать стихотворные произведения наизусть и различать жанры художественной литературы.

3) Воспитывать культуру речевого общения.

Планируемые результаты: личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «семья», формирование интереса (мотивации) к учению, оценивать поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм; метапредметные: регулятивные – научатся определять цель выполнения заданий на уроке, оценивать правильность выполнения своих учебных действий; познавательные – ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, сравнивать предметы, объекты; коммуникативные – участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, участвовать в работе группы; предметные: читать слоги, слова и предложения с буквами «е», «ё», «ю» и «я», читать стихотворные произведения наизусть и различать жанры художественной литературы.

Оборудование: учебник «Букварь» Т.М. Андриановой (с.84), наборы шариков из цветной бумаги (красный, жёлтый, синий), слайды, цветовые круги для физкультминутки.





Ход урока:

1. Организация начала урока.

а) Считалочка:

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились. Поэтому, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2. Представление ученических проектов.

Учащиеся представляют творческие работы с ранее изученными буквами.

- Ребята, посмотрите на наши рисунки и послушайте стихотворения. Попробуйте догадаться, о какой букве идёт речь?

а) Буква Е.

б) Буква Ё.

в) Буква Ю.

г) Буква Я.

- Что общего у этих букв? (Они буквы гласных звуков. Все они могут обозначать два звука, первый из которых звук [й], если стоят вначале слова или после гласных; являются показателями мягкости предшествующих согласных и обозначают один звук.)

3. Формулирование темы и цели.

- Сегодня мы с вами будем упражняться в чтении слогов, слов, предложений с данными буквами, по ходу урока вы познакомитесь с некоторыми произведениями русского устного народного творчества. (Слайд 1)

4. Введение в тему.

а) Артикуляционная гимнастика

- Прежде чем перейти к новой теме мы должны разбудить голоса. Давайте это сделаем. Прочитаем слоги парами (по рядам). (Слайд 2)

б) Прослушивание русской народной песни «Во поле берёза стояла»

Дети читают (или напевают) текст песни. (Слайд 3)

- Сейчас вы услышите русскую народную песню «Во поле берёза стояла». Можете читать или подпевать текст песни. (После первого куплета убавить звук.)

- Обратите внимание на плавность и задушевность русских народных песен. Под них водили на Руси хороводы.

- Что делают стихи песни нежными и ласковыми? (Мягкие согласные звуки, особенно звуки [л].)

- Сравните с таким предложением: На лугу вырос дуб. (Слайд 4)

- Чувствуете разницу?

5. Работа с «Букварём».

а) Чтение колыбельной песни читающими детьми (молча). Не читающие дети – подчёркивают в песне букву «ю» и считают их количество.

- Прочитайте молча песню, данную в «Букваре».

- Как называются такие народные песни? Объясните её название. (Колыбель - детская качающаяся кроватка, люлька.) (Слайд 5)

- Для чего поются эти песни? Как они поются? (Тихо, медленно, ласково, нежно, спокойно.)

- Попробуйте прочитать колыбельную песню вслух медленно, ласково, спокойно. А кто сможет её пропеть? (2 ученика)

- Расскажите, как относятся люди к тем, о ком и для кого поют эти песенки.

6. Физкультминутка. (Зрительная разминка). (Слайд 6)

а) Движение глаз по цветовым кружкам (зелёный – красный – синий – жёлтый)

б) Красный – все сидят

Желтый – встают

Зеленый – бегут на месте

7. Работа с «Букварём».

б) - Прочитайте слова другой русской народной песни. (Дети читают «цепочкой»)

- Раньше на Руси многие коровы имели рыжевато-коричневый (бурый) окрас, поэтому коров часто называли Бурёнками. (Слайд 7) (Текст читает учитель.)

- Сравните слова Бурёнка и Бурёнушка. Какое слово звучит более ласково?

- Найдите в тексте другие ласковые слова.

- Докажите, что человек, поющий эту песню, любит свою Бурёнку.

в) - Русский народ сочинял не только песни, но и сказки.

- Вспомните, какие имена людей звучали в них. (Слайд 8)

(Алёнушка, Иванушка, Машенька, Настенька).

- Животных тоже старались называть ласково…: медведюшка-батюшка, лисонька-лиса, заинька, зайчишка-трусишка. (Слайд 8)

г) Дифференцированное задание в группах.

- В некоторых русских народных сказках герои тоже поют песенки. Следующая песенка в учебнике принадлежит герою сказки. Сейчас нам предстоит работа в группах. До сегодняшнего урока вы работали в парах, и впервые будете работать в группах. Поэтому сначала познакомимся с правилами работы в группах. (Слайд 9)

Прочитайте. (Читают молча, затем вслух – 3 ученика)

- Итак, первая группа читает начало песенки и устанавливает, кому принадлежат эти слова и из какой они сказки? (Слова этой песенки принадлежат Лисе из сказки «Петушок – золотой гребешок»)

- Вторая группа ребят читает слова этой песенки и продолжает её дальше.

- Ребята третьей группы пробуют иначе прочитать слова песенки.

Проверка выполнения заданий:

1-ая группа – (Слайд 10)

2-ая группа – (Слайд 11)

3-яя группа – (Слайд 12)

- Почему Лиса поёт не эти слова, а ласковые? Может быть, она очень любит Петушка и хочет его угостить? (Лиса, таким образом хочет обмануть Петуха. Она – хитрая. Она понимает, что только ласковым и нежным речам Петух может поверить.)

- Какой вывод можно сделать? (Не всегда можно доверять ласковым речам!)

8. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


9. Работа с «Букварём».

- Рассмотрите иллюстрации к разным русским народным сказкам. Как называются эти сказки?

- Попробуйте назвать их, не используя ласковых слов. («Репа», «Сестра Алёна и брат Иван», «Курица Ряба»)

- Какие названия вам нравятся больше?

- А вы сами часто произносите ласковые слова? Какие? К кому они обращены?

- Как вы называете своих родителей, друзей и близких?

- Как бы вам хотелось, чтобы называли вас?

- Как в старину называли отца и мать? (Слайд 13)

(В старину всех родственников называли ласково и обращались к ним со словами: матушка, маменька, батюшка, папенька, тётушка, сестрица, сестричка и т. д.)

10. Итог урока.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. (Слайд 14)

- Давайте подведём итог нашего урока: о чём шла речь на уроке? Что нового узнали? Что повторили?

11. Рефлексия.

– На парте у каждого из вас лежат по три шарика: красного, жёлтого и синего цвета. Если вам было интересно, и вы узнали много нового, то возьмите в руки красный шарик. Если вы узнали много нового, но было трудно, возьмите жёлтый шарик. А если было скучно на уроке, то возьмите синий шарик. Шарик, который вы выбрали, прикрепите к доске с помощью воды. (Слайд 15)

Дети берут наборы шариков и прикрепляют с помощью воды к доске.

- Какой замечательный букет из шариков у нас получился! Кому бы вы его вручили? Конечно, Вите! Ведь у него сегодня день рождения! Поздравляем!!!



5