СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устное народное творчество. Загадки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с загадкой, как одним из жанров УНТ, обогащение словаря детей, учить умению сочинять загадки.

Просмотр содержимого документа
«Устное народное творчество. Загадки.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №1»

города Кирсанова Тамбовской области





Конспект урока литературного чтения

по теме : «Устное народное творчество. Загадка» .

3 «г» класс



Составила учитель начальных классов: Егоркина С.В.















2018-2019 уч. г.



Тип урока: закрепление изученного материала.

Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции/

Цель: знакомить детей с загадкой, как с жанром устного народного творчества.

Задачи:

1.Сформирование понятий о загадке, как о жанре устного народного творчества.

2.Обогащение словарного запаса детей

3.Сочинение загадок.

4.Развитие умения описывать объект в устной речи.



Планируемые результаты

Предметные:

сформировать понятие о загадке, как о жанре устного народного творчества. Обогащение словаря. Сочинение загадок. Развитие умения описывать объект в устной речи.






Метапредметные:

познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное; находить в тексте доказательство к утверждению, обобщать, анализировать прочитанное.

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения ; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке;

коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий, выполняют задания в группе, умение взаимодействовать в парах и группах, распределять роли; сравнивать свой ответ с ответами , умение договариваться при распределении заданий.

Учить оценивать высказывания ; конструировать монологическое высказывание.









Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, желанию читать художественную литературу, общаться с книгой, самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008;

























Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

1.Организация начала урока

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

Ребята, какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы.

Представьте себя сейчас на солнечной полянке.

Солнышко ярко светит и греет вам ваши щечки и носики. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь..Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.




Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают
и сохраняют организационные задачи

2.Сообщение темы и цели урока.





















3.Прогнозирование.












4.Целеполагание.
























5. Работа по теме.


















6.Физкультминутка

















7.Актуализация опорных знаний. Планирование.













«Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, говорившиеся на распев под звук струн - о славных подвигах богатырей, защитников земли русской.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа, Она укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов»- А.Н.Толстой

Устное народное творчество. Как вы понимаете смысл этих слов?

УНТ-мудрость народа, произведения, которые передаются из уст в уста многие столетия и создаются теми, кто живет рядом с нами.

УНТ выражает вкусы, склонности, интересы народа, Оно включает в себя самые разнообразные фольклорные жанры: былины, сказки, пословицы, песни, загадки….



Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке? (Фронтальная формулировка целей урока, индивидуальное планирование результатов.)

- Отгадывать загадки, загадывать загадки, сочинять загадки, отгадывать загадки.

Чтобы научиться сочинять загадки, что сначала необходимо узнать?









Итак, посмотрите на слайд. Ваши ответы я сгруппировала, и получились у нас с вами вот такие цели урока. Давайте их прочитаем.

1. Узнать, что такое загадка.

2. Научиться отгадывать загадки.

3. Научиться сочинять загадки.

- А теперь выберите каждый для себя одну цель урока и запомните ее. В конце урока проверим, удалось ли вам достичь своей цели урока или нет.

- что такое загадка, какие бывают загадки, как отгадать загадку, …

Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить на главный вопрос урока?

Мы будем размышлять, продолжите…(читать, работать с текстом , рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).

Какие знания нам в этом помогут?







Цель: мотивация учащихся к активному изучению темы урока, введение в тему урока.

Введение в тему урока, направление деятельности учащихся.

- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока чтения… Что-то не так! Кто же это здесь похозяйничал? На этом слайде у меня была записана тема урока, а теперь какая-та абракадабра!

-Кто-то решил с нами поиграть и зашифровал тему нашего урока. Что же это за шифр?

- Ребята, давайте разгадаем ребус!

- Назовите тему нашего урока.

Молодцы! - Это ребус.

Разгадывание ребуса Вывод: тема урока: ЗАГАДКИ





«Речевая разминка» ( 4 мин)

Цель: подготовка речевого аппарата к активной деятельности, развитие речи.

1.- Давайте подготовим наш речевой аппарат к активной деятельности. У вас на партах лежат карточки со скороговорками и чистоговорками. Прочитайте их сначала медленно, затем быстрее и совсем быстро.

Физкультминутка Двигательная «Скачут зайцы скок, да скок»

Цель: создание элементарных представлений об основных понятиях здорового образа жизни.

Учитель выполняет упражнения вместе с детьми, подает пример заботы о своем здоровье.



- Цель мы с вами определили. Пора отправляться в путешествие. Сначала мы с вами отправимся в клуб «Хочу все знать» для того, чтобы изучить загадку и ответить на первый вопрос: «Что такое загадка?»

Класс делится на 3 группы. Каждая из групп получает задание.

Задания:

Задание 1-ой группы: « В справочнике «Загадки» найти и изучить информацию о том, что такое загадка. Подготовить ответ.

Задание 2-ой группы: В справочнике «Загадки» найти и изучить информацию о том, какие типы загадок существуют. Подготовить ответ.

Задание 3-ей группы: В справочнике «Загадки» найти и изучить информацию о том, как отгадать загадку .








Отвечают на вопросы учителя .



















Прогнозируют результат работы на уроке.












Отвечают на вопросы учителя , ставят перед собой цель.






















Отвечают на вопросы учителя.

Опорные слова вывешиваются на доске.
































Выполняют задания по карточкам в группе.



































Отвечают, как справились с заданиями. Доказывают с опорой на текст, презентацию, схемы, свои выписки из словаря, энциклопедии, личный опыт.






Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.




















Выражают своё согласие или не согласие с утверждением.

Осуществляется мотивация к успеху.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее.





Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели.





















Осуществляют актуализацию знаний.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют цель и задачу,

планируют свою деятельность.



  • Дополняют по существу, поиск и выделение необходимой информации. Сравнение,

  • классификация объектов по выделенным признакам;

    • подведение под понятие, выведение следствий;

    • установление причинно-следственных связей;






















8/Я . Закрепление


Понятие «Загадка».

Цель: обогащение словарного запаса детей. Консультация групп, направление и корректировка речевой деятельности учащихся.

Выступление с отчетами групп № 1, №2, №3.

Подробно пересказывать прочитанное. Выбор основание и критерии для сравнения, классификации объектов;

Повторение правил работы в группе (чтение хором)

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.




Свои ответы представляют группы. Поиск и выделение необходимой информации.



Участвуют в коллективной беседе, дискутируют, корректируют, изменяют свою точку зрения. Слушают товарищей в группе. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Аргументируют свою точку зрения. Формулируют свое мнение.







9. Повторение пройденного.








«Упражнение в отгадывании загадок»

Цель: использование полученных знаний на практике. Отгадывание народных загадок на странице учебника.

Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

(Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.)











Цель: выявление уровня усвоения содержания урока. Контроль.

Сейчас мы с вами попытаемся отгадать тест. – А что означает слово тест? (Испытание)

По окончанию тестирования учитель открывает файл с результатами тестирования.

Тест «Загадки»



Цель: осознание учащимися результатов своей деятельности на уроке. Координация деятельности учащихся.

- Какую цель урока ты ставил перед собой?

- Удалось ли тебе ее достичь?

- Если нет, то почему?

Размышление над вопросами

- А знаете ли вы, что чудо – всегда рядом. Так было во все времена. И каждый народ, каждое время рождало свое новое, неведомое. И многие народы сочиняли загадки. И если мы с вами отгадаем одну французскую загадку, у нас тоже произойдет маленькое чудо. Отгадывают загадку:

Это зеленый домишко,

Откроешь зеленую дверь -

Увидишь бурый домишко;

Откроешь бурую дверь -

Увидишь белый домишко;

Откроешь белую дверь -

А там сердечко, проверь!








Самооценка своей деятельности.














Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.


Высказывают свои предположения

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности, дают самооценку своей работе на уроке, делают выводы, обобщают с опорой на текст, свой опыт.







Рефлексия деятельности учащихся.


10. Контроль и оценка деятельности учащихся (4 мин).






11. Итог урока. Рефлексия.



.

.