СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устные и письменные приемы вычислений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети повторят основные свойства сложения, алгоритмы сложения и вычитания трехзначных чисел, познакомятся с устными и письменными приемами вычислений

Просмотр содержимого документа
«Устные и письменные приемы вычислений»

Конспект урока по требованиям ФГОС (для учителей 1-11 классов)

Ф.И.О. учителя



Предмет:

Математика

Класс (классы)

4 класс

Дата:22.12.2023 г.

Тема:

Устные и письменные приемы вычислений

Цель:

повторить основные свойства сложения, алгоритмы сложения и вычитания трехзначных чисел, познакомить с устными и письменными приемами вычислений

Задачи:

1. Учащиеся повторят основные свойства сложения, алгоритмы сложения и вычитания трехзначных чисел

2. Учащиеся познакомятся с устными и письменными приемами вычислений

3. Учащиеся закрепят полученные знания на практике.

Ход урока

Этапы


1

Самоопределение к деятельности

(орг. момент)

(СЛАЙД 1)

-Ребята, а вы любите сюрпризы? А я очень люблю, посмотрите, какой сюрприз нас сегодня ждет на столе. Какая необычная коробка, интересно, что там?

-Есть какие - то предположения, ребята? (дети высказывают предположения).

-Хорошо, я вам подскажу. Этот предмет круглой формы, он бывает разного размера, сделан из стекла и у него есть ручка. С помощью этого предмета можно разглядеть какие-нибудь мелкие детали. Что же это? (ответы детей).

-Давайте проверим, правильно ли вы ответили? (воспитатель открывает черный ящик и достает лупу). Молодцы ребята, все верно - это лупа!

-Кому могут принадлежать эти предметы – черный ящик и лупа? (ответы детей).

-А кто такой сыщик?/ детектив? (варианты ответов детей).


- Давайте обратимся в голосовому помощнику Алисе.

- Алиса, кто такой детектив?


-А вы хотите стать детективом? Я вам сегодня предлагаю стать детективами и открыть свое детективное агентство.

-Интересно, а что же мы будем расследовать?

Заходит родитель.

- Здравствуйте, ребята! У нас в классе на уроки не пришел один ученик. Помогите его найти! По дороге в школу мы нашли записку. (Приложение № 1). 

Вот и наше первое расследование, уважаемые детективы.

-Что-то случилось у Димы, а нам не удается ничего прочитать, потому что письмо запачкано, что же делать? (ответы детей).

- На каждом этапе расследования мы с вами будем находить улики-ответы и фиксировать свои достижения в картах детективов (Приложение 2).

2

Актуализация знаний (по мере необходимости).

Мотивация (эмоциональная , содержательная, социальная)

-Ну что, а теперь за дело детективы. Пора собирать улики! (дети смотрят на карту детектива)

- Ребята, раз вы детективы, то сразу наверное нашли первую подсказку (следы на доске). (Приложение 3)


- Работать вы будете в команде по 4 человека.

- Как работаем в команде?


Вычисли наиболее удобным способом.


2+96+98+904=


257+18+12+3+40=


48+530+70+52=


33+34+35+36+37=


- Какое свойство вам помогло выполнить данное задание? (сочетательное)

- А вот и первая улика. Часть письма!

- Мы выяснили, что произошло это в школе. (приложение 4)

3

Постановка учебной задачи в начале или в процессе урока


- А следующую подсказку вы найдете у себя под партой.

- Задание необходимо выполнить в парах.

- Как работаем в парах?

- Решите примеры, выполнив запись столбиком.

34 + 34 = 68 1

345 + 345 = 690 0

3456 + 3456 = 6912 3

34567 + 34567 = 69134 0

- Чем отличаются примеры? (Количеством цифр в числах).

- Объясните решение первого примера, выполнив запись столбиком.

- Складывали ли мы четырёхзначные числа столбиком? (Нет.)

- Кто сможет объяснить, как решить второй пример? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением.)

- А как записать? (класс под классом, разряд под разрядом)

- Кто сможет сложить пятизначные числа столбиком? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением.)

- Проверьте решение последнего примера вычитанием. Кто сможет это сделать? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением.)

- Сделайте вывод: как складывают и вычитают многозначные числа столбиком? (Многозначные числа складывают и вычитают столбиком так же, как трёхзначные)

- Давайте посчитаем, с чего начинаем складывать? (С класса единиц, с разряда единиц)

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цели урока.


(СЛАЙД 2)

Тема урока: «Устные и письменные приёмы вычислений»

(СЛАЙД 3)

1. Познакомимся со сложением и вычитанием многозначных чисел столбиком

2. Научимся выполнять сложение и вычитание многозначных чисел столбиком.

3. Повторим приёмы сложения и вычитания.

- А вот и вторая улика! (Приложение 5) Это произошло в 10:30.

4

Решение учебной задачи (усвоение новых знаний и способов действий).

Правила, понятия, алгоритмы

Вы прекрасно справились со всеми заданиями, а теперь мы немножко отдохнем. Я предлагаю вам выполнить упражнения на внимание:

На счет раз – руки поднимаем вверх, потянулись.

На счет два – наклон вперед.

На счет три – приседаем, руки вперед.

Приготовились, начали – раз, два, три, раз, два, три, раз, три, два, три, два, раз, два, два, три.


Работа по учебнику.

(СЛАЙД 4)

Как вы думаете, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? (ответы детей)

- Давайте вместе проверим ваши предположения прочитаем в учебнике на с.60



Посмотрите на №261. Прочитайте (объясни, что обозначают в рамках на полях записи) (если к числу прибавить 0, то получится тоже самое число; если к 0 прибавить число, то получится тоже самое число; если из числа вычесть 0 – то получится такое же число; и если от числа вычесть такое же число, то получится 0)

(СЛАЙД 5)

Игра на платформе learningapps.

https://learningapps.org/13889280

Составьте правильный порядок выполнения сложения двузначных чисел столбиком.

(СЛАЙД 6)

Алгоритм на доске.

1. Пишу сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами

2. Складываю единицы

3. Складываю десятки

4. Складываю сотни

5. Читаю ответ (аналогично с вычитанием)


-Выполним № 262. Прочитаем задание (читает один ученик)

Первый пример выполним вместе (коллективно) с подробным объяснением у доски (1 ученик работает у доски, другие помогают устно, записывая себе в тетрадь).

Выполняем с проверкой.

528 047 + 106 875 = 634 922

Проверка: 634 922 – 528 047 = 106 875


Задание по вариантам (4 варианта).

Под каждый листом записана буква. Дети решают примеры с проверкой, по одному ученику у доски и выясняют новую улику - имя Лида. (приложение 8)


1 вариант: 385746+23352 (И) 409 098

2 вариант: 528047+106875 (Л) 634 922

3 вариант: 605209-353672 (А) 251 537

4 вариант: 320260-21476 (Д) 298 784


Расположите ответы в порядке убывания и получите улику.

- А вот и новая улика! Пропавшего видели с девочкой Лидой. Это его одноклассница. (Приложение 6)

5

Первичное закрепление (проверка понимания учебного материала)



Фронтальная работа.

- Выполним №264 (задача).

-Что известно в задаче? (Выдано 327к и осталось на 246к меньше, чем выдано)

-Что требуется узнать? (Сколько всего книг в библиотеке)

- Какую скобку надо применить в схеме? (квадратную)

- Начертите схему к задаче.

-Что будем узнавать сначала? (Сколько осталось книг, после того, как выдали)

-Когда узнаем , сколько книг осталось после выдачи, мы сможем узнать сколько всего книг в библиотеке? Как?

1)327-246=81к-осталось

  2)327+81=408к

6

Самостоятельная работа с самопроверкой


Выполняем самостоятельно с проверкой в тетради, потом проверим.

-. (Приложение 11)


- А вот и последняя улика! Пропал Тим! Как вы думаете, кто это мог быть?

- Все верно это друг Димы! (приложение 7)


- Ребята, мы собрали "пазл" и раскрыли дело! Наш друг Дима отправил нам новое сообщение! Давайте послушаем его!

(СЛАЙД 7)

- Угощения я оставлю вам в коробке и после урока каждый заберет его.

7

Контроль и самопроверка знаний.




Наш урок подходит к концу.

(СЛАЙД 8)

- Выберите любую фразу и продолжите её.

- Теперь я умею …

- Теперь я знаю…

Наш урок подошёл к концу

-Где нам может пригодиться новое знание? (При решении примеров, задач с многозначными числами.)

Оцените вашу работу на уроке

8

Рефлексия (знаниевая)

Рефлексия

( эмоциональная)

Мы ставили перед собой задачи. Со всеми задачами мы справились?

(СЛАЙД 9)

1. Познакомимся со сложением и вычитанием многозначных чисел столбиком

2. Научимся выполнять сложение и вычитание многозначных чисел столбиком.

3. Повторим приёмы сложения и вычитания.

9

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению



- Домашнее задание у вас тоже будет необычное! Вы сами сможете его выбрать.

1 уровень - решит задачу №263.

2 уровень - выполнить задания на листочках. (Приложение 9)

3 уровень - выполнить домашнее задание на платформе Учи.ру. Вы сможете это сделать, отсканировав qr-код дома и перейдя по ссылке. (Приложение 10)








1 пара (Р)

35840 - 840


2 пара (Е)

1050 - 50


3 пара (Г)

20 000 + 800











4 пара (О)

25 356 - 356



Е

Г

О

Р



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!