Просмотр содержимого документа
«Устный математический журнал»
Для учащихся 5-6 классов
Числа и цифры.
Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке. Хорошо, если число небольшое – десятки или, в крайнем случае, сотни. А если тысячи? Пока сосчитаешь зарубки, чтобы прочитать число, пройдет больше часа. Очень неудобная запись! И вот примерно пять тысяч лет назад почти одновременно в разных странах – Вавилонии, Египте, Китае – родился новый способ записи чисел.
Люди додумались до того, что числа можно записывать не просто зарубками – единицами, а по разрядам: отдельно единицы, отдельно десятки, отдельно сотни. Это было очень важным открытием. Считать и записывать числа теперь стало гораздо легче.
Древние египтяне так же, как и мы сейчас, считали десятками. Но специальные значки – цифры у них были только для разрядов: единиц, десятков, сотен, тысяч. Чтобы записать нашу цифру 7, египтянину приходилось рисовать 7 палочек.
В Древнем Вавилоне считали не десятками, а шестидесятками. Число шестьдесят играло у них такую же роль, как и у нас десять. Вавилонская запись чисел была не очень удобной. Скучное занятие – рисавть много клинышков или уголков подряд, чтобы записать число двумя знаками. А если число было большое, то нередко происходила путаница, потому что специального значка для обозначения разряда 60 не было. И, например, число 3600 изображалось, как и единица, вертикальным клином. Вот тут и разберись!
2. Меры длины и веса.
Чем же и как мерили землю древние египтяне? Главной мерой длины у египтян служил локоть. Локоть делился на семь «ладоней», «ладонь» - на четыре «пальца». Как и многие другие народы, в качестве мерок длины египтяне использовали части человеческого тела. Но люди бывают разного роста, и локти у них неодинаковые. Египтяне это, конечно, понимали. Для того чтобы измерения получались точными и не происходило никакой путаницы, они придумали образцовые меры: локоть, ладонь и палец, общие для всего Египта.
Игровая страница.
Необходимо разгадать несложные ребусы и небольшой кроссворд с ключевым словом «наука».
Наименьшее натуральное число.
Результат деления.
Знак вычитания.
Часть плоскости, ограниченная окружностью.
Компонент сложения.