СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал Дети войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие посвящено подвигу детей в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал Дети войны»

Дети войны

Цели: воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ.

Задачи:

  • расширить знания детей о войне 1941-1945гг.,

  • формировать активную гражданскую позицию школьников,

  • на примерах героических поступков детей в военное время    

      воспитывать чувство патриотизма, гордости за своё Отечество,

  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению,    

     памятникам героям войны. 

Форма проведения: устный журнал. 

Планируемые результаты: учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны. 

Оформление:

  видеофильмы, презентация «Детство, опалённое войной»


Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой несовместимы-

Несовместимы дети и война.


На фоне фильма «Детство, опалённое войной»


А может, не было войны… И людям всё это приснилось:

Опустошённая земля, расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

А может, не было войны… И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер?

А может, не было войны? И «шмайсер» - детская игрушка,

Дневник, залитый кровью ран, был не написан Анной Франк,

Берлин не слышал грома пушек?

А может, не было войны, и мир себе её придумал?


Ученик: Война… Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май, и природа вступает в самую прекрасную свою пору – цветения. Оно слышится и тогда, когда убелённые сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную молодость, детство. Они плачут и вспоминают своих друзей, свою любовь, свою войну.


( слайд № 1- 2, презентация «Война вошла в мальчишество моё»)


Ученик: Сегодня речь пойдёт о наших ровесниках, о тех, кто из-за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонад, о тех, кто шагнул и не вернулся. Удивительное поколение! Оно росло, овеянное романтикой революции и Гражданской войны. Любимым фильмом был «Чапаев», любимой книгой – «Как закалялась сталь». И огорчались, что родились слишком поздно. И вполне закономерно, что в трагическом сорок первом это поколение стало поколением добровольцев.

Сегодня поговорим о тех, кто 22 июня 1941 года праздновал свой выпускной вечер… Это был последний счастливый вечер в их мирной жизни. Второй счастливый вечер случится только через пять лет – 9 мая 1945 года. И доживут до него не все.


Ученик: Тогда ещё не знали мы, со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае…

Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята в сорок первом году.


( слайд № 3, презентация «Война вошла в мальчишество моё»)


Ученик: Опять война,

Опять блокада, —

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

Ученик: Нам сейчас 10 или немногим больше. Мы родились и выросли на мирной земле. Мы хорошо знаем, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Мы видим, как строят новые дома в городе, но не подозреваем, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов.

( слайд № 4 -5, презентация «Война вошла в мальчишество моё»)


Ученик: Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

Фильм «Подвиги детей во время Великой Отечественной войны.» 


( слайд № 6, презентация «Война вошла в мальчишество моё»)


Ученик: Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.

Ученик: Мальчишки… Девчонки… Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, матерями. Сражались повсюду. И не на миг не дрогнули их юные сердца! В те дни рано взрослели дети, наши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было ба поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. Пришёл грозный час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём большая любовь к Родине и ненависть к её врагам.

( слайд № 7 - 13, презентация «Война вошла в мальчишество моё»)


слайд № 13 Фильм «Дети войны»

Ученик: Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей. Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. «Собаки рвали детей.… А немцы хохотали», - вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война. «Сядем над разорванным ребёнком и ждём, когда сердце у него остановится… Снегом присыплем. Вот ему и могилка до весны».

Ученик: Фашизм – когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали до тех пор, пока ребёнок не умирал. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти. Детей гнали из концлагеря в концлагерь. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах страх. Маленькие старички с истощёнными телами, обтянутые кожей.

Ученик: Детей заставляли работать по 15 – 20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой на морозе, били палками.

Ученик: В Польше, в городе Лодзь, есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города фашисты устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа. Не все дети задушены там, в газовых камерах, многие погибли здесь от голода, болезней и побоев. В общей сложности в концлагерях было уничтожено свыше двух с половиной миллионов детей. Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось от боли, глядя на страдания детей в страшных лагерях смерти… Что есть у матерей дороже их детей? Что есть дороже у любого народа? А кто посчитает сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

Ученик. Время, одновременно героическое и трагическое, чеканило характеры вчерашних школьников решительно и жестоко. Прямо из школы они шагнули в бессмертие. В страшные годы войны вместе со взрослыми взялись за оружие дети, чтобы защитить Родину от ненавистного врага. Дети были на фронте связистами, разведчиками, сёстрами милосердия, подрывниками.

Во время второй мировой войны на земле погибло тринадцать миллионов детей. Около миллиона детей остались без родителей.


Ученик: … Дети войны…   Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны! Многие из них награждены орденами и медалями, а четверым присвоено звание Героя Советского Союза


( слайд № 15 - 27, презентация «Война вошла в мальчишество моё»)


 Ведущий. Лёня Голиков рос на берегу реки Поло. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области. 2 апреля 1944 года был опубликован указом присвоении пионеру-партизану Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

            Марат Казей жил в белорусской деревне. Осенью ему уже не пришлось идти в пятый класс. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В Минске поставлен памятник юному герою.

 Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в Хмельницкой области.. Он был вожаком пионеров, своих ровесников. Погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, стоит памятник.

 Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Зина стала связной партизанского отряда, а потом по заданию партизан устроилась на работу в немецкую офицерскую столовую. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. Родина посмертно отметила её подвиг высшим званием Героя Советского Союза.


Лара Михеенко за операцию по разведке и взрыву железнодорожного моста была представлена к правительственной награде. Но награду вручить Родина не успела. Юную партизанку, выданную предателем, фашисты расстреляли. В указе о награждении ленинградской школьницы Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: «Посмертно».

На окраине села Погорельцы оборону держала одна рота. Патроны бойцам подносил мальчик – Вася Коробко. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боёв он был сражён вражеской пулей. Своего маленького героя Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.

Ученик. Сергей Алешков- самый молодой солдат Великой Отечественной Войны. Сын полка- защитник Сталинграда.


Фильм о Сергее Алешкове.


Ученик. В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы.

В те рассветы

Горела в обветренных реках вода.

В те рассветы

Мальчишек фашисты вели на расстрелы.

Те рассветы забыть?

Все - Никогда! Никогда!


( слайд № 28 - 29, презентация «Война вошла в мальчишество моё»)


 Ученик. Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

 Ведущий. «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».


( слайд № 30, презентация «Война вошла в мальчишество моё»)


Ученик: В классе очень холодно, 
На перо дышу, 
Опускаю голову 
И пишу, пишу. 
Первое склонение — 
Женский род на «а», 
Сразу, без сомнения, 
Вывожу — «война». 

Ученик: Спят мальчишки в сиянии звёзд.

Им – семнадцать! Навечно семнадцать!

Им не встать из - под белых берёз.

Из - под алых рябин не подняться.

Шли мальчишки в шинелях до пят

На врага, под огонь бронебойный.

Не забудьте же этих ребят,

Будьте этих мальчишек достойны!

Фильм «Дети войны»


( слайд № 31 - -33, презентация «Война вошла в мальчишество моё»)


Ученик: У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства.


БЫТЬ РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ – ЭТО УЖЕ ПОДВИГ.


Ученик: «Никто не забыт и ничто не забыто»-
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.


Никто не забыт и ничто не забыто.»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!