СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Немного о поэзии..." ( природа в стихах русских поэтов).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Немного о поэзии..." ( природа в стихах русских поэтов).»

Тема. Устный журнал «Немного о поэзии…»


Цель. Путём проведения урока в форме устного журнала «Немного о поэзии» раскрыть специфику поэзии как рода литературы, попутно выяснив, чем отличаются стихи от прозы, кому и зачем нужна поэзия; доказать связь поэзии с другими видами искусства живописью, музыкой.

Воспитывать в детях любовь к поэтическому слову.

Методы. Объяснительно - иллюстративный, частично – поисковой, индуктивный, дедуктивный.

Тип. Урок – устный журнал

Оборудование. Репродукции картин, изображающих природу, музыка

П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова.

Ход работы

Сообщение цели и задач урока.

Сегодня мы поговорим о поэзии.

Для этого очень удобна форма устного журнала, листая страницы которого, мы посмотрим на поэзию с разных сторон.
Итак, первая страница нашего устного журнала.

  1. Кому и зачем Вопрос записан на доске в виде
    нужна поэзия? плана.

И в самом деле, кому и зачем нужна поэзия, если есть проза? Ведь в обычной жизни, разговаривая друг с другом, нам и в голову не приходит говорить в рифму.

Вот что говорят ваши анкеты на этот вопрос. Выборочное чтение анкет учеников класса.

Но вы и сами чувствуете, что ответы неполны.

Есть такая сказка у Кленицкой. Чтение сказки о человеке-чудаке.
(Е. В. Карсалова «Стихи живые сами говорят» с. 97-98).

Люди называли человека, не похожего на них, чудаком. И только со временем поняли, что это Поэт. Ведь именно поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, учит оберегать цветы и деревья, зверей и птиц, делает человека добрее и красивее, передаёт ему чувства любви и сострадания ко всем живым существам.



Следующая страница нашего устного журнала:

  1. Чем стихи отличаются от прозы?

Обратимся к пушкинским стихам из произведения «Руслан и Людмила».

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

∆ Попробуйте одно из устаревших, старославянских по происхождению, слов в этом отрывке заменить современной формой (брег – берег, чредой – чередой). Только сделайте это не вслух, чтобы не портить прекрасное звучание пушкинского стиха, а про себя. У вас на лицах улыбка. Сразу исчезла поэзия, красота. Прочитаем ещё раз вслух пушкинские стихи. Строки звучат плавно, мерно, ритмично.

Вот мы и подошли к одному из важнейших признаков, отличающих стихи от прозы, - ритму. Мы часто встречаемся с этим словом в жизни. Ритмична смена времён года, чередование дня и ночи. Многое ритмично в работе человеческого организма: ритмично бьётся сердце, ритмично дыхание.

Ритм важен в музыке и поэзии. Сравним песню и стихи.

Попробуем проскандировать ее ритм.

Хорошо над Москвою – рекой Девочки поют эту песню

Услыхать соловья на рассвете.



͜͜ ͜ ̷͜ ͜͜ ͜ ̷͜ ͜͜ ͜ ̷͜

͜ ͜ ̷͜ ͜͜ ͜ ̷͜ ͜͜ ͜ ̷͜ ͜͜



Вы чувствуете мерность, повторяемость музыкальных отрезков?

- А в поэзии?



Та̅м ле́с и̅ до́л ви̅де̅́ни̅й по́лны̅.



͜ ̷͜ ͜ ̷͜ ͜ ͜ ͜͜ ̷͜ ͜͜



(Равномерное чередование одинаковых звуковых отрезков – стихотворный ритм).



Беседа с классом

- А чем ещё стихи отличаются от прозы?

Посмотрим, как напечатано стихотворение. Стихотворная строка иная, чем прозаическая. Она короче. После неё в чтении обязательна пауза, подчёркивающая конец строки. Окончания слов, стоящие в конце соседних строк, созвучны, это и есть рифма.

∆ В кратком словаре литературоведческих терминов справьтесь о слове «рифма».

-Но всякие ли похожие окончания можно называть рифмой?



∆ Рассказ ученика о том, как Незнайка из «Приключений Незнайки и его друзей» сочинял стихи.

∆ Вопросы после рассказа задает этот же ученик.

- Почему неправ был Незнайка, ведь оба слова заканчиваются одинаково?



Но подбирать рифмы – ещё не значит писать стихи.
Поэтому следующая страница нашего журнала.



  1. «Душа» стихотворения.

На дом вы получили задание «дописать», «допридумывать» стихотворение, т. е. творческое задание. Даны были только рифмы.

. . . . . тает

. . . . . земли

. . . . . расцветает

. . . . . журавли (на доске записать)

. . . . . одетый

. . . . . ждёт

. . . . . согрето

. . . . . поёт.

Зачем было дано это задание? Ведь не всякий станет писателем, а, может быть, и никто из класса им не станет. Но я придерживаюсь тезиса: «От маленького писателя – к большому читателю». Эта творческая работа, поиски слова сделает вас более внимательными к слову авторов.

∆ Прочитайте своё стихотворение. Молодцы!

А теперь сравните с оригиналом, стихотворением русского поэта А.К. Толстого.



Вот уже снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.



Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт,

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит, и поёт.

-Только ли дело в рифме?



∆ Давайте разберёмся, в чём яркость, выразительность стихотворения.

-Как писатель назвал подснежники?

- Почему он назвал лес юным?



∆- Какие здесь есть эпитеты и метафоры?

Поэт не просто подбирает слова для рифмы. Он умеет найти такие слова, которые заставляют нас и волноваться, и радоваться, и гордиться красотой родного края.

У поэзии свои законы, свой язык. Чтобы понять фразу, сказанную в обыденной речи, достаточно знать значение каждого отдельного слова. Для понимания стихов этого мало. Некоторые потому и не любят стихи, что не умеют вдумываться в слово, фантазировать.



∆ Прослушивание стихотворения А.К. Передреева «Работа». - О чём оно?

Итак, для того, чтобы понимать стихи, нужно развивать в себе воображение.

Даже А. Эйнштейн писал: «Воображение важнее знания, ибо знание ограничено».

А помогают развивать воображение музыка, живопись.



Следующая страница нашего журнала.

  1. Связь поэзии с музыкой и живописью.

Ещё А. Блок говорил: «Неразлучные в России живопись, музыка, проза, поэзия… Вместе они образуют единый мощный поток, который несёт в себе ношу национальной культуры».

∆ Попробуем почувствовать это.

Сейчас мы будем читать стихи о природе.

Чтение стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы».

1.Какие эпитеты и метафоры вас более всего впечатлили?

2.Прослушивание музыки.

Какая из музыкальных частей более всего подходит к этому стихотворению и почему? Какие картины вы представляете, слушая музыку?

(П.И. Чайковский «Времена года» («Зима»), Г.В. Свиридов «Метель»?) Два музыкальных отрывка посвящены теме зимы, но какая музыкальная тема более близка к стихотворению?

3.У меня в руках репродукции на тему «Зима». Какая, на ваш взгляд, более всего подходит к этому стихотворению?

Почему? (краски, похожесть пейзажа);

4.Ну а теперь попробуем развивать в себе ассоциативное мышление.

Словарная работа

Ассоциация – связь представлений по сходству (одно из значений).

Спектр – совокупность цветовых полос, получающихся при прохождении светового луча через преломляющую среду.

Сентиментальный – способный расчувствоваться.

На экран проецируются различные цвета. Записывается эпиграф к дальнейшей работе над анализом стихотворения:

«Семь вкусов спектра пробует язык».

Б. Ахмадулина.

«Я ловил соответствие звука и цвета…»

А. Тарковский.

- Как вы думаете, какого «цвета» это стихотворения? Или какие цвета преобладают в нём?

Эта работа для вас не новая. Вот как почувствовали, представили цвета к стихотворению Баратынского «Весна» вы. Учитель обращается к выставке рисунков на доске. В это время один ученик читает наизусть стихотворение «Весна».

И.С. Никитин «очеловечил» природу. В стихотворении есть цвета, формы и даже запахи. Попробуйте отвлечься и представить себе это стихотворение не просто как рифму строк, а как полную жизненную картину: цвет, форму (какая картина в вашем воображении при чтении?) и даже запах (закройте глаза, расслабьтесь и представьте…).

Ученики говорят о своих представлениях.

- Можно ли сказать, что автор этого стихотворения не только поэт, но ещё и художник?

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Стихотворение читает учитель под музыку П. И. Чайковского «Времена года». Перед чтением дать задание: «Какие цвета, звуки преобладают в этом стихотворении? Минорные или мажорные звуки?»

Обучающиеся отвечают.

«Подключим» своё ассоциативное мышление.

Следующее задание: из принесённых вами веточек, осенних листьев, цветов, камней составьте композицию, которая выражала бы настроение стихотворения. Б. Пастернак говорил: «Поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли».

Выходят ученики и под музыку П. И. Чайковского «Сентиментальный вальс» «собирают» букет, который выражает настроение стихотворения.

- Почему «Сентиментальный вальс» тоже созвучен со стихотворением Тютчева?
(Осень ассоциируется с печалью)


Итоги урока.

- Для чего мы проделывали эту работу?

- Для того, чтобы понимать и чувствовать поэтическое слово.

Стихи Б. Пастернака наполнены цветом. Его лирика – цветовой атлас. Октябрь у него ореховый, блеск заморозков – оловянный, осенние сумерки – это связь творчества Чехова, Чайковского и Левитана. И всё творчество Пастернака связано с ассоциациями. Гроза – это момент, снимок – мысль.

Чтение стихотворения Пастернака «Снег идет».

Ведь слово « поэзия» образовано от греческого слова poiesis (poieo) – делаю, творю.

Рефлексия.

-Закончите предложение:

На уроке я научился…

На уроке почувствовал…

Мне понравилось…

В жизни я могу использовать…

Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение о природе, проанализировать его по предложенной схеме.










7