Тема. Устный журнал «Немного о поэзии…»
Цель. Путём проведения урока в форме устного журнала «Немного о поэзии» раскрыть специфику поэзии как рода литературы, попутно выяснив, чем отличаются стихи от прозы, кому и зачем нужна поэзия; доказать связь поэзии с другими видами искусства живописью, музыкой.
Воспитывать в детях любовь к поэтическому слову.
Методы. Объяснительно - иллюстративный, частично – поисковой, индуктивный, дедуктивный.
Тип. Урок – устный журнал
Оборудование. Репродукции картин, изображающих природу, музыка
П. И. Чайковского, Г.В. Свиридова.
Ход работы
Сообщение цели и задач урока.
Сегодня мы поговорим о поэзии.
Для этого очень удобна форма устного журнала, листая страницы которого, мы посмотрим на поэзию с разных сторон.
Итак, первая страница нашего устного журнала.
Кому и зачем Вопрос записан на доске в виде
нужна поэзия? плана.
И в самом деле, кому и зачем нужна поэзия, если есть проза? Ведь в обычной жизни, разговаривая друг с другом, нам и в голову не приходит говорить в рифму.
Вот что говорят ваши анкеты на этот вопрос. Выборочное чтение анкет учеников класса.
Но вы и сами чувствуете, что ответы неполны.
Есть такая сказка у Кленицкой. Чтение сказки о человеке-чудаке.
(Е. В. Карсалова «Стихи живые сами говорят» с. 97-98).
Люди называли человека, не похожего на них, чудаком. И только со временем поняли, что это Поэт. Ведь именно поэзия учит людей видеть красоту окружающего мира, открывает им души других людей, учит оберегать цветы и деревья, зверей и птиц, делает человека добрее и красивее, передаёт ему чувства любви и сострадания ко всем живым существам.
Следующая страница нашего устного журнала:
Чем стихи отличаются от прозы?
Обратимся к пушкинским стихам из произведения «Руслан и Людмила».
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
∆ Попробуйте одно из устаревших, старославянских по происхождению, слов в этом отрывке заменить современной формой (брег – берег, чредой – чередой). Только сделайте это не вслух, чтобы не портить прекрасное звучание пушкинского стиха, а про себя. У вас на лицах улыбка. Сразу исчезла поэзия, красота. Прочитаем ещё раз вслух пушкинские стихи. Строки звучат плавно, мерно, ритмично.
Вот мы и подошли к одному из важнейших признаков, отличающих стихи от прозы, - ритму. Мы часто встречаемся с этим словом в жизни. Ритмична смена времён года, чередование дня и ночи. Многое ритмично в работе человеческого организма: ритмично бьётся сердце, ритмично дыхание.
Ритм важен в музыке и поэзии. Сравним песню и стихи.
Попробуем проскандировать ее ритм.
Хорошо над Москвою – рекой Девочки поют эту песню
Услыхать соловья на рассвете.
͜͜ ͜ ̷͜ ͜͜ ͜ ̷͜ ͜͜ ͜ ̷͜
͜ ͜ ̷͜ ͜͜ ͜ ̷͜ ͜͜ ͜ ̷͜ ͜͜
Вы чувствуете мерность, повторяемость музыкальных отрезков?
- А в поэзии?
Та̅м ле́с и̅ до́л ви̅де̅́ни̅й по́лны̅.
͜ ̷͜ ͜ ̷͜ ͜ ͜ ͜͜ ̷͜ ͜͜
(Равномерное чередование одинаковых звуковых отрезков – стихотворный ритм).
Беседа с классом
- А чем ещё стихи отличаются от прозы?
Посмотрим, как напечатано стихотворение. Стихотворная строка иная, чем прозаическая. Она короче. После неё в чтении обязательна пауза, подчёркивающая конец строки. Окончания слов, стоящие в конце соседних строк, созвучны, это и есть рифма.
∆ В кратком словаре литературоведческих терминов справьтесь о слове «рифма».
-Но всякие ли похожие окончания можно называть рифмой?
∆ Рассказ ученика о том, как Незнайка из «Приключений Незнайки и его друзей» сочинял стихи.
∆ Вопросы после рассказа задает этот же ученик.
- Почему неправ был Незнайка, ведь оба слова заканчиваются одинаково?
Но подбирать рифмы – ещё не значит писать стихи.
Поэтому следующая страница нашего журнала.
«Душа» стихотворения.
На дом вы получили задание «дописать», «допридумывать» стихотворение, т. е. творческое задание. Даны были только рифмы.
. . . . . тает
. . . . . земли
. . . . . расцветает
. . . . . журавли (на доске записать)
. . . . . одетый
. . . . . ждёт
. . . . . согрето
. . . . . поёт.
Зачем было дано это задание? Ведь не всякий станет писателем, а, может быть, и никто из класса им не станет. Но я придерживаюсь тезиса: «От маленького писателя – к большому читателю». Эта творческая работа, поиски слова сделает вас более внимательными к слову авторов.
∆ Прочитайте своё стихотворение. Молодцы!
А теперь сравните с оригиналом, стихотворением русского поэта А.К. Толстого.
Вот уже снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт.
-Только ли дело в рифме?
∆ Давайте разберёмся, в чём яркость, выразительность стихотворения.
-Как писатель назвал подснежники?
- Почему он назвал лес юным?
∆- Какие здесь есть эпитеты и метафоры?
Поэт не просто подбирает слова для рифмы. Он умеет найти такие слова, которые заставляют нас и волноваться, и радоваться, и гордиться красотой родного края.
У поэзии свои законы, свой язык. Чтобы понять фразу, сказанную в обыденной речи, достаточно знать значение каждого отдельного слова. Для понимания стихов этого мало. Некоторые потому и не любят стихи, что не умеют вдумываться в слово, фантазировать.
∆ Прослушивание стихотворения А.К. Передреева «Работа». - О чём оно?
Итак, для того, чтобы понимать стихи, нужно развивать в себе воображение.
Даже А. Эйнштейн писал: «Воображение важнее знания, ибо знание ограничено».
А помогают развивать воображение музыка, живопись.
Следующая страница нашего журнала.
Связь поэзии с музыкой и живописью.
Ещё А. Блок говорил: «Неразлучные в России живопись, музыка, проза, поэзия… Вместе они образуют единый мощный поток, который несёт в себе ношу национальной культуры».
∆ Попробуем почувствовать это.
Сейчас мы будем читать стихи о природе.
Чтение стихотворения И. С. Никитина «Встреча зимы».
1.Какие эпитеты и метафоры вас более всего впечатлили?
2.Прослушивание музыки.
Какая из музыкальных частей более всего подходит к этому стихотворению и почему? Какие картины вы представляете, слушая музыку?
(П.И. Чайковский «Времена года» («Зима»), Г.В. Свиридов «Метель»?) Два музыкальных отрывка посвящены теме зимы, но какая музыкальная тема более близка к стихотворению?
3.У меня в руках репродукции на тему «Зима». Какая, на ваш взгляд, более всего подходит к этому стихотворению?
Почему? (краски, похожесть пейзажа);
4.Ну а теперь попробуем развивать в себе ассоциативное мышление.
Словарная работа
Ассоциация – связь представлений по сходству (одно из значений).
Спектр – совокупность цветовых полос, получающихся при прохождении светового луча через преломляющую среду.
Сентиментальный – способный расчувствоваться.
На экран проецируются различные цвета. Записывается эпиграф к дальнейшей работе над анализом стихотворения:
«Семь вкусов спектра пробует язык».
Б. Ахмадулина.
«Я ловил соответствие звука и цвета…»
А. Тарковский.
- Как вы думаете, какого «цвета» это стихотворения? Или какие цвета преобладают в нём?
Эта работа для вас не новая. Вот как почувствовали, представили цвета к стихотворению Баратынского «Весна» вы. Учитель обращается к выставке рисунков на доске. В это время один ученик читает наизусть стихотворение «Весна».
И.С. Никитин «очеловечил» природу. В стихотворении есть цвета, формы и даже запахи. Попробуйте отвлечься и представить себе это стихотворение не просто как рифму строк, а как полную жизненную картину: цвет, форму (какая картина в вашем воображении при чтении?) и даже запах (закройте глаза, расслабьтесь и представьте…).
Ученики говорят о своих представлениях.
- Можно ли сказать, что автор этого стихотворения не только поэт, но ещё и художник?
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Стихотворение читает учитель под музыку П. И. Чайковского «Времена года». Перед чтением дать задание: «Какие цвета, звуки преобладают в этом стихотворении? Минорные или мажорные звуки?»
Обучающиеся отвечают.
«Подключим» своё ассоциативное мышление.
Следующее задание: из принесённых вами веточек, осенних листьев, цветов, камней составьте композицию, которая выражала бы настроение стихотворения. Б. Пастернак говорил: «Поэзия валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли».
Выходят ученики и под музыку П. И. Чайковского «Сентиментальный вальс» «собирают» букет, который выражает настроение стихотворения.
- Почему «Сентиментальный вальс» тоже созвучен со стихотворением Тютчева?
(Осень ассоциируется с печалью)
Итоги урока.
- Для чего мы проделывали эту работу?
- Для того, чтобы понимать и чувствовать поэтическое слово.
Стихи Б. Пастернака наполнены цветом. Его лирика – цветовой атлас. Октябрь у него ореховый, блеск заморозков – оловянный, осенние сумерки – это связь творчества Чехова, Чайковского и Левитана. И всё творчество Пастернака связано с ассоциациями. Гроза – это момент, снимок – мысль.
Чтение стихотворения Пастернака «Снег идет».
Ведь слово « поэзия» образовано от греческого слова poiesis (poieo) – делаю, творю.
Рефлексия.
-Закончите предложение:
На уроке я научился…
На уроке почувствовал…
Мне понравилось…
В жизни я могу использовать…
Домашнее задание.
Выучить наизусть понравившееся стихотворение о природе, проанализировать его по предложенной схеме.
7