Республиканская научно-практическая конференция
исследовательских работ и индивидуальных проектов
школьников и педагогов «Нам о России надо говорить»
Методическая разработка
Устного журнала «Все это было…»
| Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Куанпамашская ООШ» Подрезова Алевтина Геннадьевна |
Куанпамаш
2023
Аннотация
Методическая разработка Устного журнала «Все это было…» создана в рамках школьной программы воспитательной работы по направлению «гражданско-патриотическое воспитание», а также посвящена 100-летию Пионерии и предназначена классным руководителям общеобразовательных школ для проведения внеклассного мероприятия. Поможет расширить кругозор учащихся, даст возможность сформировать свою точку зрения на исторические события. Использование краеведческого материала имеет огромное нравственное значение в воспитании учащихся. В методической работе представлены формы и методы активной деятельности детей: поиск и исследование материалов по истории Пионерии, представление редких документов, фактических материалов в презентации, формирование навыков составления презентаций. В данной методической разработке представлены методы сотрудничества детей и взрослых: проведение беседы с ветераном педагогического труда, составление сценария внеклассного мероприятия. Особую роль играет формирование навыков публичного выступления, составления текстов выступлений на основе структурирования текста, определения логической цепочки, эмоциональной нагрузки, подбор стихотворений разных авторов и развитие выразительного чтения.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………с.4-5
Основная часть…………………………………………………………….. с.6-12
Заключение…………………………………………………………………с.12-13
Библиографический список…………………………………………………...с.13
Приложения………………………………………………………………...с.14-16
Введение
Проходят годы, одна эпоха сменяется другой, и меняются наши взгляды, исторические оценки, отношения к событиям, людям. Но сама память о людях остается. Должна остаться. Ведь память - это то немногое, чем мы можем гордиться. История развивается по спирали, и придёт тот день, когда настоящее станет прошлым.
Большую роль в становлении личности играет школа, общественность, организации. Детскому движению в отечественной науке долгое время не придавали должного значения, хотя именно оно воспитывает в детях, подростках те качества, которые будут востребованы во взрослой жизни.
«Взвейтесь кострами, синие ночи,
Мы пионеры-дети рабочих!
Близится эра светлых годов,
Клич пионеров - всегда будь готов!»
Сейчас для детей нового поколения эти строки мало что значат, некоторые порой даже не знают о том, что существовала пионерская организация имени В.И. Ленина, что, конечно, очень печально, поскольку не следует забывать историю. Многие недоуменно пожмут плечами, спроси у них, с чем связана дата 19 мая. Поколение 40-летних еще помнит, что это день рождения пионерской организации. А для тех, кто еще старше – это целая эпоха, огромный этап, вобравший в себя время их жизни с 9 до 14 лет.
Именно поэтому важно детей знакомить с историей Пионерии. Думаю, для каждого интересно узнать что-то из прошлого своих родителей, своих учителей, соседей.
Цель данной разработки: воспитание патриотизма и гражданственности учащихся на основе краеведческого материала о пионерском движении.
Задачи:
1.формирование у учащихся патриотической позиции по отношению к истории своей малой родины;
2. развитие интереса к деятельности детских общественных объединений;
3.воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения;
4.развитие навыков исследовательской деятельности.
Методические рекомендации по проведению мероприятия.
Рекомендуется предварительная работа по изучению литературы по теме, краеведческого материала, Интернет-ресурсов, поиск людей, чьи воспоминания очень важны для данной работы. На уроках внеклассного чтения рекомендуется чтение повести «Тимур и его команда» А.П.Гайдара, знакомство с ее экранизацией, возможны проведение исследовательской работы, просмотр видеороликов о пионерском движении.
Методические приемы: рассказы учащихся, классного руководителя, беседы с ветеранами, демонстрация презентации, просмотр документального видеоролика, приемы творческого сотрудничества.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация.
Ожидаемые результаты:
-Вызвать эмоциональный отклик в сердцах учащихся.
-Вызвать желание изучать историю Пионерии на краеведческом материале.
-Открыть новые имена в истории пионерского движения.
-Научиться планировать, подбирать материал, разрабатывать сценарий и проводить устный журнал.
-Научиться сотрудничать с взрослыми, проводить исследовательскую работу.
Основная часть
Сценарий проведения Устного журнала «Все это было…»
Ход мероприятия
Кл.руков.: Дорогие ребята, сегодня вы присутствуете на презентации устного журнала «Все это было…». Составили журнал учащиеся нашего класса Воронова Яна и Иванова Катя. Предоставляем им слово.
Яна:
Век 20-й – уже история,
Не вернуть его, не исправить,
На мгновение и не более,
предлагаем его представить.
Предлагаем вернуться в прошлое,
Пролистать его по страницам.
Вашему вниманию мы представляем свой журнал «Все это было…». Эпиграфом являются слова
«Вроде б пионеров нет,
Но остался их завет.
Чтим законы их простые,
Многим до сих пор родные».
Катя: Первая страница нашего журнала называется «Салют, Пионерия!».
Век 20-й – уже история,
Не вернуть его, не исправить,
Было в нём немало хорошего,
этим можем мы все гордиться.
Век 20-й, года двадцатые,
девятнадцатый мая день,
Появляется Пионерия -
Красный галстук скорей надень…
Совсем скоро будет 100-летний юбилей Пионерии. Миллионы советских людей с достоинством носили звания: сначала октябрёнок, затем пионер, далее комсомолец. День Пионерии всегда был одним из самых больших детских праздников, с обязательным пионерским парадом или торжественным сбором, приемом октябрят в ряды пионерской организации, пионерскими кострами.
Просмотр видеоролика «Пионерская зорька» МБОУ «Куанпамашская ООШ»
Яна: Следующая страница нашего журнала «Родом из пионерского детства».
Детство моё пионерское:
Школьная, скромная форма,
Красные галстуки, сверстники,
Правила, игры и нормы.
В канун юбилея Пионерии мы пригласили пионеров 80-х гг. 20века, чтобы услышать их живой рассказ о пионерской жизни в Куанпамашской школе.
Слово предоставляется Марковой М.Л., члену пионерского отряда имени
(Текст выступления: В пионерском отряде, дружине, каждый пионер имел поручение, определённую нагрузку, и он должен был отчитываться перед товарищами за выполненное поручение. Поручения давались по интересам пионеров. Всё было продумано до мелочей. Вот потому пионерская жизнь была не скучной, а интересной. Вожатые нас учили готовить и проводить пионерские сборы, всё знать о пионерской символике, пионерских ритуалах и как их выполнять. Для этого регулярно проводились практические занятия. Наш отряд в составе дружины старался шагать в ногу со всей пионерией страны. Приняли активное участие в проведении трудовой пионерской двулетки «Пионеры Родине», поддержали пионерское движение «Украсим Родину садами», участвовали в экспедиции по изучению родного края. Собирали материал для школьного уголка боевой славы. Тогда же мы увлеклись поисковой работой. Группа старшеклассников выезжала на место захоронения Героя Советского Союза Г.Ф.Бастракова в с. Лукашовка Украинской ССР. Незабываемыми были встречи с однополчанами Героя).
Яна: Слово предоставляется Подрезовой А.Г., члену пионерского отряда имени Героя Советского Союза М.В.Лебедева.
(Текст выступления: Очень активно готовились к проведению дружинного сбора, посвященного дружбе народов всех союзных республик. Каждый отряд по выбору должен был больше узнать о жизни народа республик, его традициях, культуре, быту, готовили костюмы, номера художественной самодеятельности.
В отряде обсуждались нарушители дисциплины, неуспевающие. Закрепляли «отличников» и «хорошистов» за неуспевающими. Это приносило свои результаты.
Ежегодно собирали металлолом, макулатуру. В марте проводили традиционный «День птиц», на уроках труда в мастерских девочки и мальчики строили скворечники. Не расставались с песней. Пели хором в день рождения В.И.Ленина, с художественными номерами выступали в сельском клубе перед тружениками колхоза «Память Ленина», выходили на фермы, выступали в «красных уголках».
Проводились спортивные состязания между отрядами по лыжам, по легкой атлетике. Разве забудется тимуровская работа? Ведь, можно сказать, в моде в то время были честность, справедливость, доброта, желание помочь друг другу).
Яна:
Трубите горнисты -
пусть пионерские горны поют:
«Всем ветеранам
Наш пионерский салют!»
Третья страница журнала «Взвейтесь кострами, синие ночи» посвящена ветерану пионерского движения, пионервожатой школы в 60-70-х гг. 20 века. Казанцевой Розе Ивановне. Хочу вас познакомить с некоторыми страницами моей исследовательской работы «Слово об учителе».
Роза Ивановна начала работать пионервожатой в Куанпамашской школе в 1965 году. Она с благодарностью вспоминает то время, как её, молодую, встретили в школе, сколько заботы и внимания уделяли. «Первых пионеров помню очень хорошо. Помню их глаза, добрые, испытующие, в них ожидание, которое должна была оправдать. И я очень старалась. Вместе с ними познавала окружающий мир, росла, творила, отдыхала. Пионерские отряды строили свою работу по плану, который принимался коллективно на совете дружины. Много было дел у пионерских отрядов. Проводились пионерские сборы. Ребята занимались в кружках художественной самодеятельности, а потом выступали перед гостями школы. В праздники мы выходили на улицу и шли колонной с барабаном». Огромный интерес был у ребят к практическим делам: рейды по деревням, тимуровская помощь, сбор макулатуры, металлолома, золы для удобрения колхозных полей. Во время каникул организовывали разновозрастные отряды, строили в каждой деревне штабы, проводили различные игры. Очень интересно проходили 19 мая, в День пионерии, пионерские костры.
Работала, с увлечением, быстро находила общий язык с ребятами, которым нравилась шустрая молоденькая вожатая с задорной улыбкой на лице. Большую помощь оказала директор Дома пионеров Лебедева Тамара Васильевна. Она научила проводить сборы в отрядах, в дружине, проводить совет дружины. Инициативной, ответственной, талантливой пионерской вожатой была Роза Ивановна. Ей до всего было дело: она заботилась об организации интересных мероприятий, но главным увлечением было краеведение, воспитание любви к родному краю. В те далёкие теперь годы ученики нашей школы вместе с ней отправлялись в походы. Она могла им очень много рассказать о природе, истории родного края, могла научить разводить костёр, ставить палатку, готовить обед. Возвращались из похода совсем другие дети. Они становились похожими на свою пионерскую вожатую. В то время пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Ульяны Громовой. Было решено добиться переименования в честь героя-земляка Г.Ф.Бастракова. Начали собирать материал о герое, проводили встречи с родственниками, одноклассниками. Благодаря кропотливой работе дружине было присвоено имя Г.Ф.Бастракова. За плодотворную работу была награждена значком Всесоюзной пионерской организации «Лучший вожатый».
Катя: Четвертая страница нашего журнала «Поэтическая». Мы сегодня читаем стихи о Пионерии.
Классный руководитель:
О, детская святая вера!
И чистый, светлый, детский взгляд.
Я был когда-то пионером
И верил в то, что говорят.
Носил с достоинством и честью
Кусочек флага на груди
И счастлив был той самой вестью,
Что коммунизм ждет впереди…
Другие времена настали,
Мы на пороге новых Эр.
От перемен слегка устали.
Но в сердце я – тот пионер.
Все также верю, верю свято
В Творца и в счастье и в себя.
Живу с надеждою, ребята!
Живу как в детстве – жизнь любя
Аня: Стихи Степана Щипачева « Пионерский галстук».
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За отчизну бьются
Братья и отцы.
Как повяжешь галстук,
Ты – светлей лицом…
На скольких ребятах
Он пробит свинцом!..
Пионерский галстук –
Нет его родней!
Он от юной крови
Стал еще красней.
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
Катя: Стихи Сергея Михалкова « Песня юных пионеров».
Отцы о свободе и счастье мечтали,
За это сражались не раз.
По ленинским планам они создавали,
Отечество наше для нас.
Готовься в дорогу на долгие годы,
Бери с коммунистов пример,
Работай, учись и живи для народа,
Советской страны пионер!
Мы юные ленинцы! Нас миллионы,
Веселых и дружных ребят!
Слова золотые на наших знаменах
Заветным призывом звучат.
Готовься в дорогу на долгие годы,
Бери с коммунистов пример,
Работай, учись и живи для народа,
Советской страны пионер!
Мы ценим отважных, мы любим задорных,
Мы крепкою дружбой сильны!
Для нас нет ни белых, ни желтых, ни черны —
Для нас все ребята равны!
Готовься в дорогу на долгие годы,
Бери с коммунистов пример,
Работай, учись и живи для народа,
Советской страны пионер!
Дима:
Пионера знает всякий.
Красный галстук и салют —
Вот его отличий знаки.
Что не так — он тут как тут.
Бабушку через дорогу
В миг готов перевести.
Упадет ребенок в лужу,
Он спешит его спасти.
Пионер — первопроходец,
Альтруист и молодец.
И совсем юнец он вроде,
Но гордится им отец.
Яна:
Пионерами первых зовут мореходов,
Что без карты и компаса шли наугад,
Пионер — это тот покоритель природы,
Кто на севере вырастил сад.
Пионер и те, кто в пустыне шагали,
Пионеры и те, кто в космос пришли,
Пионеры варили сверх твердые стали
И вгрызались в глубины земли.
Пионер, если взялся за дело,
До конца, до победы доводит свой труд.
Так расти закаленным и смелым,
Ведь тебя пионером зовут!
Яна. Вот и закончилось наше небольшое путешествие в историю пионерской организации нашей страны и школы.
Катя: Думаем, что наша встреча стала прекрасным мостиком, связавшим два поколения: поколение нынешних школьников и поколение наших родителей.
Звучит песня «Взвейтесь кострами, синие ночи».
Заключение
В последние годы уделяется большое внимание воспитанию патриотизма, и это находит отражение, в первую очередь, в стандартах (ФГОС) второго поколения. Методическая разработка направлена на формирование бережного отношения учащихся к историческому прошлому своей страны, воспитание гражданственности и патриотизма.
Нет в нашей стране ни одного человека, рожденного до 1980 года, который не был бы пионером. Не только бывшие пионерские активисты, но многие сегодня вспоминают свои пионерские годы с ностальгией.
Не одно поколение прошло через пионерское детство, с увлечением погружаясь в атмосферу игры, песни, романтики костров, военные годы, выполняя общественно-полезные дела для людей, для себя, для Отечества.
Прошло много лет. Пионеры стали взрослыми, но как горят их глаза от воспоминаний о пионерской жизни. Они до сих пор благодарят своих пионервожатых за подаренную им когда-то радость.
Пионерия нашей страны имеет многолетнюю славную историю, своих героев. Это история нашей любимой Родины.
Если каждый учащийся с детских лет будет интересоваться и знать историю пионерского движения, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своей страны, своего родного края.
Форма проведения мероприятия предусматривает организацию работы ведущих, чтецов, взаимодействие учащихся для выполнения поставленных задач. Рассказы учащихся дополняются видеороликом, музыкальным сопровождением и презентацией.
Об эффективности мероприятия говорят высказывания учащихся:
-«Горжусь пионерами, славной историей пионерского движения».
- «Восхищаюсь Казанцевой Розой Ивановной, ее верностью детям».
-«Мне жаль, что я не пионерка».
Библиографический список
1.Исследовательская работа Вороновой Яны «Слово об учителе»
2. Воспоминания Подрезовой А.Г.
3.Воспоминания Марковой М.Л.
4.https://rustih.ru/o-detskaya-svyataya-vera/
5.https://rupoets.ru/sergej-mixalkov-pesnya-yunyx-pionerov.html
6.https://www.youtube.com/watch?v=Bf4VRO23MTQ
7.https://wwv.zvuch.com/collections/any
8. https://vk.com/wall590766236_1680
Приложения
Фото 1. Встреча Вороновой Яны с ветераном педагогического труда Казанцевой Р.И.
Фото 2.Учащиеся 7 класса Воронова Я. И Иванова Е. в роли ведущих
Фото3.Выступление Подрезовой А.Г.,
члена пионерской организации
в 1979-1983-хгг.
Фото 4. Сидоркина А. читает стихи С. Щипачева «Пионерский галстук»
Фото 5,6. «Пионерская зорька»
16