Конспект урока по технологии
«Устройство и установка машинной иглы»
.
Конспект урока
Тема: Устройство и установка машинной иглы.
Цели урока:
1. Обучающий аспект: Обеспечить усвоение учащимися знаний об устройстве машинной иглы; научить учащихся устанавливать машинную иглу, подбирать иглы и нити в зависимости от толщины ткани.
2. Развивающий аспект: Развитие операционно-контрольных умений, регулировать и контролировать свои действия.
3. Воспитательный аспект: Дисциплинированность, внимательность, аккуратность.
Тип урока: комбинированный.
МТО урока: швейные машины, иглы, отвертки, карточки-задания.
Ход урока
1. Организационная часть: - проверить готовность к уроку
- назвать тему и цель урока.
Проведение инструктажа по Т/Б. (работа на швейной машине)
2. Подготовка учащихся к изучению нового материала. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
- Назначение швейной машины.
- Назовите основные части швейной машины.
- Вспомните последовательность заправки верхней нити.
- Расскажите правила безопасности труда при работе на швейной машине.
3. Изложение нового учебного материала.
- Назначение иглы. (Сравнить ручную и машинные иглы прокалывая ткань, виды игл).
- Устройство машинной иглы, назначение частей.
- Последовательность установки иглы.
- Подбор номера иглы и швейных ниток в зависимости от вида ткани.
Обратить внимание на соблюдение правил ТБ.
4. Самостоятельная работа учащихся.
1-я группа – устанавливает иглы, проверяет строчки.
2-я группа – конспектирует. Зависимость номера иглы и ниток от вида ткани. Почему необходимо учитывать эту зависимость? (Таблица на доске).
5. Закрепление.
Работа с карточками. (Установить соответствие).
- В каких случаях меняют иглу?
- Назовите последовательность установки иглы.
- Какие были затруднения?
Сообщение оценок.
6. Домашнее задание: Выучить устройство машинной иглы. Последовательность ее установки.
Конспект урока технологии в 5 классе
Тема: Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука
Цели урока:
образовательные цели:
способствовать формированию представления о видах одежды;
сформировать у учащихся навыки по измерению фигуры человека;
способствовать формированию и развитию умений и навыков ;
развивающие цели:
способствовать формированию и развитию наблюдательности и самостоятельности учащихя;
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
развивать эстетический вкус;
воспитательные цели:
воспитывать культуру труда;
воспитывать аккуратность и внимательность в работе;
профориентационные цели:
ознакомление с профессиями участвующими в процессе изготовления одежды;
оздоровительные цели:
соблюдать правила безопасной работы.
Тип урока: комбинированный
ТСО: компьютер,диски,магнитофон,коллекция фартуков,
сантиметровые ленты,шнурки для опоясывания талии, наборы
одежды из бумаги,инструкционные карты,фигуры человека,рисунки,
карточки-задания, рабочие тетради.
На классной доске выписаны термины: конструирование, полуобхват талии,
полуобхват бедер.
Девиз урока: “ Семь раз отмерь,один отрежь”.
Ход урока
I.Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Проведение инструктажа по Т./Б. (работа с ножницами)
Учитель:
Давайте посмотрим на этот рисунок,что не так у этого человека?
Учащиеся:
У него плохо пошит костюм .
Учитель:
А почему на других рисунках костюмы хорошо пошиты,хорошо сидят на
фигуре,как вы думаете?
Учащиеся:
Не правильно сняты мерки.
Учитель:
Верно!Значит чем мы будем заниматься на уроке?
Учащиеся:
Будем учиться снимать мерки.
Учитель:
Правильно.Сегодня мы начинаем изучать следующий раздел программы
“Конструирование”
тема нашего урока “Снятие мерок для построения чертежа выкройки
фартука”.
Мы познакомимся с различными видами одежды,узнаем люди каких
профессий участвуют в изготовлении одежды,узнаем какие мерки нужны для
построения чертежа фартука,научимся снимать мерки.
II.Изучение нового материала.
Учитель : Виды одежды ( показ слфйдов)
Одежда делится на бытовую,форменную,производственную.
К бытовой одежде относится:
повседневная одежда,домашняя одежда,спортивная одежда,нарядная одежда.
К форменной относится:
школьная,военная,полицейская,ж/д и т.д.
К производственной относится:
одежда для выполнения различных работ-спецодежда медиков,поваров,
космонавтов,рыбаков и т.д.
Любой вид одежды должен соответствовать следующим требованиям:
1.эстетическим – красивая и модная;
2.эксплуатационным – прочная,долговечная;
3.гигиеническим – удобная в использовании;
4.экономическим – доступная.
Запись полученной информации в тетрадь.
Закрепление – работа в группах(одевают кукол и определяют вид одежды)
А теперь давайте посмотрим какие виды одежды есть у ваших кукол
( 1 учащийся из каждой группы рассказывает в какой вид одежды одета кукла)
Просмотр слайдов
Теперь давайте посмотрим какие есть виды фартуков и определим к какому виду одежды его можно отнести и для чего он нужен (предохраняет одежду от
грязи)
Запись в тетрадь виды фартуков:
наглядные, для домашней работы, фартук в рабочей одежде.
Учитель:
Какие же ткани используют для изготовления фартука? Это х/б, лён, износо-
устойчивые со специальными пропитками или прокладками.
Физкультминутка
Опережающие задания:
Учитель:
Учащиеся подготовили сообщения о профессиях используемых в изготовлении одежды.
Художник-модельер
он придумывает новые модели одежды и воплощает их в эскизах и готовых изделиях.Он должен хорошо рисовать, знать направление современной моды, работать с журналами мод, делать зарисовки деталей и фасонов.
Художник-конструктор
воплощает идеи художника модельера в чертежи и выкройки.
Технолог швейного производства
определяет способы изготовления швейных изделий с учетом сложности
фасонов, свойств ткани и современной технологии пошива одежды.
Швея
непосредственно выполняет швейные операции
Запись профессий в тетрадь
Учитель:
Чтобы одежда была удобная и красивая,надо шить её по определенному размеру.Для этого снимают мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать
точно,иначе чертеж получится неправильным ,и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре (что мы наблюдали в начале урока).Мерки снимают сантиметровой лентой по определенным правилам.
Конспект урока технологии в 5 классе
Тема:«Овощи. Первичная обработка овощей. Формы нарезки овощей».
Цели:
ознакомить с приёмами первичной обработки овощей и формами нарезки;
сформировать навыки по определению доброкачественности овощей, умению правильной нарезки овощей, навыки безопасной работы с режущими инструментами;
воспитывать эстетический вкус и внимательность;
прививать навыки культуры труда и аккуратности, уважительное отношение к труду, чувство коллективизма.
Метод объяснения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, разделочные столы, доски, ножи, посуда.
Наглядные пособия: презентация, овощи, заготовка форм нарезки овощей в композиции.
Урок первый.
I. Организационный момент.
1.Проверка наличия обучающихся.
2.Проверка психологической готовности обучающихся к уроку.
3.Сообщение темы и целей уроков.
4. 2 урока – конкурса, разделить класс на две команды. Команды группируются. Выбирают капитана. Каждой команде предлагается придумать название, девиз, связанный с темой урока. Представление оценивается по 5 бальной системе (жетонами, стоимостью в 1 балл).
II. Актуализация прежних знаний.
Правильные ответы на вопросы 1 – 6 оцениваются по 1 жетону.
Обобщающая беседа. Демонстрация презентации.
1.Какие овощи вы знаете? (ответы детей)
2.Как вы думаете, овощи – это друзья или враги? (ответы детей)
3. Почему? (овощи – это наши друзья, потому что это кладовая витаминов, минеральных веществ).
4. Какие овощи вы любите?
5. Какие не любите?
6. Для приготовления, каких блюд используют овощи? (первых, вторых блюд).
7. Хотите ли вы научиться, самостоятельно готовить блюда из овощей?
8. На следующих уроках мы с вами ознакомимся с технологией приготовления блюд из сырых и варёных овощей.
III. Изучение новых понятий и способов деятельности.
Демонстрация презентации.
Мы с вами вспомним овощи, которые вам уже известны и познакомимся с некоторыми видами экзотических овощей.
Виды овощей (слайд 6-9)
Экзотические овощи (слайд 10-12)
Последовательная первичная обработка овощей (слайд 13)
Способы нарезки овощей (слайд 14)
Приспособления для первичной обработки овощей (слайд 15- 16)
Формы нарезки (слайд 17 -18)
Санитарно – гигиенические требования (слайд 19)
Овощные композиции (слайд 20 – 25)
- У вас появилось желание выполнить композицию из овощей?
IV. Физминутка.
Проводится конкурс на лучшее проведение физминутки между командами, конкурс оценивается по 3 бальной системе.
V. Практическое занятие.
Нарисовать в рабочей тетради эскиз овощной композиции, которую команды будут выполнять на втором уроке, причём, эскиз должен быть обсуждён коллективно. (Эскизы не презентуются).
VI. Подведение итогов по первому уроку. (подсчёт жетонов по 3 конкурсам).
УРОК ВТОРОЙ
I.Организационный момент.
1.Проверка готовности обучающихся.
2.Проверка оснащённости места для проведения практического занятия.
II.Практическое занятие «качественная характеристика овощей».
Командам даётся группа овощей, дети записывают качественные характеристики овощей. ( ответы оцениваются жетонами).
III.Учебно – тренировочная часть.
Текущий инструктаж.
1.Спецодежда.
2.Правила санитарии и гигиены.
3.Техника безопасности с режущими и колющими инструментами.
4.Маркировка инструментов, приспособлений, оборудования.
5.Определение доброкачественности овощей.
6.Первичная обработка овощей.
7.Резка овощей.
Показ учителем операций по нарезке простых и сложных форм овощей. Выработка первичных навыков резки различных форм овощей.
IV.Формирование умений и навыков.
Показ работы учителя. Демонстрируется показ изготовления цветка из моркови.
V.Самостоятельная работа команд.
Конкурс: выполнить композицию из заготовленных овощей по разработанному коллективному эскизу.
VI. Команды защищают свои композиции.
Название работы.
Какие овощи использовали?
Зачем нужно красиво оформлять блюдо? (ответы детей).
Рефлексия: Что больше понравилось в композиции противоположной команды?
Оцениваются работы по 5 бальной системе жетонами.
VII. Подведение итогов в баллах. Обучающиеся подсчитывают количество жетонов и капитаны объявляют итог.
VIII.Заключительная часть.
Самостоятельный анализ работ обучающимися.
-Что узнали?
-Чему научились?
-Где можно применить?
IX. Оценки. Домашнее задание.
Конспект урока по технологии в 5 классе
Тема: “Приготовление бутербродов”,
Цели урока:
образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба в питании человека ; с технологией приготовления и оформления бутербродов; научить готовить бутерброды.
развивающая - развивать творческие способности и вкус при изготовлении и оформлении бутербродов.
воспитательная - воспитательная: воспитание аккуратности, опрятности в работе, воспитывать культуру труда.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: компьютерная презентация “Приготовление бутербродов”, видео материал мультфильм “Лёгкий хлеб” (режиссер Лидия Сурикова, 1987 г.), карточка тест, карточка “Оценочный лист”.
Предварительно учащимся было задано творческое задание: разработать эскиз “весёлого” бутерброда, определить продукты, входящие в эскиз разработанного бутерброда
Ход урока
I. Организационный момент.
Цели и задачи урока:
1. Знакомство учащихся с бутербродами, их видами, технологией приготовления, условиями хранения.
2. Научить готовить бутерброды для детского стола
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Каково значение блюд из яиц в питании?
2. Какие блюда готовят из яиц?
3. В чём заключается первичная и тепловая обработка яиц?
4. Как определить доброкачественность яиц?
III. Изложение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Выполняя домашнее задание на урок вы просмотрели много информации о бутербродах. Ответьте сейчас на вопрос:
1. “Что является основным компонентом для бутерброда?”. (Ответы учащихся)
2. Как вы думаете, полезен ли хлеб? (Ответы учащихся)
Кратко и точно на этот вопрос можно ответить словами А.О. Пармантье: "Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь - это служит признаком выздоровления".
Хлеб - продукт, содержащий белки (5,5-9,5%), углеводы (42-50%), витамины группы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора - 1,4-2,5%), органические кислоты. Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть - в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа. Об огромном значении хлеба в питании И.П. Павлов писал: "Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о хлебе. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей средой".
Проходят годы, столетия, а хлеб не теряет своей ценности в жизни людей. Всегда будут цениться профессии связанные с выращивание и производством хлеба. Сейчас я представляю вашему вниманию мультипликационный фильм режиссера Лидии Суриковой.
Посмотрев этот фильм, ответьте на вопросы:
1. Бывает ли лёгкий хлеб? (Ответы учащихся)
2. Почему не бывает лёгкого хлеба? (Ответы учащихся)
Просмотр мультипликационного фильма “Лёгкий хлеб”, режиссер Лидия Сурикова, 1987 г.
(Ответы учащихся на поставленные вопросы)
На Руси основным видом хлеба был кисловатый черный хлеб. Пекли также ситный (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки. Но простой люд, вряд ли, мог себе позволить даже на праздник отведать “Боярского” хлеба. Хлеб очень ценился. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение. В некоторых странах они даже освобождались от налогов. В неурожайные годы хлеб был на вес золото, в муку подмешивались всевозможные овощные добавки. В 1638 г. Согласно переписи в Москве было 2367 ремесленников, из них: 52 хлебные пекари, 43 – пекли пряники, 7 - блины, 12 – пекли ситный хлеб. В то время в Москве было много пекарен, называемых “хлебными избами”.
IV. Объяснение нового материала.
Слово “бутерброд” - немецкое слово и означает оно “хлеб с маслом”. По способу приготовления бутерброды делятся на: холодные и горячие; простые и сложные; открытые и закрытые; слоистые; закусочные.
Бутербродоведение как наука формируется в XIV веке, когда немецким монахом Бредом Бутером был экспериментально доказан закон, до сих пор носящий его имя. В его эксперименте триста восемьдесят четыре послушника Лейпцигской обители намазывали маслом и подбрасывали вверх бутерброды в течение одиннадцати часов. Даже предварительных данных хватило гениальному учёному для выявления устойчивой закономерности: бутерброд всегда падает маслом вниз.
Самые бутербродные бутерброды делают в Скандинавии — там вообще горячее едят один раз в день. На обед, который бывает очень поздно — как наш ужин. В остальное время скандинавы — шведы, датчане, норвежцы и финны — едят бутерброды. Они считают эту еду вкусной, практичной и красивой.
В Дании, например, насчитывают до двухсот различных видов бутербродов. Датчане с таким уважением относятся к бутербродам, что почти каждому дали название. В датских магазинах вы можете купить себе любой из этих двухсот бутербродов
Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом или ужином, к супу, чаю или кофе, в виде красивой закуски к холодному столу, а также берут с собой на пикники, в походы и т.д.
Бутербродам можно придать разнообразную форму круглую, овальную, треугольную, квадратную, ромбическую.
По виду продуктов: рыбные, мясные, сладкие, гастрономические.
Какие вы знаете бутерброды? Давайте, более подробно классифицируем бутерброды.
Классификация бутербродов
В зависимости от температуры подачи бутерброды бывают:
В зависимости от вкусового качества продуктов: бутерброды бывают
В зависимости от технологии приготовления: бутерброды бывают
! ! ! Сандвич (закрытый бутерброд) назван так в честь англичанина сэра Сэндвича. Любитель карточных игр, он не мог оторваться от карт даже для того, чтобы поужинать, и приносил ужин с собой: два ломтя хлеба, намазанные маслом и соединенные между собой.
Открытые:
простые,
сложные
закусочные,
ассорти,
канапе (слайд №11)
Канапе - это маленькие бутерброды толщиной 0,5-0,8 см, шириной или диаметром 3-4 см, приготовленные на любом хлебе или печенье. Их подают к кофе, чаю, как закуску к ужину или перед обедом. По форме они могут быть треугольные, четырехугольные, круглые, квадратные, ромбовидные и др.
Хлеб лучше использовать плотный, не ноздреватый, слегка черствый. Мягкий хлеб подсушивают в духовке или поджаривают на масле до получения румяной корочки сверху, а внутри он должен остаться мягким. Хлеб удобнее нарезать по всей длине буханки на ломтики толщиной 0,5-0,8 см. Если нужно, их поджарить, охладить, намазать маслом или масляными смесями, уложить продукты, затем нарезать, придавая нужную форму, украсить. Канапе прокалывают шпажкой, при помощи которой их удобно есть.
Для украшения канапе применяют, свежую зелень петрушки, зеленый лук, маслины, рубленые крутые яйца, лимон, свежие яблоки, маринованный красный перец, ягоды моченой брусники и др. До подачи к столу маленькие закусочные бутерброды целесообразно поставить в холодильник для того, чтобы продукты хорошо пристали к хлебу.
Канапе готовят с особенно вкусными продуктами, часто деликатесными.
Канапе подают на коктейль - вечере к столу “а ля фуршет”, как закуску перед обедом.
Сладкие бутерброды подаются к чаю, кофе, молоку, сокам и другим смешанным напиткам
Особенности приготовления бутербродов следующие:
1. Хлеб, батон нарезают тонкими ломтиками (для открытых бутербродов -1 - 1,5 см; 0,5 - 1 см – для закрытых бутербродов).
2. Хлеб можно слегка обжарить с обеих сторон до золотистой корочки;
3. Сверху наносится слой сливочного масла, масляные смеси и другие наполнители, затем кладутся продукты, салаты, фрукты и др.;
4. Сливочное масло предварительно хранят в теплом помещении или взбивают;
5. С жирными продуктами (мясом, рыбой, яйцами, творогом) готовят калорийные бутерброды;
6. Готовят бутерброды непосредственно перед подачей, укладывают на блюдо и красиво украшают;
7. Бутерброды должны быть сочные, обильно покрытые различными продуктами;
8. Чтобы бутерброды не сохли, их накрывают смоченным в холодной воде полотенцем, затем целлофаном и ставят в холодильник.
Для приготовления бутербродов можно использовать хлеб, печенье, кекс и бисквит.
Требования к качеству готовых бутербродов
Бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед употреблением.
Продукты, входящие в состав бутерброда, должны быть свежими.
Ломтики хлеба не должны быть слишком толстыми или тонкими.
Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами.
Бутерброды должны иметь вкус, цвет и запах, свойственные используемым продуктам.
Срок хранения бутербродов в холодильнике при температуре 4-8 С - 3 часа.
Даже из самых обычных продуктов вы можете приготовить самые необычные бутерброды, если захотите превратить будни в праздник, а праздник сделать весёлым и незабываемым. Забавные бутерброды украсят ваш праздничный стол и произведут неизгладимое впечатление на ваших гостей. Они, несомненно, понравятся всем- и взрослым и детям. Слайды
Сейчас мы перейдем к выполнению практической работе. Давайте повторим технику безопасности на кухне (ученица рассказывает технику безопасности на кухне).
А что еще должны вы сделать, прежде чем работать на кухне? Правильно, обязательно надеть спецодежду и вымыть руки.
Практическая работа “Приготовление бутербродов”.
Итак, можно приступать к практической работе. Вооружитесь необходимыми инструментами, терпением, желанием и хорошим настроением!
И конечно же - не забудьте вложить каждая в свой рецепт немножко души, доброты и юмора!
Ребята по подготовленным дома инструкционным картам и эскизам готовят бутерброды.
Учитель, обходя рабочие места, контролирует соблюдение технологической последовательности при работе, соблюдение правил техники безопасности.
V. Закрепление материала.
По окончанию выполнения практической работы заполняют карточку-тест.
Карточка-тест 1.
ФИ_______________________________
Название бутерброда_______________________________
Определить вид бутерброда (подчеркнуть):
1. Горячий, холодный
2. сладкий, солённый
3. открытый, закрытый
4. простой, сложный
5. относится к канапе, не относится к канапе
VI. Подведение итогов.
Заполнение оценочного листа
Карточка 2.

Выставление оценок.
VII. Домашнее задание.
Тема урока: «Приготовление бутербродов».
Тема модуля: «Технология приготовления пищевых продуктов».
Дидактическое обоснование урока.
Цели урока:
Образовательная – ознакомить учащихся с технологией приготовления и оформления бутербродов; научить готовить холодную закуску.
Развивающая – развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время, вкус при оформлении блюд и сервировке стола.
Воспитательная – воспитать бережное отношение к продуктам, трудолюбие, коллективистские отношения, технологическую дисциплину, этикет.
Профориентационная – обобщить знания о трудовой сфере деятельности повара.
Методическое оснащение урока.
А. Материально-техническая база:
кабинет технологии;
компьютер;
проектор;
экран;
набор кулинарных инструментов и приспособлений;
посуда, продукты;
скатерти, салфетки;
Б. Дидактическое обеспечение:
учебник «Технология 5 класс» В.Д.Симоненко;
рабочая тетрадь;
объект труда: бутерброды;
презентация «Приготовление бутербродов».
Методы обучения: объяснительно-наглядный, объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная;
индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Литература для учителя: 1. Ермакова В.И. Основы кулинарии.
2. Голондарева Н.Б. Технология 5 класс (девочки). Поурочные планы. «Учитель-АСТ».
3. Межуева Ю.В. Технология 5 класс. Вариант для девочек. «Лицей»,Саратов,2007.
4. Лыкова И.А. Съедобные сказки от курочки-Рябы. «Карапуз», М., 2000.
5. Бондарева Н.Н. Ланч с Сосискиным. «Карапуз», М., 1997.
6. из Интернет – «Открытый урок» - Фестиваль педагогических идей. 2005-2006.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка явки учащихся;
Проверка готовности к уроку и рабочей одежды;
Настрой учащихся на работу;
Доведение до учащихся плана урока.
Проверка знаний и умений.
Повторение материала прошлого урока в форме беседы.
Вопросы для беседы:
Какие питательные вещества для организма человека вы знаете?
В каких продуктах содержатся белки, каково их значение для организма человека?
Почему в пищу должны употреблять жиры животного и растительного происхождения?
В чем заключается роль витаминов для организма человека?
Изложение нового материала.
Сообщение познавательных сведений.
Бутерброды вносят разнообразие в меню, их приготовление не занимает много времени, они удобны для питания как в домашних условиях, так и в дороге. Бутерброды чаще всего готовят на пшеничном или ржаном хлебе. Его состав и вкус хорошо сочетаются со многими продуктами. В качестве основы для бутербродов иногда используется печенье.
По способу приготовления бутерброды делятся на: открытые (простые и сложные), закрытые (дорожные) и закусочные ( для праздничного стола).
Подготовка и нарезка продуктов
Хлеб нарезать ломтиками толщиной 1 см.
У батона колбасы отрезать кончик. Снять оболочку только с используемой части колбасы. Нарезать кусочки наискосок. Толщина кусочка вареной колбасы – до 4мм, копченной – по возможности тоньше. Толстые батоны колбасы нарезать по одному куску на бутерброд, тонкие – по 2-3 куска.
Кильки очистить от внутренностей, отделить головы и хвосты.
Соленные и копченные рыбные продукты отделить от кожицы и костей и нарезать на тонкие кусочки.
Сыр очистить от корок и нарезать кусочками толщиной 1-2мм.
Яйца, сваренные вкрутую и очищенные, нарезать на половинки, ломтики или дольки. Для этого можно использовать яйцерезку.
Масло сливочное, соль и желтки яиц, сваренных вкрутую и охлажденных, соединить и растереть до однородной массы. Желток улучшает вкус масла и повышает вязкость. На 100г масла – 1 желток и щепотка соли. Готовую массу охладить и использовать как обычное масло.
Огурцы и помидоры нарезать тонкими ломтиками. Форма нарезки различная. Зеленый лук (перо) нарезать мелко острым ножом.
Последовательность приготовления простого бутерброда
Кусок батона толщиной 1см намазать сливочным маслом.
Выложить заранее приготовленные ломтики продуктов.
Уложить в 1 слой бутерброды на блюдо.
Практическая работа «Приготовление бутербродов».
Инструктаж.
Заострить внимание учащихся на охране труда, организации рабочего места, мытье посуды. Санитары должны усилить надзор за соблюдением учащимися санитарных требований при холодной обработке продуктов. Учитель обращает внимание учащихся на приемы пользования столовыми приборами. Учащимся напоминают о требованиях поведения за столом.
Санитарно-гигиенические требования.
Пищу готовить в специальной одежде.
Перед началом работы вымыть руки с мылом.
Волосы убрать под косынку.
Использовать только свежие продукты.
Пищевые отходы собирать в ведро, своевременно выносить их.
Требования безопасности.
Осторожно обращаться со столовыми приборами – ножом и вилкой, не есть с ножа.
Нельзя пользоваться посудой, изготовленной из окисляющегося металла, с поврежденной эмалью.
3. Требования культуры поведения.
За стол садиться не слишком близко и не слишком далеко от него.
Не затыкать салфетку за воротник и не раскладывать ее на груди. Салфетку следует класть на колени.
Локти должны быть прижаты к бокам.
Есть и пить нужно бесшумно.
Не разговаривать с пищей во рту.
По окончании еды приборы и посуду аккуратно сложить.
Защита минипроекта.
По окончании работы учащиеся должны подготовить краткий рассказ по плану:
А) название бутерброда;
Б) используемые продукты;
В) пищевая ценность.
Рефлексия.
Вопросы:
Какие виды бутербродов вы знаете?
Какие виды продуктов используются для приготовления бутербродов?
Как подобрать продукты для сложного бутерброда?
Как нарезают хлеб и гастрономические продукты для бутербродов?
Урок технологии в 7 классе
Тема: «Сладкие блюда из фруктов и ягод»
План – конспект урока
Цели: обобщить знания учащихся о фруктах и ягодах, их питательной ценности; ознакомить с вариантами использования фруктов и ягод в кулинарии; учить технологии приготовления фруктовых супов.
Оборудование: фрукты и ягоды (натуральные и муляжи), орехи, кастрюля, ложка, тарелка, продукты для приготовления фруктового супа, рабочая тетрадь.
Словарь: плоды косточковые, семечковые, ягоды, орехоплодные, субтропические.
Ход урока
I. Организация урока.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:
- Расскажите о пищевой ценности молока и молочных продуктов.
- Какие молочные продукты называют кисломолочными?
- На какие группы по характеру брожения делятся кисломолочные продукты?
- Назовите ассортимент кисломолочных продуктов.
- Как приготовить простоквашу или кефир в домашних условиях.
III. Изучение нового материала.
1.Словесно-иллюстрированный рассказ.
Учитель. Плоды – фрукты. Ягоды, орехи – являются незаменимыми продуктами, без которых, как и без овощей, невозможно организовать рациональное питание. Они служат хорошим источником легкоусвояемых сахаров, органических кислот, минеральных солей, пектиновых, дубильных, ароматических и других полезных для организма веществ; многие из них ценятся как богатые источники витамина С, каротина (провитамина А), витаминов группы В, витамина Р и др. Вот почему надо особенно ценить возможность употребления плодов в свежем виде.
В кулинарии эти продукты питания находят самое широкое применение, но чаще всего их используют для приготовления фруктовых супов, сладких блюд и напитков.
Плоды делятся на семечковые, косточковые, ягоды и орехоплодные
К семечковым плодам относятсяблоки, груши, все цитрусовые.
Семечковые плоды образуются с участием плодоножки и состоят из кожицы, плодовой мякоти и пятигнездной камеры с семенами.
Самой распространенной культурой являются яблоки. Все сорта яблок в зависимости от срока созревания делятся на летние, зимние, осенние. Зимние сорта яблок хорошо сохраняются до марта-апреля следующего года, а некоторые новые сорта – до июня. Плоды употребляют в пищу в свежем и в переработанном виде. В них содержатся сахара,органические кислоты, витамины С,В1, В2, А, РР.
Груши среди всех семечковых плодов занимают небольшой удельный вес.
В зависимости от сорта плоды груши созревают с июля по октябрь. Их используют в пищу в свежем и переработанном виде. В плодах содержатся сахара, яблочная и лимонная кислоты, пектин, витамины А, В1, С, РР.
Айва обыкновенная – небольшое дерево, выращиваемое в основном в южных районах России. Айва отличается сильно вяжущим терпким вкусом и плотной грубой мякотью. В основном айва используется для приготовления варенья и джема. Плод очень богат пектиновыми (желирующими) веществами, поэтому из неё получаются отличные желе и мармелады.
К косточковым относятся вишня, черешня, слива, абрикос и др.
Слива широко распространена в южных районах и в средней зоне России. Плоды собирают в августе-сентябре. В них содержатся до 17 % сахаров, до 3 % кислот, пектин, витамины А,С,Р, РР, В1, В2, минеральные соли, красящие вещества. Срок хранения свежих плодов – 12-15 дней.
Вишню широко культивируют в России. Плоды созревают в июне-августе. В них содержатся до 17,5 % сахаров, до 2,7 % органических кислот, витамины А, В1, С, РР и другие компоненты.

Черешня – самая ранняя из плодовых культур. Выращивают черешню в основном на юге. Плоды используют в свежем виде, реже – в переработанном. В плодах черешни содержатся сахара, витамины А и С, кислоты, глюкоза и др.
Абрикосы и персики – теплолюбивые культуры. Плоды абрикоса – важнейшее сырье в консервной и кондитерской промышленности. Отличаются высокими вкусовыми качествами и обладают ценными свойствами. Сушеные плоды с косточкой называют урюком, а без неё – курагой.
Сорта персика различают по форме и размеру плодов, окраске, содержанию сахаров и кислот. Плоды употребляют в свежем и переработанном виде. В мякоти персика содержатся до 15 % сахаров, витамины С, В1,В2,Е, соли калия, каротин.
Ягоды делятся на три группы: настоящие, ложные и сложноцветные.
У настоящих ягод семена погружены непосредственно в мякоть (виноград, крыжовник, смородина и т.д.).

У ложных ягод плод образуется из разросшегося цветоложа и имеет на поверхности маленькие косточки (земляника, клубника).

Сложноцветные ягоды состоят из сросшихся «настоящих» плодов (малина, ежевика).
Все ягоды имеют хороший вкус и отличаются высоким содержанием кислот (по сравнению с семечковыми и косточковыми), легкоусвояемых сахаров и витаминов.
К субтропическим и тропическим плодам относят цитрусовые, бананы, гранаты, инжир, ананасы, киви и др.
В цитрусовых плодах содержится много витаминов (особенно витаминов С и Р), органических кислот и минеральных солей. У всех цитрусовых довольно толстая кожура. В ней содержатся почти все эфирные масло, придающие цитрусовым особый аромат.
Инжир дает очень вкусные, сочные плоды, которые употребляют в основном в сушеном виде.
Ананас состоит из сросшихся мясистых завязей. Мякоть ананаса имеет кисло-сладкий вкус и сильный приятный аромат.
Банан – это плоды крупного травянистого растения. Содержат сахара, соли калия, витамины.
Плоды оливкового дерева благодаря высокому содержанию в них растительного масла чаще всего называют маслинами. В мякоти оливок содержится до 80 % масла. Зеленые и черные маслины, законсервированные в банках, хороши как в качестве гарнира, так и в качестве приправы к мясным и рыбным блюдам.
Орехоплодные состоят из ядра, заключенного в сухую деревянистую скорлупу. Орехи отличаются высоким содержанием жиров и белков. К ним относятся лещинные орехи, миндаль, фисташки, арахис, грецкие орехи. Грецкие орехи являются очень ценным продуктом. Диетологи советуют каждый день съедать по 4-5 штук орехов, чтобы пополнить организм нужными микроэлементами.
Все фрукты и ягоды даже после сбора урожая остаются живыми организмами. Поэтому для их хранения создаются такие условия, чтобы максимально были заторможены процессы, происходящие в плодах. Это достигается понижением температуры и поддержанием определенной влажности.
Физкультурная минутка.
Игра « Угадай плод».
Учитель кладет в коробку, мешочек любой плод, учащиеся должны, задавая вопросы, угадать его и ответить, к какому виду он относится. Вопросы ставятся так, чтобы учитель мог ответить только «Да» или «Нет».
Например, учащиеся спрашивают:
- Плод круглый?
Учитель. Нет.
Учащиеся. Он желтый?
Учитель. Да
2. Изучение технологической последовательности приготовления фруктового супа.
Учащиеся по учебнику изучают технологию приготовления фруктового супа (практическая работа № 7, с 47-48) отвечают на вопросы:
- Какую посуду необходимо приготовить?
- Из каких продуктов готовится суп?
- Назовите последовательность приготовления супа.
- Расскажите о первичной обработке смородины.
IV. Практическая работа.
Учащиеся выполняют практическую работу №7, с 47-48, по окончании работы оформляют блюдо для подачи на стол и проводят дегустацию.
Учитель проводит целевые обходы, контролируя соблюдение технологической последовательности приготовления супа, соблюдение безопасной работы.
V. Итог урока.
1.Закрепление изученного материала.
Беседа с учащимися по вопросам:
- Какое значение в питании человека имеют фрукты и ягоды?
- Какие фрукты и ягоды наиболее распространены в нашей местности?
- Можно ли для фруктового супа использовать другие плоды?
2. Анализ урока.
Сегодняшний урок, я надеюсь, окажется отправным моментом в приобретении вами практического опыта по приготовлению первых блюд (супов), а также применению фруктов и ягод в качестве ценных питательных продуктов и незаменимых витаминов для приготовления всевозможных блюд и напитков в домашних условиях. Из фруктов и ягод вы можете оформить украшения тортов, пирожных, желе и других изделий, проявив фантазию и творчество.
Урок был насыщен полезной информацией, которая вам пригодится в жизни. Работали на уроке вы активно, увлеченно, заинтересованно, заслуживаете соответственных результатов.
3. Выставление оценок, их аргументация.
Домашнее задание: учебник, §8, с. 41-48.
- -