СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уточняющие члены предложения. Обособление.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации есть интересный материал по нахождению в тексте и предложениях уточняющих членов предложения и работа с обособленными уточняющими членами предложения.

Просмотр содержимого документа
«Уточняющие члены предложения. Обособление.»

Обособленные уточняющие члены предложения Евдокимова Н.Н., МБОУ «Калиновская ООШ Омского муниципального района Омской области»

Обособленные уточняющие члены предложения

Евдокимова Н.Н., МБОУ «Калиновская ООШ Омского муниципального района Омской области»

Какие члены предложения называются обособленными? Какие члены предложения называются уточняющими? В чём их особенность? Как расставляем знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения?

Какие члены предложения называются обособленными?

Какие члены предложения называются уточняющими? В чём их особенность?

Как расставляем знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения?

Объяснительный диктант Объяснить постановку знаков препи­нания, назвать уточняемые и уточняющие члены. I.А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой? (А. М. Горький). 2.Снизу, с поверхности моря, берега совсем не было видно (В. Катаев). 3.Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид (В. Арсеньев). 4.Вокруг летали альбатросы, то есть крупные морские чайки. 5. Направо от нас, у самого озера, шумел высокий бор (М. Приш­вин). 6. Впереди, у самой дороги, горел костер (А. М. Горький). 7. Вот она, кромка леса. 8. В глубоком ущелье, меж каменных плит, серебряный ключ одиноко звучит (И. Никитин). 9. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями (П. Павленко).
  • Объяснительный диктант
  • Объяснить постановку знаков препи­нания, назвать уточняемые и уточняющие члены.

I.А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой? (А. М. Горький). 2.Снизу, с поверхности моря, берега совсем не было видно (В. Катаев). 3.Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид (В. Арсеньев). 4.Вокруг летали альбатросы, то есть крупные морские чайки. 5. Направо от нас, у самого озера, шумел высокий бор (М. Приш­вин). 6. Впереди, у самой дороги, горел костер (А. М. Горький). 7. Вот она, кромка леса. 8. В глубоком ущелье, меж каменных плит, серебряный ключ одиноко звучит (И. Никитин). 9. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями (П. Павленко).

Некоторые ученые считают, что к обособленным уточняющим членам предложения следует относить и так называемые при­соединительные члены, то есть дополнительные замечания, пояснения, включаемые в состав предложения. Кроме известных уже вам слов, напри­мер,  особенно, даже ,  для связи с основной частью предложения в таких пояснениях используются слова  главным образом, в частности, в том чис­ле, да и вообще, и притом  и другие.

Некоторые ученые считают, что к обособленным уточняющим членам предложения следует относить и так называемые при­соединительные члены, то есть дополнительные замечания, пояснения, включаемые в состав предложения. Кроме известных уже вам слов, напри­мер,  особенно, даже для связи с основной частью предложения в таких пояснениях используются слова  главным образом, в частности, в том чис­ле, да и вообще, и притом  и другие.

Чтение с.213 §41. Найти уточняющий и уточняемый члены предложения. Какие это члены предложений?  1. Он сделал мне честь - посетил меня (А. С. Пушкин). 2. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы (А. С. Пушкин). 3. Он все­ми сипами души желал всегда одного - быть вполне хорошим (А. Толстой). 4. Ежели позволите, я свой стакан принесу, особливый(Л. Толстой). 5. У нее было такое чувство, как будто она жила в этих кра­ях давно-давно, лет сто (А. Чехов), б. До шести часов вечера, то есть три часа подряд, Севастополь в азарте борьбы не отставал от против­ника по силе огня (Сергеев-Ценский). 7. Почва Сучанской долины, за ис­ключением только болот при устье реки, чрезвычайно плодородна. (Пржевальский).

Чтение с.213 §41.

Найти уточняющий и уточняемый члены предложения. Какие это члены предложений?

1. Он сделал мне честь - посетил меня (А. С. Пушкин). 2. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы (А. С. Пушкин). 3. Он все­ми сипами души желал всегда одного - быть вполне хорошим (А. Толстой). 4. Ежели позволите, я свой стакан принесу, особливый(Л. Толстой). 5. У нее было такое чувство, как будто она жила в этих кра­ях давно-давно, лет сто (А. Чехов), б. До шести часов вечера, то есть три часа подряд, Севастополь в азарте борьбы не отставал от против­ника по силе огня (Сергеев-Ценский). 7. Почва Сучанской долины, за ис­ключением только болот при устье реки, чрезвычайно плодородна. (Пржевальский).

1 - сказуемое  2 - подлежащее  3 - дополнение  4 - определение  5 –обстоятельство  6 – обстоятельство  7 - уточняемый  почва — подлежащее, уточняющий  за исключением болот -  дополнение
  • 1 - сказуемое
  • 2 - подлежащее
  • 3 - дополнение
  • 4 - определение
  • 5 –обстоятельство
  • 6 – обстоятельство
  • 7 - уточняемый  почва — подлежащее, уточняющий  за исключением болот -  дополнение
Закрепление При помощи каких специальных союзов могут присоединяться уточняющие члены к уточняемым? Какие слова часто употребляются при уточняющих членах? При­ведите примеры. С какими предлогами употребляются в предложениях уточняющие дополнения? Всегда ли уточняющие дополнения относятся к уточняемым до­полнениям? Возможно ли с помощью дополнения уточнить другой член предложения? Докажите.
  • Закрепление

При помощи каких специальных союзов могут присоединяться уточняющие члены к уточняемым?

Какие слова часто употребляются при уточняющих членах? При­ведите примеры.

С какими предлогами употребляются в предложениях уточняющие дополнения?

Всегда ли уточняющие дополнения относятся к уточняемым до­полнениям? Возможно ли с помощью дополнения уточнить другой член предложения? Докажите.

Тренировочные упражнения Упражнение 349

Тренировочные упражнения

  • Упражнение 349
Творческий диктант   Задание:  уточнить выделяемый учите­лем член предложения при помощи слов  то есть, или, например.  Языкознание  изучает родственные и неродственные языки.  (Лин­гвистика.) Пунктуация имеет глубокие традиции в отечественном языкозна­нии.  (Наука об употреблении знаков препинания.) Некоторые  жидкости  при замерзании расширяются.  (Вода.)
  • Творческий диктант

  Задание:  уточнить выделяемый учите­лем член предложения при помощи слов  то есть, или, например.

Языкознание  изучает родственные и неродственные языки.  (Лин­гвистика.)

Пунктуация имеет глубокие традиции в отечественном языкозна­нии.  (Наука об употреблении знаков препинания.)

Некоторые  жидкости  при замерзании расширяются.  (Вода.)

 Позже, много лет спустя; там, подле них; в последний день учебы, перед началом летних каникул;  мы, мальчишки;  мы,  босоногие со­рванцы.

Позже, много лет спустя; там, подле них; в последний день учебы, перед началом летних каникул;  мы, мальчишки;  мы,  босоногие со­рванцы.

Изложение-миниатюра  А над аилом на бугре стоят два больших тополя...  Позже, много лет спустя, я понял тайну двух тополей. Они стоят на возвы­шенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение.  Но открытие этой простой истины вовсе не разочаровало меня, не лишило того детского восприятия, которое я сохраняю по сей день. И по сей день эти два тополя кажутся мне необыкновенными, живыми. Там, подле них, осталось мое дет­ство, как осколок зелёного волшебного стёклышка.  В последний день учёбы, перед началом летних каникул, мы, мальчишки, мчались сюда разорять птичьи гнезда. Всякий раз, когда мы с гиканьем и свистом взбегали на бугор, тополя-великаны, покачиваясь из стороны в сторону, приветст­вовали нас своей прохладной тенью и ласковым шелестом листьев. А мы, босоногие сорванцы, подсаживая друг друга, карабкались вверх по сучьям и веткам, поднимая переполох в птичьем царстве. По Ч. Айтматову

Изложение-миниатюра

А над аилом на бугре стоят два больших тополя...

Позже, много лет спустя, я понял тайну двух тополей. Они стоят на возвы­шенности, открытой всем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение.

Но открытие этой простой истины вовсе не разочаровало меня, не лишило того детского восприятия, которое я сохраняю по сей день. И по сей день эти два тополя кажутся мне необыкновенными, живыми. Там, подле них, осталось мое дет­ство, как осколок зелёного волшебного стёклышка.

В последний день учёбы, перед началом летних каникул, мы, мальчишки, мчались сюда разорять птичьи гнезда. Всякий раз, когда мы с гиканьем и свистом взбегали на бугор, тополя-великаны, покачиваясь из стороны в сторону, приветст­вовали нас своей прохладной тенью и ласковым шелестом листьев. А мы, босоногие сорванцы, подсаживая друг друга, карабкались вверх по сучьям и веткам, поднимая переполох в птичьем царстве.

По Ч. Айтматову


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя