СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уточняющие конструкции

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уточняющие конструкции»

Урок 23 Русский язык 1 курс.

Тема. Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции

Цели: обобщить и углубить знания по теме; тренировать уме­ния выделять на письме уточняющие, пояснительные и присо­единительные конструкции.

Ход урока

      1. Словарный диктант

Адъютант, апелляция, аннулировать, арьергард, беллетристика, бюллетень, батальон, дьякон, интерьер, интервью, интеллигент, компаньон, компьютер, неотъемлемый, объективный, субъектив­ный, сэкономить, сверхъестественный, двухъярусный, сагитировать, вьюга, пьеса, пояснительный, присоединительный.



      1. Работа по теме урока

Беседа с составлением схемы. Можно исполь­зовать материал учебника (§ 89).

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены всегда обособляются.

Схема 9

Смысловые отношения, реализуемые уточняющими, пояснительными и присоединительными членами

      1. Закрепление

Задание: записать предложения, на полях условными знака­ми (;+; =) показать логическую связь между членами предло­жения.

        1. Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил.

        2. Он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза.

        3. В урожайные, или грибные, годы грибы часто попадаются куч­ками, семьями, даже растут двойничками.

        4. В середине августа, перед рождением молодого месяца, на­ступили отвратительные погоды.

        5. Через минуту совсем рядом раздалось подряд шесть отрыви­стых выстрелов.

        6. Я... добрался наконец до большого села с каменной церко­вью в новом вкусе, то есть с колоннами, и обширным господским домом.

        7. Сбавили мы ход, и счастливо.

      1. Углубление темы

Задание: записать под диктовку текст, объяснить знаки пре­пинания. Обратить внимание на то, как и почему так пишется название поэмы Н. Гоголя.

В основе названия поэмы Н. Гоголя лежит оксюморон: душа бессмертна и не может быть мертвой. Духовная цензура не раз­решила к печати произведение с таким названием, и Гоголь до­бавил к нему вторую часть - «Мертвые души, или Похождения Чичикова».

Задание: уточнить по «Поэтическому словарю» значение термина «оксюморон», привести примеры других названий про­изведений, в основе которых лежит оксюморон («Живой труп», «Горячий снег»). Письменно ответить на вопросы:

  • Равнозначны ли части названия?

  • Какую цель преследовал Н. Гоголь, вводя вторую часть на­звания?



V. Итог урока

Домашнее задание

  1. § 89.

Упражнение 435.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс