Урок 23 Русский язык 1 курс.
Тема. Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции
Цели: обобщить и углубить знания по теме; тренировать умения выделять на письме уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции.
Ход урока
-
Словарный диктант
Адъютант, апелляция, аннулировать, арьергард, беллетристика, бюллетень, батальон, дьякон, интерьер, интервью, интеллигент, компаньон, компьютер, неотъемлемый, объективный, субъективный, сэкономить, сверхъестественный, двухъярусный, сагитировать, вьюга, пьеса, пояснительный, присоединительный.
-
Работа по теме урока
Беседа с составлением схемы. Можно использовать материал учебника (§ 89).
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены всегда обособляются.
Схема 9
Смысловые отношения, реализуемые уточняющими, пояснительными и присоединительными членами
-
Закрепление
Задание: записать предложения, на полях условными знаками (;+; =) показать логическую связь между членами предложения.
-
Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил.
-
Он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза.
-
В урожайные, или грибные, годы грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками.
-
В середине августа, перед рождением молодого месяца, наступили отвратительные погоды.
-
Через минуту совсем рядом раздалось подряд шесть отрывистых выстрелов.
-
Я... добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, то есть с колоннами, и обширным господским домом.
-
Сбавили мы ход, и счастливо.
-
Углубление темы
Задание: записать под диктовку текст, объяснить знаки препинания. Обратить внимание на то, как и почему так пишется название поэмы Н. Гоголя.
В основе названия поэмы Н. Гоголя лежит оксюморон: душа бессмертна и не может быть мертвой. Духовная цензура не разрешила к печати произведение с таким названием, и Гоголь добавил к нему вторую часть - «Мертвые души, или Похождения Чичикова».
Задание: уточнить по «Поэтическому словарю» значение термина «оксюморон», привести примеры других названий произведений, в основе которых лежит оксюморон («Живой труп», «Горячий снег»). Письменно ответить на вопросы:
V. Итог урока
Домашнее задание
-
§ 89.
Упражнение 435.