СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Утренняя гимнастика в жизни ребенка"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Движение – это естественное состояние ребенка.

Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка.

Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности.

 

Просмотр содержимого документа
«"Утренняя гимнастика в жизни ребенка"»

Утренняя гимнастика в жизни ребенка

Движение – это естественное состояние ребенка.

Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка.

Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности.

Видов физической культуры очень много:

  • Утренняя гимнастика

  • Физкультминутки

  • Физкультурные занятия

  • Дыхательная гимнастика

  • Гимнастика для глаз

  • Спортивные секции – виды спорта которые нравятся ребенку.

Главное, чтоб ребенок занимался с удовольствием.

В ребенке может укоренится лишь то, что сформировано в семье, а значит, основной успеха является личный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя.

В современном обществе все чаще рождаются дети со слабым здоровьем и с отклонениями в развитии. Этому способствует множество факторов: невысокий уровень медицины в России, нехватка финансирования, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д. И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.

Поэтому стоит острая проблема в поддержании здорового образа жизни детей. Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды, таких как эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм ребенка, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний.

В частности особую значимость имеют занятия физической культурой. Основой для оптимального эмоционального состояния ребенка на весь день является утренняя зарядка. Эмоциональные процессы регулирует все функции ребенка, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст.

Здоровый человек – это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом.

Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

 Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.



Утренняя гимнастика – это прекрасный способ взбодриться, насытить организм кислородом и снабдить энергией. Создает жизнерадостное настроение. Воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

Утренняя гимнастика направлена на оздоровление, способствует укреплению костно- мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.



Построение Утренней Гимнастики

Зарядку для детей, как и для взрослых, следует начинать с проведения разминки. Она может состоять из таких упражнений, как потягивания в сторону и вверх. Они помогают пробудиться и растянуть позвоночник.

  • Начинается со строевых упражнений, затем следуют разные виды ходьбы в чередование с бегом.

  • Перестроение для выполнения ОРУ в колонну 2, 3.

  • После прыжки и более интенсивный бег.

  • В конце ходьба с различными положениями рук. Стихи ритмичные о значимости УГ. Это успокоит сердцебиение и нормализует дыхание.

Подбор упражнений осуществляется с используется ОРУ, строевые и основные упражнения.

ОРУ подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук и плечевого пояса, туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы.

Упражнения могут выполняться без предметов, с предметами и на предметах, из разных И.П. (стоя, сидя, лежа).

Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечно сосудистой и дыхательной систем.

Для правильного размещения детей применяют строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкание и смыкание).

Комплекс повторяется 2 недели.

Моторная плотность УГ должна быть высокой. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения.

От 4-5мин., до 10-12мин.

Лучше всего УГ выполнять вместе с детьми. Давать возможность детям самим демонстрировать выполнение упражнения - это развивает самостоятельность и интерес к физкультуре.

 Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

 – традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

 – обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др.;

 – игрового характера (из 3-4 подвижных игр);

 – с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

 – оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

 – с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);

– с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т.д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.) [4]


Правила утренней зарядки.

Утреннюю зарядку надо делать на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате.

Очень важно правильно дышать при выполнении упражнений.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка возрастает постепенно и снижается к концу утренней гимнастики, продолжительность должна составлять 5 мин.

На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.

Физические упражнения с музыкальным сопровождением благотворнее влияют на организм, вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции.

Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики:

Различные виды ходьбы:

– Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.);

– Упражнения на растягивание (на развитие гибкости);

– Упражнения на потягивание;

– Танцевальные движения;

– Бег трусцой и легкие прыжки;

– Дыхательные упражнения;

Хотелось бы отметить, что ребенку нужно правильно дышать через нос. Чтобы лучше это контролировать, следует включать упражнения со звуками на выдохе («с-с-с»; «ш-ш-ш»).

 Нужно контролировать безопасность ребенка, но не подавлять при этом его активность. Сравнивать достижения ребенка нужно только с его личными прошлыми результатами. Чаще следует хвалить его за успехи и вселять уверенность.

Зарядка должна быть:

Постепенной, от простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.

- Разнообразной, примерно каждые 10 дней следует заменять 1-2 упражнения, чтобы поддерживать интерес ребенка. Включать в зарядку разнообразные предметы: мячи, скакалки, флажки, любимые игрушки. Придумывать названия для упражнений («самолетик», «петушок», «зайчик», «ракета»).

- Регулярной, оздоровительный эффект достигается только с помощью систематического выполнения. Ежедневно тренируя крупные группы мышц, мы активизируем обменные процессы, создаем благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма. Надо стараться как можно раньше воспитывать у ребенка привычку делать каждый день заряд.

- Умеренной, все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомление ребенка.

- Доступной, упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.



Комплекс утренней гимнастики

1. Ходьба на месте или с передвижением с размашистыми движениями рук, сжимая и разжимая пальцы. Длительность 1 минута.

2. Стоя, ноги на ширине плеч. Левую руку через сторону вверх, правую за спину, прогнуться и потянуться, вдох; вернуться в исходное положение, выдох. Повторить, сменив положение рук. Темп средний.

3. Стоя, подняться на носки, руки поднять через стороны вверх, прогнуться – вдох; вернуться в исходное положение – выдох.

4. Стоя, ноги врозь, левую руку вверх правую на пояс; пружинящий наклон вправо; повторить то же в другую сторону. Дыхание равномерное, темп средний.

5. Стоя, мах левой ногой назад, руки махом вперед, кисти расслаблены – вдох; исходное положение – выдох; повторить то же с правой ноги.

6. Стоя, руки в стороны – вдох; выпад правой ногой, наклон вперед, руками коснуться пола – выдох; исходное положение – вдох; то же с левой ноги. Темп средний.

7. Сидя на полу, руки к плечам. Три пружинящих наклона вперед, взявшись руками за голени – выдох; выпрямится, руки к плечам – вдох. Наклоны постепенно увеличивать. Ноги не сгибать. Поднимая туловище, расправьте плечи. Темп средний.

8. Исходное положение – упор сидя сзади. Прогибаясь перейти в упор лежа сзади, согнуть правую ногу вперед; повторить то же, сгибая левую ногу. Носки ног оттягивать. Дыхание произвольное.

9. Исходное положение – упор стоя на коленях. Наклоняя голову вперед и поднимая правое колено, выгнуть спину; исходное положение; выпрямить правую ногу назад и прогнуться; исходное положение. То же с другой ноги.

10. Исходное положение – стойка на коленях. Руки вперед, вверх, в стороны, прогнуться с поворотом туловища направо – вдох; поворачиваясь прямо и садясь на пятки, наклон вперед, руки назад – выдох; исходное положение. То же, делая поворот в другую сторону. Темп медленный.

11. Стойка ноги врозь, руки вперед, пальцы в замок. Поворот туловища влево – вдох; исходное положение – выдох; наклон назад, руки за голову – вдох; исходное положение – выдох. То же в другую сторону. Темп средний.

12. Стоя, руки на поясе. Прыжки поочередно на правой и левой ноге. Дыхание произвольное. Темп средний.

13. Бег на месте или с передвижением. Дыхание равномерное. Темп средний. Продолжительность 40–50 секунд. Переход на ходьбу с высоким подниманием бедра 20 с или более.

14. Стоя ноги врозь, руки на поясе, руки вперед. Поднимаясь на носки, локти назад, прогнуться – вдох; исходное положение – выдох.

10 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ НУЖНО ДЕЛАТЬ УТРЕННЮЮ ГИМНАСТИКУ

«Приготовьтесь к выполнению гимнастических упражнений», – этими словами, произнесенными Николаем Гордеевым под музыкальное сопровождение Валентина Родина, начиналась знаменитая советская утренняя зарядка по радио. Ею занимались взрослые и дети, под нее чистили зубы, завтракали, собирались на работу и в школу. Аргументы «за» или почему нужно делать зарядку по утрам Г. Лэндри, фитнес-тренер и автор высокоинтенсивных программ для снижения веса, утверждает, что одним из важных элементов при занятиях спортом является утренняя гимнастика. Регулярное выполнение зарядки способствует, по его мнению, похудению и улучшению общего состояния организма. Он выделяет 10 причин, почему нужно делать утреннюю зарядку:

1. Более 90% людей делающих зарядку утром улучшают свои результаты в спорте.

2. Утренние занятия способствуют «скачку» метаболизма, в результате чего организм сжигает за день больше калорий.

3. Делая зарядку, человек получает заряд бодрости и энергии.

4. Многие люди говорят, что упражнения по утрам помогают им регулировать аппетит в течение дня.

5. Утренняя зарядка способствует пробуждению организма. Со временем циркадный ритм подстраивается под такой режим, и человек чувствует себя лучше.

6. Занимаясь упражнениями, мы становимся более дисциплинированными.

7. Исследованиями подтверждено, что физическая активность стимулирует умственную деятельность.

8. Делая 10-минутную зарядку с утра, можно поддерживать тело в форме.

9. В результате занятий физиологические процессы в организме будут работать лучше, что приведет к общему улучшению самочувствия.

10. Просто попробуйте сделать зарядку с утра, и вы убедитесь, как это здорово.

Комплекс упражнений для утренней гимнастики

Остановимся на отдельных важных аспектах, которые следует узнать прежде, чем приступить к упражнениям.

1. Не стоит делать зарядку сразу после пробуждения. Встаньте, выпейте стакан воды, умойтесь, сделайте растяжку, а уже после принимайтесь за выполнение зарядки.

2. Организм с утра еще не готов к сильным нагрузкам. Выполняемые упражнения должны быть плавными и не содержать резких движений. Во время занятий старайтесь дышать ровно и спокойно.

3. К силовым нагрузкам также лучше не прибегать. Оптимально с утра заняться аэробными и упражнениями с собственным весом.

4. Выполнять каждое упражнение нужно 8-10 раз.

Старайтесь делать зарядку ежедневно.

Упражнения для головы: повороты влево и вправо; наклоны вперед-назад. Для плеч и рук: вращательные движения плечами поочередно и вместе; вращения прямыми руками, описывая круг; поочередные махи руками – одна рука сверху, вторая снизу; вращение согнутыми в локтях руками в разные стороны.

Для туловища: ноги на ширине плеч, выполнять плавные наклоны вперед, стараясь коснуться ладонями пола; руками, согнутыми в локтях, держась за пояс, вращать тазом с небольшими прогибами вперед в обе стороны.

Для ног: поочередные махи ногами вперед-назад; приседания без отрыва пяток от пола; подъемы на носках ног.



Список используемых источников:



  1. Ермакова З.И. На зарядку, малыши!-2-е изд., перераб.-Мн., «Нар. асвета», 1981.

  2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников-М: «Издательский центр «Академия», 2000.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!